Фигурное стихотворение как средство выражения воображения автора | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 29.03.2023

Статья просмотрена: 770 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Е. А. Фигурное стихотворение как средство выражения воображения автора / Е. А. Казакова, О. Н. Федченко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 10-15. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3653/ (дата обращения: 22.12.2024).



У каждого человека есть увлечения, которые ему нравятся. Кто- то играет на скрипке, кто-то занимается боксом, а мне нравится читать и сочинять фигурные стихи. Это увлекательное занятие. Эта «стихотворная игра» была известна ещё в глубокой древности, но привлекает внимание читателя и сегодня. Визуальная поэзия находится на стыке живописи, графики, пластики. Визуальный поэтический текст — результат двух видов деятельности: поэтической и графической.

Ключевые слова : фигурные стихи, визуальная поэзия, воображение, эмоции, собственное сочинение стихов.

В современном мире процессы цифровизации и визуализации охватывают все сферы человеческой деятельности. В современных условиях художественные образы лучше воспринимаются через наглядное изображение.

Объект исследования: фигурные стихи

Предмет исследования: фигурные стихи как визуальная поэтическая форма — «стихи для глаза».

Гипотеза: фигурные стихи предназначены не только для визуального восприятия, но и для выражения воображения автора.

Цель: создать фигурные стихотворения, доказать их значимость в развитии творческих способностей, воображения.

Задачи:

  1. изучить литературу по вопросу;
  2. создать фигурные стихотворения.

Методы и приемы исследования:

Системный анализ

Описание

Творческий

Что такое фигурные стихи?

Фигурные стихи или графические стихи — разновидность поэтической типографики, стихи, в которых графический рисунок строк или выделенных в строках букв складывается в изображение какой-либо фигуры или предмета (монограмма, ромб и др.), образуя рисунок.

История возникновения визуальной поэзии .

История фигурных стихов (визуальная поэзия) насчитывает более двух тысячелетий. Изобретателем фигурной поэзии считается древнегреческий поэт Симмий Родосский. Он написал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. В стихотворении Симмия Родосского «Яйцо» строки следовало читать в следующей последовательности: первая сверху — первая снизу — вторая сверху — вторая снизу и т. д. [1].

Это история о происхождении мира (божества, правителя) из вселенского яйца, и греческие мифы о Зевсе, в образе Лебедя соединившегося с Ледой, после чего она родила яйцо, а из него появилась прекрасная Елена.

Симмий Родосский «Яйцо»

Рис. 1 Симмий Родосский «Яйцо»

Родоначальником русской визуальной поэзии исследователи называют Симеона Полоцкого. Он написал множество стихотворений, в которых воспевал события из жизни царского семейства и придворных. Одно из них — «От избытка сердца уста глаголят» из цикла «Благоприветствования» «на случай» — в честь рождения царевича Фёдора (1661), изображенное в форме сердца.

Симеон Полоцкий

Рис. 2. Симеон Полоцкий

В жанре визуальной поэзии работали Г. Р. Державин и А. П. Сумароков.

В 1809 г. Г. Р. Державин написал фигурное стихотворение «Пирамида». Он уделял большое внимание художественному оформлению своих произведений, и, вероятно, так возник пример визуальной поэзии.

Г. Р. Державин «Пирамида»

Рис. 3. Г. Р. Державин «Пирамида»

Хочется обратить внимание на рифму, она также ступенчата, как пирамида.

Конечно, так писать не так-то легко. Обычно это удавалось большим мастерам, в совершенстве владеющим словом. Да и каждый из этих поэтов был поэтом ищущим. Ищущим что-то новое и совершенно необычное, занимательное.

Во Франции в 1918 г. Гийом Аполлинер написал фигурное стихотворение «Заколотая горлинка и фонтан». Ему важнее всего было достичь синтеза искусств, давней мечты многих поэтов и музыкантов. Поэтический текст оказался все же важнее, поэтому Аполлинер пытался заставить визуальную форму работать на содержание.

Гийом Аполлинер

Рис. 4. Гийом Аполлинер

В начале ХХ века в русской визуальной поэзии происходит новый всплеск, представленный именами Белого А., Брюсова В. Я., Каменского В. В., Бурлюка Д. Д., Хлебникова В., Кирсанова С. И. и других [2].

В этот период возникло течение футуризм — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов. В литературе футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения.

В. Каменский «Солнце»

Рис. 5. В. Каменский «Солнце»

В советское время видеомы публиковал Андрей Вознесенский. В 1985 г. Андрей Вознесенский написал цикл стихотворений, посвященных Сухаревой башне. О ней пишут в связи с важнейшими событиями отечественной истории. Сухарева башня запечатлена в многочисленных работах художников, на страницах литературных произведений. Она навсегда связана с русской историей и культурой.

А. Вознесенский «Сухарева башня»

Рис. 6. А. Вознесенский «Сухарева башня»

Примеры фигурных стихов современных авторов

Сегодня в жанре визуальной поэзии известны работы Сигея Сергея, Никоновой Ры, Хвостенко Алексея, Федулова Александра, Литвак Светы, Кацюба Елены, Кедрова Константина, Мишина Валерия, Кирсанова Андрея.

