На уроках литературного чтения в начальных классах изучаются произведения известных русских поэтов, многие их которых оставляют неизгладимый след в наших детских душах.
Расширяя рамки школьной программы, решили познакомиться с олекминскими поэтами, их творчеством. Знание творчества наших земляков приобщит к миру прекрасного — поэзии.
Поэзия местных авторов давно и прочно вошла в сокровищницу культуры Олекминского района. Любовь к малой родине, к ее лесам, лугам, Лене — матушке рождают в душах читателей высокие чувства. В городе проводятся различные мероприятия, на которых звучат стихи олекминских поэтов [10, с.76].
В районной газете «Олекма» с 1991 года существует раздел литературно-творческого объединения «Чароит», где печатаются стихи местных поэтов. Члены этого объединения выступают перед земляками со своими стихами. На мелодичные стихи Бернова П. П., Емельяновой Т. В., Хайбаровой Н. В., Корнилова Э. В.и других поэтов написаны песни. На полках библиотек района можно найти сборники этих поэтов. Особой популярностью пользуются коллективный сборник «Мой край родной, березовый…», который был выпущен в 1995 году в издательстве «Бичик», сборники П. Бернова «На Лене — родина моя», Н. Хайбаровой «Равнодушье душе не ведомо», Т. Емельяновой «Откровение», Э. Корнилова «Олекминск родной, он всюду со мной…» и другие.
Творчество олекминских поэтов трогает своей искренностью, теплотой. Стихи этих авторов хорошо читаются, легко запоминаются, близки и понятны по содержанию, переживаниям, настроению. Они прививают интерес к чтению, воспитывают любовь к поэтическому слову, рассказывают о любви к родному краю, родной природе, о птицах и животных, о честности, порядочности, трудолюбии.
Пользуясь тем, что в нашем районе живут и созидают талантливые поэты, возникла идея приглашать их на уроки внеклассного чтения.
Первый урок был посвящен поэзии Эдуарда Корнилова, выпускника школы № 4. Мы познакомились с биографией поэта, его творчеством. Поэт подарил поэтическое открытие мира детства, прочитав свои стихи. В свою очередь мы к этому уроку выучили и рассказали стихи поэта, чем его порадовали. Встреча оставила незабываемый след. На память поэт подарил неопубликованные детские произведения.
Стихи этого автора своеобразные: в ярких и запоминающихся картинках — видение окружающего мира. Оно наплывает волнами, просеивается сквозь душу и остается стихами [4, 5].
Снова май на земле Олонхо
Молодыми ветрами звучит.
Вдаль весенняя песня легко
Над простором таежным летит. [5, с.12]
Поэтический мир поэта, идущий от дружелюбия его среды и непосредственности детства, понятен и оптимистичен. Некоторые его произведения так и просятся на музыку [4, с.5].
На далеком на лугу,
Я за радугой бегу.
Может быть, сегодня к тайне
Прикоснуться я смогу. [6, с.18]
Прекрасные стихи Эдуарда Корнилова откликнулись поэтическим словом. На этой встрече, я, открыла свою маленькую тайну, что пробую писать стихи. На первый взгляд нескладные, но написанные от души строчки, были оценены Эдуардом Корниловым.
Читая сборники Э. Корнилова «Олекминск родной, он всюду со мной…», «Здесь моей жизни большая река», выбрали стихи, которые больше всего понравились. Прочитав, решили разделить их на два раздела: стихи о Родине, стихи для детей. Вместе с родителями перепечатали стихи, собрали их в книжки и дополнили своими рисунками.
Результатом встречи и проведенной работы стали две самодельные книжки со стихами Э.Корнилова. Сборники «Стихи о Родине» и «Стихи для детей». Эти сборнички используются учащимися начальных классов на уроках внеклассного чтения, конкурсах чтецов.
Встреча с поэтом пробудила интерес к поэзии, желанию самим сочинять стихи, анализировать, создавать иллюстрации к прочитанному.
Именно на уроках чтения появляется интерес к стихам, рождаются первые рифмы, воспитывается любовь к поэтическому слову. На этих уроках учимся понимать стихи, анализировать, что способствует совершенствованию собственного поэтического творчества. Ведь человек не рождается с готовыми способностями.
В процессе дальнейшей работы по внеклассному чтению прошли встречи с Петром Берновым, Татьяной Емельяновой, Надеждой Хайбаровой. Они познакомили нас со своим творчеством. С великим удовольствием одноклассники участвовали в беседе. Задавали вопросы о том, когда и как авторы начали писать стихи. На этих уроках у некоторых ребят стали рождаться первые рифмы. На суд маститых поэтов представлялись наши поэтические сочинения.
Особенно яркой была встреча с Надеждой Хайбаровой, в прошлом воспитателем детского сада. Зная психологию детских душ, она достучалась до каждого. Ее стихи тронули наши души своей непосредственностью, простотой, что вызвало желание прочитать и выучить стихи из ее сборников.
Стихи в творческом активе Надежды Хайбаровой разнятся по теме и форме — есть песенные, описательные, сюжетные зарисовки из жизни, монологи и диалоги. [4, с.7]
Я глазам своим не верю:
Среди веточек седых,
Гроздья ягод заалели
Между шапок снеговых. [12, с.5]
Или
Еще вчера так было стыло,
И мерзли руки на ветру.
Сегодня солнце засветило.
И звон капели поутру. [11, с.9]
Мы заворожено слушали, просили вновь и вновь прочитать новые строчки из поэтических сборников Н. Хайбаровой.
