Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 05.06.2017

Статья просмотрена: 5841 раз

Библиографическое описание:

Шамуратова, Г. Ю. Синергетический подход как форма многовариантности в образовательном процессе / Г. Ю. Шамуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44215/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются и анализируются вопросы внедрения синергетических педагогических технологий в процесс обучения. Критически оцениваются некоторые проблемы в адаптации синергетического метода с традиционной диалектикой.

Ключевые слова: синергетика, синергетический подход, педагогика, образование, многовариантность, педагогические технологии, интеракция, сотрудничество

This article considers and analyzes the implementation of synergistic pedagogical technologies in the process of education. Some problems in the adaptation of the synergetic method with traditional dialectics are critically evaluated.

Key words: synergy, synergetic approach, pedagogy, education, diversity, pedagogic technologies, interaction, cooperation

XXI век — это век интеллектуальной собственности, информационных технологий, новшеств и инноваций. И в этих условиях, сегодня, система образования должна отличаться своей многофункциональностью. Теперь она обязана не только выпускать квалифицированных специалистов в разных областях, но и формировать настоящих представителей гражданского общества, воспитать лидеров, которые смогут определить перспективные направления развития человечества. Чтобы достичь такого многофункционального уровня, в систему высшего образования должны быть внедрены новые, более интерактивные методы и подходы преподавания. Одним из таких инноваций в процессе обучения, несомненно, является синергетический подход.

Нужно отметить, что много ученых и педагогов посвятили свои научные работы таким темам как «синергетика в педагогике», «синергетический подход» и «системно-синергетический метод», синергетика как педагогическое понятие находится на стадии разработки.

Термин синергия или синергетика происходит от древнегреческого слова «synergos» что означает работать вместе, комбинировать действие [5]. Данный термин также используется как синоним словам сотрудничество и содружество.

В науке термин синергетика имеет очень широкий смысл. Во многих гуманитарно-философских словарях синергетика определяется как современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос [4, С. 31–36].

Таким образом, в широком смысле синергетика означает многовариантность или альтернативность выбора. А в более узком смысле, например, в организации процесса деятельности по какой-либо сфере синергетический подход требует креативной нелинейности, системности и прогнозирования результатов.

Что касается внедрения синергетического подхода в систему образования, то здесь он в первую очередь требует сотрудничество участников образовательного процесса:

– прямых участников учебного процесса, т. е. преподавателей и учащихся,

– непрямых участников и заинтересованных сторон, т. е. родителей, администрации учебного заведения, государственных органов образовательной системы, негосударственных образовательных структур, других научно — академических институтов и т. д.

Синергетический подход — это не разовый педагогический метод, он выходит за рамки одного урока и охватывает весь учебный процесс и образовательную систему конкретного учреждения. Данный подход упрощает процесс обучения, давая студентам и преподавателям возможность мобильности и выбора. Студент научится работать в группе и самостоятельно в разных сложных и кризисных условиях. выделяют три важнейшие аспекты внедрения методов синергетики в образовании [2, C.22–26]:

– дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования;

– использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;

– применение в управлении учебно-воспитательным процессом.

Синергетическое обучение происходит, когда студенты сосредоточены на двух основных вещах — на чем они учатся (содержании и навыках курса) и как они учатся. Студенты должны развивать понимание себя как учеников и уметь оценивать себя как преподаватели. Синергетический метод работает, когда учащиеся учатся у других людей и вместе с ними. Они учатся у учителя, у которого есть соответствующий опыт и знания. Они также учатся у других студентов, которые предлагают объяснения. Когда студенты выступают в роли учителей, их уверенность возрастает, равно как и уверенность тех, кто учится у них. Благодаря этой синергии студенты обнаруживают, что они могут очень легко понять и даже осмыслить трудные темы.

