Истомин Иван Григорьевич — певец заснеженного края | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Общественно значимое исследование Исследование о родном крае Высокая научная новизна

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №3 (55) март 2022 г.

Дата публикации: 05.03.2022

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Ковалевская, К. Ю. Истомин Иван Григорьевич — певец заснеженного края / К. Ю. Ковалевская, Н. Н. Щипунова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 3 (55). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/young/archive/55/2800/ (дата обращения: 16.12.2024).



Истомин Иван Григорьевичпринадлежал к старшему поколению ямальских авторов, он являлся наставником северных прозаиков и поэтов. Традиции И.Истомина продолжали Л. Лапцуй, П. Салтыков, М. Шульгин, Р. Ругин.

И. Г. Истомин хорошо знал языки народов Севера, Он писал на русском, ненецком и коми языках. В своих стихах поэт использует изобразительно — выразительные средства языка, которые позволяют создать неповторимые образы, отражающие индивидуальный стиль автора. В своей статье я обращаю внимание на роль изобразительных средств в стихах И.Истомина.

Читая стихи Ивана Григорьевича Истомина, я открыла для себя удивительный мир литературных образов. Литературные критики называют его «певцом заснеженного края». В копилке писателя более двадцати книг. У него есть и повести и рассказы, стихи на ненецком и русском языках, романы «Живун», «Встань — трава», Я остановила свое внимание на стихах Ивана Григорьевича. Тема творчества писателя: тундра, быт жителей Севера, культуры малых народностей и красота Севера. Критики считают Истомина И.Г одним из основоположников литературы народов Севера, он посвятил ей более пятидесятилетий своей жизни. [3, 68]

Да, Север! Суровый и прекрасный край. В школе мы его узнаем на уроках географии. По книгам знаем поэтические белые ночи, полярное сияние, бескрайние полотна снегов, широкую, красивую Обь. Тайга, тундра, олени — это настоящее чудо света. Это очень приятная сторона Севера, но есть и есть еще одна сторона. Это жестокий гнус, суровые морозы, вьюги, метели, зимние ночи, которые длятся без конца и края. Сильные и мужественные люди могут жить на севере. А красоту Севера видят творческие и талантливые люди. Иван Григорьевич относится к таким людям.

В Тюменском книжном издательстве в 1957 году вышел сборник стихов И.Истомина «Любимый север». Перевод стихов из сборника «Любимый север» с ненецкого языка выполнил И. Измайловский. [4, 2] В этом сборнике помещены задушевные стихи, они наполнены сыновьей любовью к родному краю, людям, которые живут на крайнем севере. В сборнике «Любимый север» всего 16 стихов. Основная тема стихов в данном сборнике — любовь к Ямалу, людям Ямала.

Прочитав стихи из сборника «Любимый Север», пришла к выводу, что много стихов посвящено красоте весны и лета. Это понятно, зима на Ямале суровая и длинная, жители Ямала с нетерпением ждут весну и лето. Читаю и анализирую стихи из этого сборника. Стихотворение «Ой, вы ночи белые», в нем автор передает восхищение белыми ночами. Предложения с однородными членами «За зиму долгую и темную», «С незакатным солнцем и теплом», «Обь простирается и отражается» помогают раскрыть радостное настроение лирического героя.

Прием антитезы дает ярче понять красоту белых ночей «Ноченька с теплом, а зима холодная и темная». В этом стихотворении эпитеты «белый», «незакатный» подтверждают загадочность белых ночей». В первой строке стихотворения поэт использует два обращения: «ночи белые», «ноченьки полярные» — лексический повтор усиливает восхищение белой ночью. Река Обь является главной артерией всей Западной Сибири, она широка и глубока. Автор показывает в стихотворении значимость реки, используя для этого красивое сравнение «морем простирается наша Обь — красавица». В белые ночи река особенно красивая подчеркивает поэт, используя синонимы: «на реке — то, на воде — то какая благодать». Стихотворение «Ой, вы ночи белые» положено на музыку, которую сочинила Р.Белорукова, исполняет ее хор русской песни Центра народного творчества с. Мужи «Песенные узоры».

Стихотворение «Лето на Ямале» проникнуто радостным настроением. В начале стихотворения три восклицательных предложения Лето! Лето! Лето в самом деле!

Очень понятно чувство автора — долго лета ждали. И дождались….

Олицетворение «тундра тонет «в золоте лучей» помогает понять читателям, что на Ямал пришло тепло, солнце дарит людям радость. Поэт восклицает «Север мерзлотой не угрожай!», не боятся ямальцы мерзлоты, потому что у них есть мечта. «Вижу я, как с яблонь заполярных ненцы собирают урожай» Четыре восклицательных предложения в небольшом по объему стихотворению, но сколько любви и нежности выражает он в этом стихотворении к Северу.

