Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Синергетика как общая методология современного образования

5. Социальная философия
06.04.2015
1837
Поделиться
Библиографическое описание
Романенко, И. Н. Синергетика как общая методология современного образования / И. Н. Романенко, А. П. Зайко. — Текст : непосредственный // Новые идеи в философии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 21-27. — URL: https://moluch.ru/conf/philos/archive/135/7549/.

Современная цивилизация стремительно входит в зону риска и нестабильных состояний, которая насыщена сложными и резко обостряющимися проблемами, охватывающими все сферы жизнедеятельности человека.

Социальные процессы, которые в настоящее время приобретают высокую популярность в позиционировании учёными своих достижений, не могут решаться в отрыве от других сфер деятельности человека. Следовательно, необходимо рассматривать социальные процессы непосредственно в их возможной и имеющейся взаимосвязи с другими сферами деятельности человека.

Синергетика определяется как междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных и социальных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем), наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Вполне очевидно, что такой широкий подход в полной мере соответствует целям и задачам социального развития общества, следовательно, логичным будет предположить, что понятия и принципы синергетики вполне можно применить и для рассмотрения природы социальных процессов.

Вместе с тем, необходимо отметить, что социальная синергетика является достаточно новым направлением для науки. Специфика социальной синергетики состоит в том, что в отличие от естественнонаучной синергетики она «исследует общие закономерности социальной самоорганизации: взаимоотношений социального порядка и социального хаоса (взаимоперехода их друг в друга и их синтеза друг с другом)» [4].

Тысячелетий опыт социального развития, хорошо отраженный в теории организации А. А. Богданова [1], свидетельствует, что социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов — организации и дезорганизации. Организация — последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка. Дезорганизация — последовательный распад диссипативных структур на более простые.

В. П. Бранский определяет социальную синергетику следующим образом: «социальная синергетика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т. е. взаимоотношений социального порядка и социального хаоса» [2].

Закономерности социального развития с позиций синергетики проявляются в самоорганизации в сфере ценностей. Специфика социальной самоорганизации состоит в ее трехъярусной структуре. Следует различать социальную самоорганизацию на онтологическом, гносеологическом и аксиологическом уровнях, проявляющуюся в форме дифференциации и интеграции на уровнях

-          онтологическом — социальных институтов;

-          гносеологическом — концепций;

-          аксиологическом — ценностей (общезначимых желаний и связанных с ними социальных идеалов).

В настоящее время все чаще можно слышать о синергетическом управлении или даже о теории такого управления, хотя пока что далеко не ясно, что в данном случае имеется в виду. Дело в том, что теория управления в ее классическом виде предполагает достаточно четкое разграничение субъекта и объекта управления, а также априори ясно сформулированную цель управления. Синергетические представления об управлении в какой-то степени близки оргпроектированию, программированию и сценированию, разрабатываемым в рамках системы мыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий), в котором цель возникает при самоопределении и учитываются позиционные отношения «субъект–процесс» [3].

Кризис современной системы образования, так же лишь часть глобального кризиса, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что в условиях нарождающегося постиндустриального информационного общества «третьей волны» не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм, нестабильность политических и экономических ситуаций. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях.

Синергетика предлагает специфические методы обучения: самообразование, нелинейный диалог, пробуждающее обучение, обучение как адаптивная модификация, обучение как фазовый переход и др.

Поскольку самоорганизация является одним из ключевых понятий синергетики, то в аспекте образования это в первую очередь означает самообразование. Следовательно, лучшее управление — это самоуправление. Еще даосизм утверждал, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше. Главное — не передача знаний, но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знания, способами самообразования.

Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма, влечет за собой новый диалог человека с природой. Она приводит также к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, ее чувствительности к малым воздействиям, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Нелинейный диалог предполагает, что процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого может быть представлена следующим образом. Это — нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, попадания — в результате разрешения проблемных ситуаций — в один и тот же темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной активности в такого рода ситуации преподаватель и обучающийся начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Обучение становится интерактивным. Не только преподаватель воздействует на обучающегося, но и обучающийся учит преподавателя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками. Преподаватель должен научиться видеть, что скрывается за «внешней, витринной картинкой» обучающегося и научиться понимать его. В процессе обучения незнающий превращается в знающего, и вместе с тем, претерпевает кардинальные изменения сам преподаватель.

Главная проблема пробуждающего обучения заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Еще одна трудность — как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций. Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Речь идет о так называемых резонансных, топологически правильных воздействиях. Результаты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими.

Длительный процесс обучения или самообразования, творческой работы вообще связан с целой серией событий качественной перестройки аттракторов, своего рода фазовых переходов. Человек становится иным. Развивая основы диалогического мышления и способа жизни, немецкий философ экзистенциального направления Мартин Бубер совершенно с другой стороны приходит к аналогичному выводу: «Связь есть взаимность. Мое Ты воздействует на меня, так же как и я оказываю воздействие на него. Наши ученики влияют на нас, наши работы строят нас» [5].

