В настоящее время в Российской Федерации территории особо охраняемых природных территорий перестают восприниматься лишь как природоохранные территории, а интенсивно вовлекаются в социально-экономическую жизнь регионов. Этому также способствовала федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [1], в рамках которой создаются туристско-рекреационные кластеры, проводятся мероприятия по продвижению туристского продукта Югры на международном и внутреннем туристских рынках. При этом на региональном уровне недостаточно уделяется внимания оценке реальных и потенциальных выгод от использования потенциала особо охраняемых природных территорий. Недостаточная изученность и необходимость более эффективного использования природно-ресурсного и социально-экономического потенциала особо охраняемых природных территорий обуславливает актуальность этой темы.
Вместе с тем, сохранение природы и улучшение окружающей среды остаются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Этой цели и служит система особо охраняемых природных территорий, образующая природно-заповедный фонд Югры, и являющаяся результатом многолетней природоохранной деятельности ученых, общественности и власти.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 65-п от 01 марта 2013 года на территории муниципальных образований Ханты-Мансийский район и городской округ город Ханты-Мансийск, с целью охраны особо ценных природных комплексов, редких растений и животных, первозданных лесов и уникальных ландшафтов в районе слияния рек Оби и Иртыша, сохранения и поддержания в естественном состоянии природных комплексов и объектов, образован Природный парк «Самаровский чугас», состоящий из трех территорий: урочище «Острова» (площадь 1188 га), урочище «Городские леса» (площадь 3303 га) и урочище «Шапшинское» (площадь 2130 га) [3].
Уникальны эти природные объекты тем, что на их территории произрастают леса генетического кедрового резервата, ценные в генетико-селекционном отношении популяции кедры, который представляет собой темнохвойный лес ценной группы зеленомошнотравных кедровников, а Урочище «Городские леса» — это редкий ландшафт с девственным лесом из вековых кедров в самом центре активно развивающейся окружной столицы Югры. Так же флора и фауна природной территории богата не только распространенными, но и занесенными в Красную книгу видами.
Вместе с тем, близость территории природного парка от города Ханты-Мансийска является также и проблемой особо охраняемой природной территории в части охраны и сохранения природных комплексов. С ростом города Ханты-Мансийска и изменением городской среды повышается рекреационная активность горожан. Рекреационные нагрузки растут и вызывают ухудшение качественного состояния леса, приводят к возникновению несанкционированных неконтролируемых свалок на территории городских лесов муниципального образования. Так в 2020 году работниками БУ «Природный парк «Самаровский чугас» только на территории Урочища «Городские леса» зафиксировано 22 нарушения санитарных правил. В кедровых насаждениях инспекторский состав учреждения периодически выявляет случаи незаконного промышленного сбора кедровых шишек с применением колотов и иных приспособлений принудительного сброса шишек.
Считаю, что одним из важных условий сохранения территории природного парка в структуре города является нормирование рекреационной нагрузки с установлением рекреационной емкости привлекательных и посещаемых участков, а также изыскание возможностей перераспределения потока рекреантов по менее используемым территориям или более равномерное распределение их по сезонам. Необходимо провести исследовательскую работу по определению предельно допустимого количества людей, которые в течение определенного периода времени (сутки, месяц, год) могут использовать в качестве места отдыха ту или иную территорию природного парка, не разрушая экосистемы, а также провести анализ и сравнение с данными полученными 15 лет назад.
Для каждого определенного типа благоустроенной территории природного парка должна быть установлена своя предельная допустимая рекреационная нагрузка, что, в свою очередь, тесно связано с нормированием доступности и благоустроенности таких территорий. Высокий уровень благоустроенности парковых территорий и их доступность обеспечивает большую рекреационную емкость и снижает рекреационную нагрузку на не благоустроенные особо ценные территории.
«Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» [2], утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, рекомендовано принимать количество посетителей, которые одновременно могут находится на территории рекреации, как 10–15 % от численности населения, проживающего в зоне доступности объекта рекреации. Также документом определяется предельная рекреационная нагрузка на лесопарки в размере не более 50 чел./га. Данные рекомендации будут учитываться при разработке рекомендаций по нормированию благоустроенности и доступности парковых территорий, т. к. на территории Природного парка размещены элементы благоустройства, включающие в себя: 25 мест отдыха, 11 деревянных пешеходных лестниц и мостиков длиною 1,5 км, 5 родников, 2 туристическо-экскурсионных тропы и 10 пешеходных деревянных тротуаров общей длиной 2,271 км. При получении данных, при которых посещаемость тех или иных территорий природного парка превышает допустимую и ведет к ее деградации, будут приниматься решения о демонтаже элементов благоустройства и переноса их на другие территории и перенаправлении потоков рекреантов, а проблемные места блокироваться с целью ограничения посещения до их полного восстановления.
Полученные результаты нормирования доступности и благоустроенности территорий природного комплекса, также направлять в администрацию города для учета их при градостроительном проектировании.
Считаю, что мы должны установить разумный и допустимый пропускной уровень использования ресурсного потенциала территории природного парка с точки зрения сохранения, поддержания и восстановления естественных свойств объекта, превышение которого приведет к «рекреационной дигрессии» и к необратимым негативным последствиям. Поэтому нормирование рекреационной нагрузки и ее регулирование является важным условием сохранения и развития Урочища «Городские леса».
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».
- Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований»
- Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры № 65-п от 01 марта 2013 года Об образовании Природного парка «Самаровский чугас».