Визуальная поэзия: Каталог выставки (концепция Ры Никоновой и Сергея Сигея)

Рис. 7. Визуальная поэзия: Каталог выставки (концепция Ры Никоновой и Сергея Сигея)

Т. Манкова «Ариадна»

Рис. 8. Т. Манкова «Ариадна»

Елена Кацюба «Бабочка из сна»

Рис. 9. Елена Кацюба «Бабочка из сна»

Создание фигурных стихов собственного сочинения

Когда я увидела фигурное стихотворение в интернете, то заинтересовалась такой необычной формой создания стихотворений. Мне стало интересно, как совместить содержание и форму и сложно ли это сделать. Сначала я попробовала поместить в форму стихотворение А.А Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Сделать это оказалось несложно. Я взяла шаблон ели и подставила в него содержание. Получилось так:

0

Рис. 10

Потом решила попробовать сочинить собственное фигурное стихотворение. Создавая стихотворения «Туча» (рис. 10), «Осенний лист» (рис. 11), я записала сначала текст, а затем расположила его в виде фигуры. Во многих источниках я читала, что важна только лишь форма, а не содержание. Но я не совсем согласна с этим, ведь вместе они сочетаются гораздо лучше. Мне понравилось составлять такие стихотворения и подбирать для них форму, хотя сделать это было непросто.

1

Рис. 11

2

Рис. 12

Заключение

Фигурный стих — визуальная поэтическая форма; жанр, в образцах которого тема или словесный образ продублированы графическим образом. Он изначально осознавался как жанр «книжной» поэзии, поскольку мог быть правильно воспринят только визуально. Изучив историю происхождения фигурного стиха, принципы его написания, познакомившись с примерами фигурных стихотворений, я написала несколько таких стихотворений сама и могу сделать вывод, что писать фигурные стихотворения сложно, но интересно. Такой жанр поэзии развивает творческие способности, воображение. Кроме того, в фигурных стихах я не увидела преобладания формы над содержанием, они взаимосвязаны, часто форма стихотворения заставляет найти нужные средства выразительности. Проведя работу по написанию фигурных стихов, я могу предложить такой вид творческой деятельности учащимся других классов, а также учителям для использования на уроках русского языка и литературы. Гипотеза о том, что фигурные стихи предназначены не только для визуального восприятия, но и для выражения воображения автора подтвердилась.

Литература:

  1. Что такое визуальная поэзия // arzamas.academy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arzamas.academy/micro/visual/1?ysclid=lfppbu95zl451916201
  2. Визуальная поэзия. Материалы к спецкурсу по анализу поэтического текста // «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/410006?ysclid=lfpq45fah2770285868
  3. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х —1925-го годов в комментариях. — М.: Высш. шк., 1993.
  4. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  5. Штейнер Е. Картины из письменных знаков (из заметок о визуальной поэзии) // Бирюков С. Е. Зевгма: Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994.


Ключевые слова

эмоции, воображение, фигурные стихи, визуальная поэзия, собственное сочинение стихов

Похожие статьи

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в иранской аудитории

Чтение занимает в жизни человека большое место. Читающий человек отличается от не читающего интеллектуальным развитием. Из этого можно сделать вывод, что познавательная деятельность человека осуществляется главным образом посредством чтения. Чтение п...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

Игра — путь познания мира

Данная статья посвящена подвижным играм и их влияния на детей. Игра занима-ет важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра — это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную инфор...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Проблема поэтического перевода

В статье рассматриваются особенности поэтического текста, понятие поэтического перевода, проблема формы и содержания в поэтическом переводе; дискурсивные, фонетические, графические и лингвистические особенности поэтического текста. Делается вывод, чт...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Кардмейкинг как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор рассказывает о нетрадиционной художественной технике — кардмейкинг, о том как сделать необычные открытки и подарки к любому празднику (Новый год, День рождения, 8 марта, 23 февраля и т. п.) своими руками с использованием современной и актуально...

Похожие статьи

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному в иранской аудитории

Чтение занимает в жизни человека большое место. Читающий человек отличается от не читающего интеллектуальным развитием. Из этого можно сделать вывод, что познавательная деятельность человека осуществляется главным образом посредством чтения. Чтение п...

Игра как приём музыкального обучения в детском саду

Данная статья посвящена изучению музыкальной игры как средству организации активной познавательной деятельности дошкольников, в которой с лёгкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки и осуществляется умств...

Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося

Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...

Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития в ДОУ

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст — это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе оз...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — е...

Игра — путь познания мира

Данная статья посвящена подвижным играм и их влияния на детей. Игра занима-ет важнейшее место в жизни ребенка. Подвижная игра — это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, стороны жизни, получают полезную инфор...

Особенности художественной деятельности музыканта-исполнителя

Современные данные социально-психологической науки позволяют снять налет таинственности с таких понятий, как «магия» исполнителя, «флюиды», «биотоки». Все эти явления «непостижимого магнетизма», «гипнотической силы» публичной формы общения можно объя...

Проблема поэтического перевода

В статье рассматриваются особенности поэтического текста, понятие поэтического перевода, проблема формы и содержания в поэтическом переводе; дискурсивные, фонетические, графические и лингвистические особенности поэтического текста. Делается вывод, чт...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Кардмейкинг как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях

Автор рассказывает о нетрадиционной художественной технике — кардмейкинг, о том как сделать необычные открытки и подарки к любому празднику (Новый год, День рождения, 8 марта, 23 февраля и т. п.) своими руками с использованием современной и актуально...

Задать вопрос