Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые юные ученые Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Баймиева, Е. Е. Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой / Е. Е. Баймиева, Ю. Р. Зарипова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3772/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Ключевые слова: значение имени, образ ребенка, художественное своеобразие.

В жизни человека большую роль играет его имя. Оно определяет не только характер, но и судьбу. Русский исследователь С. Р. Минцлов в небольшой книжке под названием «Власть имен» [4] писал о поражающей однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени. А характер в человеке проявляется уже в раннем детстве.

Сборник Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?» содержит 189 стихотворений, в каждом из которых можно встретить имя ребенка и объяснение его смысла. Этот сборник вышел в свет в 2003 году, а в 2005 г. он был занесен в Книгу рекордов России за самое большое количество стихов об именах в сборнике одного автора. Но поэтесса не просто дает тому или иному ребенку имя, объясняет его в тексте стихотворения, но и создает образ ребенка, соответствующий этому имени. Обратимся к некоторым имена из этого сборника.

Амир — князь, эмир. Само слово «князь» в стихотворении звучит дважды: в конце четвертой строки и в конце стихотворения. Необходимо отметить, что именно в последних строчках чаще всего Илона Грошева и называет значение имени ребенка. В стихотворении «Амир» ребенок изображен совсем маленьким, спящим в кроватке, и поэтесса говорит, что сейчас он правит страной во сне, но когда-нибудь именно так и будет. Илона Грошева как бы заглядывает в будущее малыша.

Имя Вадим означает знаменитый, царствующий. Конечно, Илона Грошева иронизирует над этим значением имени, ведь Вадим в ее стихотворении знаменит тем, что «громче всех детей кричит» [1]. Но и здесь автор пытается определить будущее ребенка: «станет скоро он царем, будет царствовать на суше» [1].

Глеб — человек, находящийся под защитой Бога. А в стихотворении «Глеб» мальчик находится не только под защитой Бога, его защитниками выступают родители и, конечно же, бабушка. Эта ситуация понятна каждому, ведь пока ребенок растет, он находится под защитой родных людей. Под защитой Бога находится и герой с именем Игорь, которому посвящено очень маленькое стихотворение: «всего будет в жизни у Игоря много, и долгой, счастливою будет дорога!» [1]. Это имя означает еще и изобилие.

Имя Денис носит тот, кого называют в честь Бога веселья и гуляний Диониса. Илона Грошева создает в стихотворении комическую ситуацию, когда ребенок по имени Денис «сидит на ветке клена, свесив ноги вниз», и его занятиями являются следующие: «он там стихи читает и песенки поет, частушки сочиняет, в ладоши звонко бьет» [1]. Это ребенок, который создает вокруг себя атмосферу радости, веселья и беззаботности.

Имя Егор является народным вариантом имени Георгий, что означает «земледелец — покровитель». И именно герой с таким именем у Илоны Грошевой собирается делать во дворе грядки, сажать цветы, «ведь ты, Егор, большой умелец, самый главный земледелец!» [1].

Максим значит «величайший». И опять поэтесса заглядывает в будущее ребенка. В стихотворении герой изображен очень маленьким. Но герою очень хочется скорее вырасти, чтобы «за ручку и в панамочке водить гулять детей» [1]. И мама ему говорит, что это обязательно случится: «Таким ты будешь взрослым — высоким и большим, да просто величайшим, с именем твоим!» [1].

Имя Матвей в одноименном стихотворении имеет уменьшительно-ласкательный суффикс -юшк-. Для мамы это родной человечек, который приносит счастье, является главным подарком в ее жизни, которому мама дарит много любви и не просит взамен ничего, ведь имя Матвей с древнееврейского переводится как «Дар Бога».

Никита — это «победитель». Именно так начинается стихотворение поэтессы Никита. Возможно, когда-нибудь он одержит великие победы, а пока «он запросто справляется с конфетною горой», «с компотами сражается и с вкусным мармеладом» [1].

Семён означает «слышащий». В этом стихотворении создан образ положительного ребенка, которому все время что-то напоминают родители и который «все прекрасно слышал и в школу вовремя он вышел, и погулял с друзьями он, и пообедал» [1].

Интересно описаны и образы девочек в сборнике поэтессы. Например, имя Екатерина — значит «чистота и благопристойность». Конечно, имеется в виду в первую очередь нравственная чистота, чистота души человека. А в стихотворении создан образ очень вежливой и чистоплотной девочки, которая готовит стол к приходу гостей-кукол. Не менее гостеприимная и Ксения, чье имя в переводе с древнегреческого это и означает. Перед читателем создается еще один образ ребенка, который с восторгом ждет гостей и готовит им угощения, печет куличи и калачи из песка.

Одно из самых интересных толкований имени в сборнике Илоны Грошевой — это толкование имени Камилла. Это имя означает, что она из почетной семьи, безупречного происхождения.

Мало кто знает, что Наталья в переводе с латинского означает «Рождество». Этот праздник и изображает Илона Грошева в стихотворении «Наталья», а героиня подобна этому празднику хохотушка Наташа.

Имя Юлия означает «кудрявая». В стихотворении «Юлия» — это девочка, которую окружают сплошные кудряшки: облака в небе, река на лугах, морская волна на солнце. Да и сама Юленька — милая солнечная девочка с золотистыми кудрями, предназначение которой — дарить людям добро.