Однако имплементация синергетических технологий в процесс обучения очень трудоемка. Особенно, когда речь идет о соотношении синергетического подхода с традиционными педагогическими технологиями. Многие ученые и эксперты придерживаются мнения, что синергетика предполагает отказ от педагогических методов, основанных на жестком ограничении действий обучающихся в пользу самоорганизованного процесса обучения путем [1, cтр. 3]:

  1. создания образовательных технологий, органично сочетающих разнообразные педагогические подходы;
  2. Формирования адекватной самооценки учащимися собственных действий, своих способностей и увлечений, саморегуляцию;
  3. составления индивидуальных модулей из системы учебных курсов, выбора преподавателя, времени и темпа обучения;
  4. взаимосвязи с научными организациями, сетевыми открытыми образовательными учреждениями, позволяющими осуществлять информационное сопровождение инновационной и экспериментальной деятельности, обеспечивать связь школьных предметов с актуальными потребностями информационного общества;
  5. создания «единого информационного педагогического поля семьи и школы», позволяющее педагогическому коллективу эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с учетом особенностей возрастного периода в развитии учеников, наладить позитивное педагогическое взаимодействие с учащимися и их родителями.

Однако, по нашему мнению, синергетический подход может адаптироваться не только с другими интерактивными педагогическими методами. Он должен использовать достижения традиционной формы обучения и дополнять ее. Как отмечено в работе В. Игнатова в использовании синергетики нельзя отбрасывать того позитивного, что было выявлено до нее с использованием классической диалектики. Это две взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга формы постижения законов и закономерностей образовательного процесса [3, cтр. 24].

Итак, в образовательном процессе, синергетические педагогические технологии являются гарантами обеспечения многовариантности. Синергетическое обучение предоставляет каждому студенту возможность самостоятельного и неординарного движения к успеху путем создания условий для выбора и альтернативы. Студент начинает понимать себя, свои возможности, интересы, сильные и слабые стороны, таланты и жизненные приоритеты.

Кроме того, в ходе синергетического обучения учащиеся начинают понимать других и принимают их такими, какими они являются. Данная особенность синергетики позволяет нам, педагогам более эффективно организовать процесс обучения и четко представить результаты данного процесса.

Литература:

1. Бабич И. Н. Синергетический подход в обучении и воспитании в школе — результаты эксперимента //ссылка: http://spkurdyumov.ru/misc/sinergeticheskij -podxod-v-obuchenii-i-vospitanii-v-shkole/;

  1. Ворожбитова, А. А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А. А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. — 1999. — № 2;
  2. Игнатова В. А. Синергетика в образовании// жур. Образование и наука.- 2010, № 1
  3. Князева Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественно -научного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. — 1994. — № 4;
  4. Online Merriam Webster dictionary// https://www.merriam-webster.com/ dictionary/synergy.
Основные термины (генерируются автоматически): синергетический подход, процесс обучения, образовательный процесс, синергетика, синергетическое обучение, студент, образовательная система, синергетический метод, учебно-воспитательный процесс, учебный процесс.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения иностранному языку

В статье рассматриваются сложности, возникающие у студентов в миропонимании носителей иностранного языка. Акцентируется внимание на возможности применения методов концептуальной лингвистики для решения данной проблемы.

Современные технологии обучения студентов в вузе

В данной статье раскрывается важность основной задачи современной дидактики, которая заключается на познании дисциплины посредством общения, основанного на взаимопонимании педагога и студента.

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения

В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Методы концептуальной лингвистики как средства обучения иностранному языку

В статье рассматриваются сложности, возникающие у студентов в миропонимании носителей иностранного языка. Акцентируется внимание на возможности применения методов концептуальной лингвистики для решения данной проблемы.

Современные технологии обучения студентов в вузе

В данной статье раскрывается важность основной задачи современной дидактики, которая заключается на познании дисциплины посредством общения, основанного на взаимопонимании педагога и студента.

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Компетентностный подход и его реализация в различных педагогических системах

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании, рассмотрены ключевые компетенции выпускников в различных педагогических системах, рассмотрена их связь с государственным образовательным стандартом.

Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения

В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Задать вопрос