В статье рассматриваются понятия «отношения», «межличностные отношения», «педагогика сотрудничества», «тьюторское сопровождение». Описаны исследования формирования межличностных отношений младших школьников посредством применения учителями в своей практике педагогики сотрудничества, гуманного подхода.
Ключевые слова: отношения, межличностные отношения, педагогика сотрудничества, тьютор, тьюторское сопровождение.
Отношения с другими людьми зарождаются и активно развиваются в детском возрасте. Опыт первых отношений является важной базой для дальнейшего развития личности ребёнка, во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. В настоящее время многие педагоги не всегда в должной мере уделяют внимание тому, какая психологическая атмосфера складывается в классе в силу того, что приоритетной задачей учителя, зачастую, является повышение академических результатов как индивидуальных, так и групповых. Соответственно, как результат, без внимания остаются ученики, которые занимают неблагоприятное положение в системе межличностных отношений, что ведет к полной изоляции ребёнка в классе. С другой стороны, если в детском объединении межличностные отношения развиваются в позитивном аспекте, происходит положительное влияние не только на физическую активность, психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность ученика, а на сплоченность класса в общем.
Веяния современности приводят к тому, что подрастающее поколение значимую часть времени в течение дня пребывают в online-пространстве, общаясь с друзьями и знакомыми в социальных сетях, ролевых играх посредством проведения stream-трансляций, а не при личном общении, взаимодействии в offline. В связи с этим, теряются навыки межличностного живого общения, у детей пропадает желание прилагать усилия для развития себя, навыков коммуникации и социализации. Собственно, а зачем мне это нужно? Если в интернет-пространстве ты можешь быть кем захочешь, создавать видимость того человека, которым в жизни не являешься, но хочешь таковым быть.
Отношения (в психологии) — в самом общем виде — фиксирование по какому-либо признаку взаиморасположение субъектов, объектов и их свойств (Л. А. Карпенко). Межличностные отношения — особый вид общественных отношений; реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов; фрагменты общественных отношений, воспринимаемые индивидом (как носителем суммы социальных ролей и неповторимой личностью) только как межличностные отношения [1].
В современном научном мире наблюдается значительный рост психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме межличностных отношений младших школьников. В психологии существуют различные подходы к пониманию данного явления, каждый из которых имеет свой предмет изучения. Проблемой межличностных отношений занимались психологи: Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, Н. Н. Обозов, А. В. Кривчук, В. С. Мухина, где основным предметом была структура и возрастные изменения детского коллектива. Я. Л. Коломинский говорит о том, что «отношения и взаимоотношения — это явление внутреннего мира, внутреннее состояние людей».
Исследования показали, что большинство младших школьников не могут продуктивно устанавливать отношения, не чувствуют себя полноценными членами группы и не удовлетворены общением со сверстниками, что, непосредственно, ведет к отрицательным последствиям. Дети замкнуты, в большинстве случаев с заниженной самооценкой. Такое поведение закрепляется реальными взаимоотношениями. В силу возраста, ребёнку тяжело изменить себя самого и отношения к нему классного коллектива.
В формировании межличностных отношений у детей младшего школьного возраста решающая роль принадлежит педагогу. С первых дней обучения, когда у детей еще отсутствует субъективные, не всегда верные, оценки друг друга, ученики безоговорочно принимают и усваивают оценку своей личности и личности одноклассников со стороны педагога. Учитель, в данный период времени, является высшим авторитетом для детей. Поэтому важно объективно оценивать как личность ребёнка, не опираясь на внутреннее отношение к нему со знаком «+» или «–», так и к ситуациям, происходящим между учениками в классе, не прикрепляя ярлыки «ты-хороший», «а ты-плохой». Анализ характеристик учеников, оцениваемых учителем, показывает, что «изолированных» детей, то есть детей, требующих повышенного внимания, не любят сами педагоги. Регулярные отрицательные оценки и осуждение ребёнка, приводят к тому, что большинство одноклассников прикрепляют негативный «ярлык» на «нелюбимого» педагогом ученика, не принимают в созданное ими комьюнити.
Негативное влияние на положение ребёнка в системе межличностных отношений может оказать и намеренное «захваливание», противопоставление ученика всему классу как примера для подражания. Дети негативно воспринимают не саму похвалу конкретного ребёнка, а сравнение себя с ним. Еще не устоявшаяся самооценка может с высокой скоростью пойти вниз, ситуация успеха, в условиях вечного сравнения с другими, для ребёнка будет труднодостижима.