На основе синергетики возможно также сближение гуманитарного и естественно-научного образования. Гуманитарное образование все более математизируется. Использование компьютерных программ, визуализирующих синергетические знания, — это реальный путь для гуманитариев усвоить глубоко содержательные понятия и идеи, получаемые на самом передовом крае математической и физической наук, вовлечения в оборот своего мышления важных мировоззренческих следствий и выводов из сложных аналитико-математических расчетов и математического моделирования процессов образования и эволюции сложных структур в нелинейных средах. Для специализирующихся в области естествознания — это способ повышения их общей культуры мышления, расширения их культурологического образования. Чтобы надлежащим образом ориентироваться и эффективно действовать в современном сложном и нестабильном мире, необходимо овладеть сложным мышлением.

Синергетическая теория может быть использована как новый методологический базис для исследования будущего, для глобального моделирования и построения сценариев развития.

Существует и иная сторона связи синергетики с будущим. Будущее общества во многом определяется системой образования и воспитания подрастающего поколения. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования.

Как известно, система образования и воспитания подрастающего поколения во многом определяет будущее общества. Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно и отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывного самообразования.

Трансдисциплинарное образование сегодня лишь начинает свой путь, к его сфере можно отнести множество междисциплинарных предметов: антропология, экология, культурология, концепции современного естествознания, теорию государственного управления и т. д., но методологическое ядро в подходе к их преподаванию по нашему убеждению будет основано на синергетике, науке о жизни в сложном, быстро меняющемся мире.

Кто-то мудро сказал, что образование — это то, что помнишь, когда уже все забыл. Это в высшей степени относится к синергетическому образованию и к образованию через синергетику. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Синергетическое образование действует подспудно. Это — образование, стимулирующее на собственные, может быть еще непроявленные, скрытые, линии развития. Это способ открывания реальности, поиска путей в будущее.

Изучение синергетики как основания объяснения социальных процессов показало, что учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области рассмотрения и анализа социальных процессов и явлений.

Уже в конце 70-хгг. стало очевидным, что благодаря синергетике естественные и гуманитарные науки впервые в истории стали образовывать единое целостное мировидение, создавая давно искомую новую методологию познания. За гуманитариями и теперь остается исследование механизмов общественного развития, а за математиками—построение моделей с учетом этих механизмов, поэтому совместная, а значит, взаимопроникаемая и взаимодополняющая работа обществоведов и естественников — это уже не ближайшая перспектива, а требование сегодняшнего дня.

Применительно к рассмотрению социальных процессов, мы трактуем синергетику как общую закономерность социальной самоорганизации, т. е. взаимодействия социального порядка и социального хаоса.

Синергетика, как новое направление междисциплинарных исследований процессов самоорганизации и развития, протекающих в открытых нелинейных и далеких от равновесия системах может выступать в качестве новой парадигмы образования 21 столетия.

Сегодня повсеместно признается, что традиционная система образования находится в состоянии кризиса. Признается так же, хотя возможно и не столь единодушно, что в поиске новых моделей образования существенную помощь могла бы оказать синергетика. В самом деле, традиционная модель образования в том виде как она сложилась в рамках европейской культуры за последние несколько сот лет, слишком статична, монологична, ориентирована на дисциплинарное разграничение знания в виде относительно автономных, замкнутых систем хранения информации, которой надлежит быть «вложенной» в головы учащийся. Эта модель, будучи по преимуществу закрытой и близкой к равновесию, оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений мира, вступающего в эру эпоху бифуркации.

В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т. п.

Мы можем предположить, что в самом ближайшем будущем междисциплинарность будет актуальной и ценной. Обучение будет осуществляться не «предметам», а способности и возможности многофакторного и вариативного мышления. Новый взгляд, с позиций синергетики может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, эволюционирующих, открытых систем, как общество, различные его подсистемы, в том числе система образования.

 

Литература:

 

1.                  Богданов, А. А. Всеобщая организационная наука. Тектология. Кн. 1. [текст] / А. А. Богданов. — М., 1989.

2.                  Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего [текст] / С. П. Капица, Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. — 3 изд. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

3.                  Кемпбелл, Э. Стратегический синергизм: [пер. с англ.] / Э. Кемпбелл, К. С. Лачс. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.

4.                  Соловьев, В. С. Теория социальных систем: монография: в 3 т. Т. 1: Теория организации социальных систем [текст] / В. С. Соловьев. — Новосибирск, 2005.

5.                  http://www.isra-trainings.com/articles/holo/synergy.html [режим открытого доступа]

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный