Привлечение внимания к экологии через комплексное восприятие красоты окружающего мира | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Базаева, Д. И. Привлечение внимания к экологии через комплексное восприятие красоты окружающего мира / Д. И. Базаева, А. М. Иванова, С. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5.1 (79.1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4449/ (дата обращения: 22.12.2024).



Большинство людей не замечают красоты природы, не ценят ее, забывают, что она требует человеческой заботы и внимания. И это бездействие приводит к ухудшению состояния воздуха, воды и суши.

То же самое можно наблюдать и в человеческом общении: ненормативная лексика, токсичность, гнев, нетерпимость и т. д. Как люди, которые плохо относятся друг к другу, могут обращать внимание на окружающий мир?! Сегодня понятие «экология» расширило свои границы и охватывает сферы экологии языка и экологии взаимоотношений, однако в своей работе мы бы хотели акцентировать внимание людей на том, чего мы по разным причинам не видим вокруг себя.

Чтение книг улучшает такие функции мозга, как память, внимание и концентрация. Кроме того, это может улучшить понимание, социальные навыки и творческие способности. Детям и пожилым людям важно не только читать книги, но и обсуждать их, чтобы прочитанное запомнилось и не пропало даром. Изучая влияние природы на наш мозг, ученые обнаружили, что общение с природой может улучшить многие аспекты когнитивных функций, включая рабочую память, когнитивную гибкость, концентрацию внимания, а также помочь человеку принимать более обоснованные решения, связанные с эмоциональным выбором.

Было замечено, что произведения литературы воздействуют на человека по-разному, некоторые вдохновляют, некоторые пугают и заставляют задуматься, а некоторые оставляют такие неизгладимые впечатления, что человек до конца своих дней не может избавиться от их воздействия. Этого эффекта можно добиться, используя разные стили — кто-то воспринимает прозу лучше через лирику и наоборот.

Мы заметили, что в литературе нет произведений, в которых не было бы описания природы, в конце концов, мы, учащиеся технического лицея, решили взяться за перо и попробовать себя в роли писателей и поэтов.

Изначально мы рассмотрели влияние малых лирических и прозаических жанров на формирование экологической личности. И выбрали для себя три жанра — хокку, стихотворение и рассказ.

1. Хокку было выбрано неслучайно. Это лирическое стихотворение, отличающееся чрезмерной лаконичностью и своеобразными рифмами. В нем изображена жизнь природы и человека на фоне круговорота времен года.

Хокку учат искать простую, незаметную, повседневную скрытую красоту. В японской поэзии хокку всегда символичны, полны глубоких эмоций и философского содержания. Каждая их строка несет высокую смысловую нагрузку (см. рис. 1).

Хокку — это не просто поэтическая форма, но и определенный образ мышления, особый способ видения мира, которое сочетает в себе земное и духовное, малое и великое, природное и человеческое, преходящее и вечное.

Восприятие красоты природы через жанр хокку

Рис. 1. Восприятие красоты природы через жанр хокку

2. Поэзия. Природа вызывает у людей различные эмоции: художники рисуют ее с помощью красок, музыканты — звуками, поэты — словами. В стихах человек одушевлен, наделен переживаниями, качествами и характеристиками живого существа. Такое отношение к природе уходит корнями в глубокую древность. Человек воспринимал мощные силы стихий как нечто живое, способное чувствовать и поэтому не столько рисовал природу, сколько взаимодействовал с ней.

Сочувственное отношение к окружающей природе — высшей созидательной силе нашего мира — позволяет поэтам создавать запоминающиеся образы в стихах. Красота родного пейзажа, красота человеческой души, красота отчизны и труда на ее территориях сливаются в русской поэзии в гармоничное целое.

Главная задача лирики — передать внутренний мир автора, его мысли, чувства и переживания. Лирические произведения помогают автору снять эмоциональное напряжение, выразить свои мысли и переживания и поделиться ими с читателями. Тексты стихотворений позволяют читателю ощутить симпатию, взаимопонимание и сопереживание (см. рис. 2).

Восприятие красоты природы через поэзию

Рис. 2. Восприятие красоты природы через поэзию

Анализируя любое поэтическое произведение, мы используем феноменологические методы и рассматриваем его как сложную систему смыслов, которая встраивается в сознание. Поэзия имеет практическое значение. Это развивает речевые способности человека, ведь поэзия — это торжество риторики и красивое выражение мыслей и чувств. В свою очередь развитие лингвистических способностей человека приводит к развитию его когнитивных способностей, уважению к интеллекту. Поэзия — это выражение красоты языка, идей, и тем самым она наполняет человека чувством прекрасного, формирует в нем эстетическое восприятие, что само по себе дает ему силы для разумной жизни.

