Растения окружают нас повсюду: в лесу, на лугах, в горах, на морских побережьях и даже в пустынях, мы украшаем ими свои дома. Растительный мир настолько богат и разнообразен, что человеку не хватило бы всей жизни, чтобы постичь его великолепие и овладеть знаниями в полной мере. И среди этого великолепия и разнообразия есть те, которые нуждаются в нашей защите и охране. Такие растения попадают в международные, национальные и региональные Красные книги, а также в Красные списки редких и исчезающих видов. Каждый из нас может внести свой посильный вклад в дело охраны и защиты редких и исчезающих растений.
Актуальность работы заключается в том, что учащиеся нашей школы, недостаточно знают редкие растения, не знакомы с ареалом их распространения, хотя на территории нашего наслега много уникальных островков дикой природы, где прорастают растения, которые занесены в Красную книгу Республики Саха (Якутия).
Гипотеза: если учащиеся нашей школы будут знать, что на территории нашего наслега растут редкие растения, занесенные в Красную книгу, то они будут относиться к ним более бережно.
Цель моей работы — выявление и изучение растений, занесённых в Красную книгу РС(Я), произрастающие на территории Кыллахского наслега, Олекминского района Республики Саха (Якутия).
Объектом исследования являются редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу Республики Саха (Якутия).
В ходе работы необходимо выполнить следующие задачи:
1) определить видовой состав растений Олекминского района, которые занесены в Красную книгу РС (Я);
2) провести анкетирование среди жителей наслега, учителей и учащихся Кыллахской школы, по выявлению редких растений на территории наслега;
3) исследования по изучению видового состава редких растений и описание места их обитания на территории сел Кыллах и Даппарай, Олекминского района Республики Саха (Якутия).
Практическая значимость данной работы заключается в том, что его можно использовать в проведении урока природоведения в 6 классе по теме «Жизнь под угрозой», как дополнительный материал регионального значения, а также при проведении классных часов и открытых уроков.
Были использованы следующие методы исследования:
анализ литературы;
анкетирование;
наблюдение;
полевые исследования;
описание местности;
фотографирование.
В теоретической части исследовательской работы была проведена работа с литературными источниками, в результате выяснили, что флора улуса насчитывает 605 видов растений. Она богата видами, имеющими хозяйственное значение (пищевое, лекарственное, декоративные и др.). Здесь зарегистрировано 58 лекарственных растений. Произрастают 67 видов растений, применяемых народными целителями и находящихся в стадии изучения. 34 вида входят Красную книгу России и Якутии: горечавка одноцветковая, башмачок пятнистый, проломник Гмелина, вздутоплодник сибирский, лилия пенсильванская, горец амгинский, родиола розовая и др. [2]. Кроме того, в ходе изучения литературных источников выяснили, что каждое растение, включенное в Красную книгу, имеет определенный статус.
На начальном этапе работы мы провели социологический опрос среди населения села и учащихся школы, с целью выявления и определения мест обитания редких растений, на территории нашего наслега.
Следующим шагом стало, однократное изучение маршрутным способом, то есть в течение одного дня, 4-х видов растений, занесенных в Красную книгу нашей республики.
В первый год работы после анализа социологического опроса, бесед со старожилами села объектами исследования мы выбрали 4 вида цветковых растений, занесенные в Красную книгу нашей республики: лилия пенсильванская, прострел раскрытый, тимьян ползучий и венерин башмачок пятнистый.
По литературным данным изучили их:систематическое положение, историю названия вида, морфологические особенности, условия обитания растения,встречаемость на изучаемой территории, причину занесения в Красную книгу, охранный статус растения, выявили интересные факты про эти растения.
С целью выявления редких растений и мест их прорастания был проведен социологический опрос среди старожилов наслега, учителей и учащихся Кыллахской школы. Всего в опросе приняли участие 55 человек — 25 учащихся и 30 взрослых.
Анкета состояла из 3х вопросов с фотографиями цветковых растений, которые прорастают на территории нашего наслега — лилия пенсильванская, вздутоплодник сибирский, тимьян ползучий и венерин башмачок пятнистый.
- Знаете ли Вы растения, произрастающие на территории нашего наслега, занесенные в Красную книгу РС (Я)? Если знаете, укажите местность.
- Считаете ли Вы, что для охраны таких растений необходимо создавать особо охраняемые природные территории?
- Знаете ли Вы названия этих растений, которые занесены в Красную книгу?
При анкетировании было выявлено, что школьники недостаточно знакомы с растениями, представителями Красной книги, которые прорастают на территории нашего наслега. Взрослые отметили только 3 вида растений, занесенных в Красную книгу нашей республики. Кроме того, все анкетируемые практически не знакомы с этими растениями, так как не определили их по фотографиям. Но все считают, что территории, на которых прорастают эти растения, нуждаются в охране. Старожилы села определили местности, в котором прорастают растения, занесенные в Красную книгу нашей республики. Все эти местности, которые входят в состав Кыллахского наслега — Кырыы Таас, Кэрбиилэ, Бэстээх, Эһэ Тириилээх.
Из анализа проведенного социологического опроса и из бесед со старожилами села Даппарай и Кыллах, были выявлены места прорастания редких растений, занесенные в Красную Книгу Республики. В практической части исследовательской работы провели фотографирование растений, первичное описание местности, где прорастают эти растения: преобладающие растительные сообщества, травянистый покров, влияние антропогенного фактора, определение площади распространения в данной местности.
В конце проделанной работы была проведена творческая работа. Используя полученные знания о растении, мы оформили рисунки, объединив их в один цикл рисунков «Девочки — цветочки».
Выводы по проделанной работе.
В результате исследовательской работы мы пришли к выводу, что на территории нашего наслега растут редкие и исчезающие виды растений, занесенные в Красную книгу Республики Саха (Якутия). А также, многие взрослые и школьники недостаточно хорошо знают эти растения, что подтверждается проведенным социологическим опросом.
За время исследовательской работы:
- Ознакомились из литературных источников о значении и структуре Красной книги.
- Ознакомились с видовым составом редких растений на территории Олекминского района.
- Изучили методические рекомендации по организации научных исследований по изучению редких видов растений.
- Провели социологический опрос среди взрослого населения и учащихся Кыллахской школы о знании и местообитании редких растений на территории нашего наслега.
- Однократным маршрутным способом выявили местообитание растений, а также провели описание местности.
- Выполнили творческое задание «Девочки — цветочки», с использованием полученных знаний.
Растения, занесенные в Красную книгу, нуждаются в особой охране и бережном отношении со стороны человека. Меры, предпринимаемые людьми для сохранения вида, порой дают очень хорошие результаты, поэтому так важно, вовремя обратить внимание на существующую проблему. Есть надежда, что растения, включенные в Красную книгу, когда-нибудь восстановятся в численности, а остальные представители флоры и фауны нашей республики никогда не попадут на страницы этой книги [1].
Рис.1. Работа Анисимовой Оли из творческого задания «Девочки — цветочки»
Рис.2. Работа Анисимовой Оли из творческого задания «Девочки — цветочки»
Литература:
- Орел А. А., Красная книга. Растения наших лесов и полей, М.:Эксмо, 2013.–96с.,ил.
- С. К. Аржаков, В. И. Пестерев, В. М. Лыткин и др., Иллюстрированный атлас Республики Саха: новейшие карты, цифры, факты.–Якутск: Бичик, 2012.–232с.
- Федорова З. П., Үүнээйи эйгэтэ: кыра саастаах оскуола оҕолоругар.– Дьокуускай: Бичик,2011.– 40 с.
- Н. С. Данилова и др., Декоративные растения Якутии: крат. справ.– Якутск: Бичик, 2010.– 64с., ил.
- http://ru-ecology.info/term/2763/
- http://sakha.gov.ru/node/4287