Стихи Петра Бернова бесхитростны, как песни. Такие легко запоминаются и хорошо кладутся на музыку. Именно на его стихи написан гимн Олекминского района.
Известно мне, что есть края другие,
Иные реки, горы и поля.
Но дорог сердцу уголок России,
Олекминская малая земля. [2, с.3]
Читаешь, а перед глазами возникают картины, живописно описанные автором.
На пригорке ольха вновь прощается с летом,
И рябина горит, как заря.
Под окошком моим золотые монеты
Обронили в траву тополя. [3, с.35]
Имея веселый, жизнерадостный характер, Петр Бернов заразил нас своей энергией. К тому же он прекрасный рассказчик. Заядлый ягодник, рыбак, охотник — он удивил своими рассказами, стихами о окружающем мире, бережном отношения к природе, умении видеть в самом обычном нечто удивительное, таинственное. На этой встрече возникло чувство, что находишься на лоне природы. Видишь золотые закаты над Леной рекою и приветливо машущие зеленой ладошкой нам с прибрежных лугов тальники, слышишь тайный шепот волны и костра рыбака.
Еще долго мы не хотели расходиться, находясь под впечатлением встречи, очарованные прекрасными строчками о том, что так близко и понятно каждому. И сразу решили, что эти стихи войдут в следующий сборник.
Поэтесса Татьяна Емельянова — удивительный человек с необыкновенным поэтическим даром. Ее стихи возникают из всего — воздуха, неба, снов и противоречий. Разве предупреждают о своем приходе ветер и дождь? Как в природе часто случаются летние грозы, падают снег и дождь, так и в душе и в поэзии Т.Емельяновой случаются чудеса. Стихи растут в ней как ромашки на лугу. [4, с.4]
Беру в ладошки Слово и целую,
Тихонько признаюсь Ему в любви.
По Слову чистому всегда тоскую,
С рождения оно в моей крови…[1, с.43]
Поэзия Т. Емельяновой приобретает общественное звучание в гимне любимого города.
Раскинулся над Леною привольной
Среди красавицы — тайги:
Мой добрый край олекминский раздольный,
Красу свою навеки сбереги. [10, с.49]
Татьяна Емельянова частый гость в нашей школе. Многие знакомы с ней лично. С огромным интересом слушали Татьяну Валерьевну, задавали много вопросов. Прониклись чувством любви к природе своего края, к старинному городу, о котором так проникновенно и душевно пишет Т. В. Емельянова.
Все эти встречи не прошли бесследно. Следующий сборник получил свое название «Радуга» и был издан уже в 4 классе. Название неслучайно, т. к. в него вошли стихи совершенно разных людей. Разных по характеру и поэтическому уровню, по отношению к миру, к себе и собственному творчеству. Каждый из них — человек по-своему неординарный, у каждого есть свои читатели и почитатели. И, хотя круг тем обширен, всех их объединяет искренняя любовь к родному краю, детям. Поэтому в нем присутствуют два раздела: «Родной край» и «Детство». К оформлению этого сборника подошли более профессионально. Была проделана огромная работа: отсканировали рисунки, оформили первую страницу, форзац, написали аннотацию на школьном цветном принтере, распечатали страницы будущего сборника. Каждый из нас испытал чувство гордости за свой вклад в издание этого сборника.
2015 год — юбилейный год для г. Олекминска. Городу исполнилось 380 лет со дня его создания. Это огромное историческое событие, которое нашло отклик в следующем поэтическом сборнике «Олекминск милый, родина моя».
В данный сборник вошли произведения олекминских поэтов о любимом городе.
Можно быть уверенным, что город Олекминск, его тихие улицы, окружающая природа откроют перед читателями этого сборника скромную прелесть нашего старинного городка, что будет способствовать формированию духовно — патриотических чувств.
Созданные сборники стихов представляют интерес для школьников младшего возраста и дошкольников, родителей, воспитателей, учителей начальных классов, литературы. Используются на уроках внеклассного чтения. На школьных мероприятиях с удовольствием рассказываем стихи, напечатанные в сборниках, а также о том, как работали над созданием этих сборников.
Этот проект важен не только для меня, он вызовет интерес у других ребят и может быть использован воспитателями, учителями на внеклассных мероприятиях.
Рис.1. Сборники созданные руками детей
Рис.2.Встреча учащихся МБОУ СОШ № 4 с Н. В. Хайбаровой
Литература:
- Емельянова Т. В. Откровение. — Новосибирский полиграфкомбинат,2004
- Бернов П. П. На Лене — родина моя. — Олекминск, «Олекма»,2003
- Бернов П. П. С любовью вам преподношу… Якутск, Сфера,2011
- …И слово наше отзовется. Сборник стихов. — Якутск, 2010
- Корнилов Э. В. Здесь моей жизни большая река. — Олекминск,2012
- Корнилов Э. В. Олекминск родной он всюду со мной… — Якутск,2005
- Мой край родной, березовый… Сборник стихов — Якутск, Бичик 1995
- Мясников В. П. Ах, ты, Лена... — Якутск, Бичик, 2005
- Мясников В. П. На олекминских просторах. –Олекминск 2010
- Полярная звезда № 4. Журнал. — Якутск Сахаполиграфиздат, 2005
- Хайбарова Н. В. Мне шепнула черемуха — Олекминск, 2000
- Хайбарова Н. В. Равнодушье душе не ведомо. — Благовещенск,2012