Читаю стихотворение «Весна северного рыбака». С первой строки понимаю, что на Ямал пришла настоящая весна. «Чернеют сопки тундры», снег уже сходит, в конце мая тундра покрывается проплешинами — первыми проталинами. Торжественность и возвышенность поэтическим строкам придает инверсия в предложении. «Уже везде чернеют сопки», «Снова белопарусная лодка на волнах качает рыбака». Лирический герой смелый, не боится ни штормов, ни туманов. Отрицательная частица «не беда» усиливает хорошее настроение лирического героя. Авторский замысел стихотворения раскрывается при помощи эпитетов «белопарусная лодка», «Незакатное солнце», «синий небосвод». И. Г.Истомин в этом стихотворении использует однородные члены «счастье и отрада», «штормы и туманы, которые помогают точно передать настроение лирического героя. Восклицательные предложения «Как прозрачен синий небосвод!», «На волнах качает рыбака!» усиливают восхищение автора Ямалом, весной. Поэт останавливает свое внимание на Салехардском районе, и я понимаем почему. В Салехарде хорошо развита рыбопромышленная отрасль, рыбаки помогали развивать ее. Рыбные ресурсы на Ямале очень богаты, уловы всегда были хороши. И Истомин это подтверждает: «Как рыбак в районе Салехарда он себя прославил навсегда!» Истомин прославляет труд рыбаков. Весна на Ямале кормилица, несмотря на холодную весеннюю погоду, дождь и шугу, рыбаки возьмут много рыбы.

И.Истомин прославляет весну Ямала в стихотворении песни мая. Весна на Ямал приходит значительно позднее чем в центральной полосе России. Под песни весны пастухи уходят в тундру, меняют рацион питания для оленей. Снег тает и появляется любимая растительность для оленей.

Поэт пишет: «И ручьями песни мая зазвучали на Ямале, потому под песни эти пастухи уходят в тундру». Под песни мая рыбаки готовят сети, реки и озера встречают рыбаков Ямала. В этом стихотворении глаголы уходят, готовят говорят о переменах в жизни пастухов и рыбаков.

Стихотворение построено на олицетворении «Ветры, зиму обнимая, грызли снег и лед». Это придает динамику описываемым действиям, окружающему миру. В стихотворении автор применяет аллитерацию, 4 раза повторяется звук з, 5 раз повторяется звук р, это придает звуковую выразительность. А повторение гласных о, е, я делает стихотворение ярким и музыкальным. За счет повторения этих звуков отмечается широта размаха весны. Выразительно — изобразительные средства помогают читателю понять, что весна пришла на Ямал, и все ей рады.

Читая и анализируя стихи И. Г. Истомина, я расширила представления о природе Ямала, его природных особенностях.

Анализ стихов показал, что чаще других встречаются следующие выразительные средства языка: тропы — эпитеты, олицетворение, сравнение, фигуры речи — антитеза, анафора, лексические повторы, инверсия, контекстные синонимы, однородные члены предложения, восклицательные предложения. Изобразительно выразительные средства языка помогают автору наиболее эмоционально воздействовать на читателя, а читателю лучше прочувствовать идею, уловить образ, созданный автором.

Литература:

  1. Певец Севера//Тюменская правда.— 1955.— 16 окт.
  2. И. Г. Истомин: [Краткая биогр. справка]//Творчество народов Севера,—Л., 1955.—С. 417–418.
  3. Полонский Л. Иван Истомин — один из зачинателей ненецкой литературы //Сибирские просторы.— 1957.— № 1.— С. 68–69.
  4. Полонский Л. Поэты Ямала//Лит. и жизнь.— 1961.— № 31.— С. 2.
  5. Воскобойников М. Иван Истомин — певец Ямала и его новая книга //Байкал,— 1963.— № 5.— С. 148–149.
  6. Тюмень литературная: [В помощь учителю-словеснику].— Тюмень, 1963.— 72 с.— Об И. Г. Истомине.— С. 63–67.
  7. Клепиков В. Юбилей писателя // Тюменская правда.— 1967.— 9 февраля.
  8. Сазонов Г. Видя, друге! Здравствуй!: Ивану Истомину —70 лет //Тюменская правда.— 1987.— 31 января.
  9. Беляев Г. От вечно живого корня.— Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1983.— 192 с.— Об И. Истомине.— С. 99.


Задать вопрос