С чрезмерным захваливанием или отрицательной оценкой личности — ребёнок перестает чувствовать себя частью школьного коллектива, не может влиться в него. Как итог — «сбегает» в социальные сети, в компьютерные игры и мессенджеры, где чувствует себя хорошо «как рыба в воде». Здесь у него тысяча друзей и подписчиков, большое количество «лайков», популярность. Но, не будем забывать об опасностях, подстерегающих ребёнка в различных группах «поддержки», которые, в большинстве своём, не только вредят ему, но и способствую антисоциальному поведению. Как минимизировать детей, требующих повышенного внимания и так называемых «любимчиков», не допустить негативного влияния на молодое поколение? Ответ прост: нужно стать для ребёнка другом, соратником, наставником. Достичь этого можно посредством соблюдения принципов гуманной педагогики, педагогики сотрудничества.
Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике 80-х годов ХХ века, представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности как альтернатива авторитарным тенденциям в советской школе. Среди авторов: С. М. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Краковский, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин и другие. Все вышеперечисленные авторы имели большой практический опыт в школе и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Ряд положений педагогики сотрудничества опровергали традиционные системы обучения и воспитания, тем самым вызывая множество споров. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ [3].
Говоря о педагогике сотрудничества, хотелось бы сосредоточиться на трудах Шалвы Александровича Амонашвили — великом человеке, написавшем большое количество книг о воспитании и обучении детей.
Ш. А. Амонашвили — один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Его систему «Школа Жизни» (гуманно-личностный подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике. По созданной им философской системе — «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни»» работают учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья. Сам Шалва Александрович уверяет нас, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребёнку он научился у классиков мировой педагогики — В. А. Сухомлинского, Я. Корчака (Э. Х. Гольдшмидт), К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, взяв у каждого педагога часть из его опыта. Ш. А. Амонашвили удалось собрать в единое целое то, что было накоплено веками. Создать прочный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название — гуманной.
«Если мы решили устремиться к такой возвышенной цели — воспитывать в Ребёнке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть благородным. Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле — гуманной педагогикой» — говорит Ш. А. Амонашвили. Шалва Александрович в своих выступлениях определяет основные постулаты гуманной педагогики: вера в возможности ребёнка; раскрытие его самобытной природы; уважение и утверждение личности воспитанника, направление его на служение добру и справедливости. Не подвергая сомнению значимость знаний в становлении личности ребёнка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью. Профессор пишет: «Ребёнок есть единство заключённых в нём духовных и природных сил, он есть проявление Космоса в Микрокосмосе. Но есть также неповторимая частичка Целого, уникум среди уникумов» [2].
Каждому учителю важно стремиться быть гуманным. Роль педагога состоит не в том, чтобы заставлять ребёнка учиться, а в том, чтобы помогать, прививать любовь к учёбе с позиции наставничества. Учитель должен создавать среду, побуждающую детей к учению и развитию. Быть авторитетом для детей не с позиции авторитарного взрослого, а с позиции партнёра-наставника, компаса и навигатора, направляющего ребёнка, указывающего ему путь. А значит, приоритетной задачей для педагога становится тьюторское сопровождение. Тьютор — это позиция преподавателя, который помогает обучающемуся строить индивидуальную образовательную траекторию (Н. И. Рыбалкина). Тьютор — это не про ежеминутное сопровождение ребёнка, а про поиск нестандартных решений ситуаций, привитие навыков самостоятельности и способности нести ответственность за свои слова и поступки, развитие коммуникации как ребёнка, так и группы детей. Педагог способствует научению ребёнка вслушиваться в реакции собеседника, замечания, ждать согласия собеседника или разность мыслей, быть готовым к спору и обсуждению разности мнений, прививать способность к конструктивной критике, приходить к компромиссному решению. Чтобы дети чувствовали, когда следует задержаться там, где поразмыслить и выдержать паузу, ускорить ход разговора там, где это ускорение пойдет на пользу. Если педагог обладает тьюторскими навыками, располагает к себе, общается с детьми, как с равными, то и сами дети между собой будут дружны и общение их будет развиваться с положительной динамикой. Создание специальных условий, групповая работа, индивидуальный подход к каждому ученику, — все это в совокупности будет влиять на формирование позитивных межличностных отношений у младших школьников. Без общения и взаимодействия со своими одноклассниками, дети хуже адаптируются в обществе, самооценка становится ниже нормы, пассивность в физической и интеллектуальной деятельности. Важно и нужно формировать межличностные отношения уже с первого класса.
Литература:
- Андреева Г. М., Донцова А. И. Социальная психология в современном мире. М. 2015.
- Амонашвили. Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 3. М. 2012.
- Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] https://slovar.cc/enc/ped/2137845.html
- Логинов Д. А. Тьюторское сопровождение в школе. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 160с.