Стихи Илоны Грошевой, посвященные детям, не делятся на строфы и чаще всего построены в разной форме. В большинстве случаев это лирический монолог, в котором представлен образ ребенка и объясняется смысл его имени. Но среди отобранных нами для анализа стихотворений есть и такие, где можно увидеть смешанную форму построения стихотворения. Например, стихотворение «Ксения» представляет собой диалог мамы и дочки, ожидающей гостей. Этот диалог предваряют две строчки, которые можно обозначить как слова автора. Стихотворение четко распадается на две части: первая — восторженные реплики девочки, которая собирается печь куличи из песка и расставлять в кукольных горшочках цветы для гостей; вторая — слова мамы, поддерживающей дочку.

Точно также построено стихотворение «Егор». Сначала две строчки авторских слов: «Затеял маленький Егор с папой важный разговор» [1]. После них звучит голос Егора, который обращается к отцу с просьбой купить ему лопатку, чтобы он мог посадить в саду цветы. А все последующие строчки — наставление отца, поддерживающего идеи ребенка. В стихотворении «Максим» можно слышать лишь голос мамы, который звучит после слов автора. Мама понимает желание ребенка «скорее вырасти» и «водить гулять детей». Только в стихотворении «Семён» на многочисленные реплики родителей отвечает сам автор: «Что вы шумите, господа? Вам успокоиться пора! Семен наш все прекрасно слышал!» [1].

Имеет свою специфику и образ автора в стихотворениях Илоны Грошевой. Как правило автор включается в события произведения в эпосе. Он может выступать как повествователь, который ведет рассказ [3]. В лирике же можно видеть переживания лирического героя его отношение к внешнему миру и миру его души, так как поэт всегда стремится «заразить» читателя какими-то мыслями и чувствами. Говоря о лирике Илоны Грошевой, можно отметить явное присутствие образа автора-повествователя во всех стихотворениях, который не называет себя, как личность не проявляется, но в его речи явственно слышится авторский голос, авторская оценка изображаемого. Это можно видеть в стихотворениях «Матвей», «Игорь», «Глеб», «Вадим», «Наталья». В некоторых стихотворениях часть текста представляет обращение к ребенку («Камилла»). А стихотворение «Юлия» целиком представляет собой такое обращение.

Говоря о поэтическом языке, можно отметить, что большая часть стихотворений Илоны Грошевой из сборника «Почему нас так зовут?» содержит риторические восклицания. Очень много их в стихотворении «Екатерина», часть которого представляет реплики самого ребенка, ожидающего в гости кукол. Обилие восклицательных знаков оправдано эмоциональностью речи ребенка. Объяснимо наличие в стихах Илоны Грошевой и риторических вопросов, обращенных к ребенку, как например, в стихотворении «Юлия» («Видишь, Юленька, кудряшки — В небе облака?») [1], или обращенных ко взрослым в стихотворении «Семён» («Что вы шумите, господа?») [1]. Риторические вопросы — это четкое проявление образа автора.

Анализируя морфологические средства стихотворений Илоны Грошевой, отметим обилие глаголов, которые придают динамизм действию. Например, в стихотворении «Валерия» встречается 14 глаголов, в стихотворении «Егор» — 16. Можно сказать, что глаголы использованы практически в каждой строчке. Автор создает какую-то ситуацию, которая требует действий со стороны ребенка и родителя, если образ последнего есть в стихотворении. Создание бытовой ситуации объясняет и использование в небольшом количестве изобразительно-выразительные средства.

Таким образом, в сборнике стихотворений «Почему нас так зовут?» Илона Грошева, создавая бытовые ситуации, показывает образы детей разного возраста, от младенцев до школьников, и объясняет их имена. В большинстве случаев она создает образы положительных детей, поведение которых оправдывает данные им имена.

Литература:

  1. Грошева И. https://stihi.deti.guru/ilona-grosheva/
  2. Грошева И. https://lit-ra.su/ilona-grosheva/
  3. Корман Б. О. Из наблюдений над терминологией М. М. Бахтина. // Проблема автора в русской литературе XIX—XX вв. — Ижевск, 1978.
  4. Минцлов С. Р. Власть имен: О влиянии имени на судьбу человека / С. Р. Минцлов. — Петроград: тип. т-ва А. С. Суворина, 1915. — 16 с.


Похожие статьи

Образ ребенка в произведениях самарского поэта Игоря Гольдина

В статье рассматриваются биография и творчество самарского поэта, музыканта и режиссера Игоря Гольдина, анализируется образ главного детского персонажа книги «Игра в облака».

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Похожие статьи

Образ ребенка в произведениях самарского поэта Игоря Гольдина

В статье рассматриваются биография и творчество самарского поэта, музыканта и режиссера Игоря Гольдина, анализируется образ главного детского персонажа книги «Игра в облака».

Роль метафор и сравнений в раскрытии темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов

В статье рассматриваются характерные для темы детства в творчестве Юнны Мориц 1957–1976 годов метафоры и сравнения, определяется их природа и показывается их влияние на раскрытие темы детства. Материалом исследования послужили ранние сборники Юнны Мо...

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Язык и стиль Эркина Вахидова

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с языком и стиля современного узбекского поэта Эркина Вахидова, анализируются некоторые лирические произведения поэта.

Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)

В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Задать вопрос