Ставропольские поэты учат видеть прекрасное в окружающей действительности. Особенно интересна лексическая группа, которая называет объекты растительного мира. Для каждого цветка поэты смогли подобрать тонкие детали, и они засверкали новыми красками. Каковы же художественные особенности использования флоронимов в поэтических текстах?
Во-первых, это умение передать красоту природу, используя богатства нашего великого языка. Они широко использует в своих произведениях выразительные средства.
Метафора: ожерелье тополей (Г.Фатеев), рекой цветов (Г.Фатеев), степь горит цветами (В. Нарыжная), желтых листьев ливень (А.Екимцев), полёт багряного листа (А.Екимцев) , вихры полыни ( И.Кашпуров), ресницы ромашек, (И.Кашпуров), полыхает тополей стена (И.Кашпуров), изумрудны ковры цветом вышиты (Г.Паринова),
клёнов жёлтая лавина (Ю.Краснокутский), каравай ставропольских полей ( А. Комаров) голубой полыни облака (И. Кашпуров), степь горит цветами (В. Нарыжная), половодье груш и вишен (В.Сляднева), кипенье трав (В.Сляднева), осень манит гроздьями рябин (С.Рыбалко ), как ярки клены в золоте своём (С.Рыбалко), кружево листвы (С.Рыбалко), косы золотые берёз (С.Рыбалко).
Олицетворение : тоска обнимет клён (В. Нарыжная), шепчет верба вербе (А.Екимцев), поют васильки (В. Сляднева), танцуй, ромашка (В.Сляднева) , аплодируют тополя (А.Комаров), на всю степь все ромашки и травы кричат (В.Сляднева), шагают тополя (С.Рыбалко), смотрят задумчиво ивы (С. Рыбалко).
Сравнение: имысли, будто сорванные листья, кружатся неприкаянно тоске (В.Сляднева), тополь, ныряющий в снег — дельфином (Ю.Чугай), когда, свою надежду словно, она в руках несла сирень (В.Гнеушев), деревья здесь — как чудо терема (В.Ходарев), притворилась подснежником (В.Сляднева), клёны облетают, хороводом кружась на ветру (С.Рыбалко), теперь его закрыли ветки дерев столетних, как шатёр (С.Рыбалко ), у входа в парк там, где каштаны, как свечи белые горят (С.Рыбалко), вхожу, как в храм, в сосновый бор (С.Рыбалко).
Эпитет: васильковый край (В.Нарыжная), ромашки-молодицы (И. Кашпуров), колокольчиком весёлым (И.Кашпуров), сонные травы (В.Сляднева), дурманный запах чабреца (Р.Марченко), разлапистые ели (С.Рыбалко)
Во-вторых, они проводят параллель между человеком и природой. Цветы являются частью детских воспоминаний, символом малой родины поэтов. Часто в их произведениях проходит тонкая нить, связывающая жизнь человека и природы, их единство.
Проанализировав поэтические тексты, можно отметить, что в стихотворениях авторы используют номинации растений и деревьев в нескольких значениях:
Конкретное наименование предмета : Может, улицы чуточку уже / Да Побольше на них тополей (И. Кашпуров);
– Символ воспоминаний о детстве : Тополь из детства, / И сказки, где реки молочные, /Будьте со мной на земле, /И я вся не умру. (В.Сляднева);
– Ассоциация с малой родиной : Кашки, ромашки в зеленых рубашках смоковницы, / В дальних краях мне от вас никуда не уйти (В.Сляднева);
– Красота природы : Летит к горизонту степное раздолье, /Пшеничным венком меня снова венчает / Мое Ставрополье (В. Сляднева);
– Память сердца о трагических событиях: Краешкам платка слезу смахнула,
–/ Положила на плиту тюльпаны (В. Нарыжная);
– Символ творчества : … Я брошу семя, оно взойдет, /И будет крепким, как дедов род (В.Нарыжная);
– Запах: Дурманный запах чабреца (Р.Марченко),/ И месяц с запахом полыни (С.Рыбалко),/ Пахнут душица, чабрец . (С.Рыбалко);
– Символ испытаний : Я у всех на виду/ Прямо в солнце иду / Через росы и розы,/ Через ливни и грозы (В. Сляднева);
– Символ здоровья: Вбору здесь каждая сосна / Мне дарит силу исцеленья (С.Рыбалко);
– Город и природа: Невдалеке совсем цветут ромашки –/ О, пусть они подольше здесь цветут! (В. Сляднева);
– Цветы передают свойства другим предметам: Ранним колокольчиком весёлым зальётся птаха (И.Кашпуров);
– Страна: Сонная, полынная / В вихрях ветерка. /Дедова, былинная,/ Ох, и широка! (В.Нарыжная).
Цветы, деревья, травы дороги поэтам Ставрополья. Номинации растительного мира выполняют определенные функции в поэтических текстах. Но самое главное — помогают передать воспоминания о родном крае, служат средством изображения душевных переживаний лирического героя в стихотворении. Употребление флоронимов подчеркивает близость авторов к природе.
Литература:
- Воскресшие купола: стихи, песни, рассказы, переводы / В. В. Нарыжная. — Изд. 2-е, доп. — Ставрополь: Сервисшкола, 2018. — 320 с.
- Литературное краеведение Ставрополья. Региональный учебник для общеобразовательных учреждений. Г. М. Гогоберидзе, М. М. Кунижева, С. Г. Найденко, Г. П. Толпаева, О. П. Фесенко. Ставрополь, 2001, 234 с.
- Судьба в поэзии [Валентина Ивановна Сляднева]: сост. М. В. Агаркова, В. В. Залевских, C. В. Колесова; ГБУК «СКУНБ им. Лермонтова». — Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2015. — 334 с.
- Мое родное Ставрополье: стихи и легенды: [12+] / Сергей Рыбалко; [ред. чл. Союза писателей России С. Ш. Касперский].– Ессентуки; [Кемерово: Технопринт], 2018.– 151 с.