И, наконец, поэзия — это источник человеческих знаний в наиболее компактной форме. И чем больше знаний у человека, тем легче ему жить. Поэзия также неотделима от психологии личности. Человек, читающий стихи прошлых лет сегодня, может увидеть себя в этих произведениях, понять, что его переживания важны, потому что они были важны веками. Поэзия часто помогает передать необъяснимое, те оттенки чувств, которые мы замечаем внутри себя, но не можем найти для них словесной формы.

3. Рассказ был выбран нами как вид творческой художественной деятельности человека, который требует от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сравнивать природные явления, размышлять над ними (см. рис. 3).

Проза, как и другие литературные формы, оказывает значительное влияние на сознание человека. Вот несколько способов, которыми проза может влиять на наше сознание:

  1. Сопереживание: чтение прозы позволяет нам погрузиться в жизненные ситуации и переживания других людей.
  2. Развитие мышления: проза часто заставляет нас анализировать сюжет, персонажей, их поступки и мотивы. Такие действия стимулируют наше мышление, помогают взглянуть на ситуации с разных точек зрения и развивают творческое мышление.
  3. Познание мира: через прозу мы узнаем о различных аспектах жизни, культуре, истории и обществе.
  4. Влияние на эмоциональное состояние: проза может вызывать самые разные эмоции — от радости и смеха до грусти и сострадания. Это влияет на наше эмоциональное состояние, способствуя улучшению самочувствия и даже мотивации к действию.

Восприятие красоты природы через рассказ

Рис. 3. Восприятие красоты природы через рассказ

Леонардо да Винчи сказал: «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Природа вокруг нас прекрасна, но из-за постоянной занятости, невнимательности люди отвыкают прислушиваться к тому, что происходит вокруг них.

Мы решили показать красоту нашей природы через красоту ДООЦ «Уральские Зори» и привлечь внимание к экологии, а также создать цифровую книгу, наполнив ее нашими собственными литературными произведениями, фотографиями, которые мы сделали сами, и звуками природы, которые мы также записали самостоятельно.

Почему цифровую книгу? Это удобно в современных реалиях, экологично и практично. Кроме того нашу книгу можно разместить на различных сайтах или на наших страницах в социальных сетях, чтобы как можно больше людей увидели ее. Следует также отметить, что большинство молодых людей проводят время в Интернете, и им также может быть интересна наша книга.

Чтобы все получилось, мы отправились исследовать территорию «Уральских Зорей» в самое замечательное время, когда просыпается природа, — весной. Мы должны были найти место для вдохновения, потому что нужно было не только писать работы, но и фиксировать с помощью фотографии пейзажи лагеря и учиться слушать и слышать окружающие звуки.

Виды детского лагеря вдохновляли нас каждый день, и благодаря этому мы смогли писать японские хайку, стихи, рассказы. Мы подключили к работе наших друзей, людей, неравнодушных к проблемам окружающей среды и истинных патриотов своей земли. Каждый участник нашей группы целыми днями бродил по окрестностям и собирал различные материалы для книги, а также искал свою собственную музу! Закаты и рассветы вдохновляли всех больше всего, потому что в природе они особенно красивы! Следует отметить, что были и те, кто изначально немного скептически отнёсся к необходимости самостоятельно писать различные истории. Ведь эта работа давалась нам по-разному: кому-то было сложно писать стихи, кому-то легко рассказы — все было индивидуально. Если возникали какие-то трудности, мы всегда помогали друг другу. Это было не так просто, как нам казалось изначально. Теперь мы все поняли, что это очень тяжелая работа, которая подвластна далеко не каждому человеку.

Литература:

  1. Азиатская литература: культурное своеобразие Востока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ast.ru/news/aziatskaya-literatura-kulturnoe-svoeobrazie-vostoka/
  2. Влияние визуального ряда на восприятие детского художественного текста (на материале произведения Кейт Дикамилло «Флора и Одиссей: Блистательные приключения») | Russian Linguistic Bulletin (rulb.org)
  3. Зачем нужна поэзия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://media.foxford.ru/articles/zachem-nujna-poeziya
  4. Экология русского языка. Словарь лигвоэкологических терминов/авт. сост. д-р филол. Наук, проф. А. П. Сковородников. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2017.- 384с.


Похожие статьи

Формирование эстетического восприятия посредством окружающей природы

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Развитие познавательной активности через мир природы

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой

Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой

Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка

Развитие логического мышления посредством решения нестандартных задач

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Воспитание оптимистического отношения к жизни в педагогической мысли

Похожие статьи

Формирование эстетического восприятия посредством окружающей природы

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Развитие познавательной активности через мир природы

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой

Формирование коммуникативных способностей детей через тесное взаимодействие с природой

Знакомство с миром природы или воспитание экологической культуры ребёнка

Развитие логического мышления посредством решения нестандартных задач

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Воспитание оптимистического отношения к жизни в педагогической мысли

Задать вопрос