Флоронимы в творчестве поэтов Ставропольского края | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Исследование о родном крае Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Навакова, А. А. Флоронимы в творчестве поэтов Ставропольского края / А. А. Навакова, Н. В. Лапшова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 20-21. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3689/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ставропольские поэты учат видеть прекрасное в окружающей действительности. Особенно интересна лексическая группа, которая называет объекты растительного мира. Для каждого цветка поэты смогли подобрать тонкие детали, и они засверкали новыми красками. Каковы же художественные особенности использования флоронимов в поэтических текстах?

Во-первых, это умение передать красоту природу, используя богатства нашего великого языка. Они широко использует в своих произведениях выразительные средства.

Метафора: ожерелье тополей (Г.Фатеев), рекой цветов (Г.Фатеев), степь горит цветами (В. Нарыжная), желтых листьев ливень (А.Екимцев), полёт багряного листа (А.Екимцев) , вихры полыни ( И.Кашпуров), ресницы ромашек, (И.Кашпуров), полыхает тополей стена (И.Кашпуров), изумрудны ковры цветом вышиты (Г.Паринова),

клёнов жёлтая лавина (Ю.Краснокутский), каравай ставропольских полей ( А. Комаров) голубой полыни облака (И. Кашпуров), степь горит цветами (В. Нарыжная), половодье груш и вишен (В.Сляднева), кипенье трав (В.Сляднева), осень манит гроздьями рябин (С.Рыбалко ), как ярки клены в золоте своём (С.Рыбалко), кружево листвы (С.Рыбалко), косы золотые берёз (С.Рыбалко).

Олицетворение : тоска обнимет клён (В. Нарыжная), шепчет верба вербе (А.Екимцев), поют васильки (В. Сляднева), танцуй, ромашка (В.Сляднева) , аплодируют тополя (А.Комаров), на всю степь все ромашки и травы кричат (В.Сляднева), шагают тополя (С.Рыбалко), смотрят задумчиво ивы (С. Рыбалко).

Сравнение: имысли, будто сорванные листья, кружатся неприкаянно тоске (В.Сляднева), тополь, ныряющий в снег — дельфином (Ю.Чугай), когда, свою надежду словно, она в руках несла сирень (В.Гнеушев), деревья здесь — как чудо терема (В.Ходарев), притворилась подснежником (В.Сляднева), клёны облетают, хороводом кружась на ветру (С.Рыбалко), теперь его закрыли ветки дерев столетних, как шатёр (С.Рыбалко ), у входа в парк там, где каштаны, как свечи белые горят (С.Рыбалко), вхожу, как в храм, в сосновый бор (С.Рыбалко).

Эпитет: васильковый край (В.Нарыжная), ромашки-молодицы (И. Кашпуров), колокольчиком весёлым (И.Кашпуров), сонные травы (В.Сляднева), дурманный запах чабреца (Р.Марченко), разлапистые ели (С.Рыбалко)

Во-вторых, они проводят параллель между человеком и природой. Цветы являются частью детских воспоминаний, символом малой родины поэтов. Часто в их произведениях проходит тонкая нить, связывающая жизнь человека и природы, их единство.

Проанализировав поэтические тексты, можно отметить, что в стихотворениях авторы используют номинации растений и деревьев в нескольких значениях:

Конкретное наименование предмета : Может, улицы чуточку уже / Да Побольше на них тополей (И. Кашпуров);

Символ воспоминаний о детстве : Тополь из детства, / И сказки, где реки молочные, /Будьте со мной на земле, /И я вся не умру. (В.Сляднева);

Ассоциация с малой родиной : Кашки, ромашки в зеленых рубашках смоковницы, / В дальних краях мне от вас никуда не уйти (В.Сляднева);

Красота природы : Летит к горизонту степное раздолье, /Пшеничным венком меня снова венчает / Мое Ставрополье (В. Сляднева);

Память сердца о трагических событиях: Краешкам платка слезу смахнула,

–/ Положила на плиту тюльпаны (В. Нарыжная);

– Символ творчества : Я брошу семя, оно взойдет, /И будет крепким, как дедов род (В.Нарыжная);

Запах: Дурманный запах чабреца (Р.Марченко),/ И месяц с запахом полыни (С.Рыбалко),/ Пахнут душица, чабрец . (С.Рыбалко);

– Символ испытаний : Я у всех на виду/ Прямо в солнце иду / Через росы и розы,/ Через ливни и грозы (В. Сляднева);

– Символ здоровья: Вбору здесь каждая сосна / Мне дарит силу исцеленья (С.Рыбалко);

– Город и природа: Невдалеке совсем цветут ромашки –/ О, пусть они подольше здесь цветут! (В. Сляднева);

– Цветы передают свойства другим предметам: Ранним колокольчиком весёлым зальётся птаха (И.Кашпуров);

– Страна: Сонная, полынная / В вихрях ветерка. /Дедова, былинная,/ Ох, и широка! (В.Нарыжная).

Цветы, деревья, травы дороги поэтам Ставрополья. Номинации растительного мира выполняют определенные функции в поэтических текстах. Но самое главное — помогают передать воспоминания о родном крае, служат средством изображения душевных переживаний лирического героя в стихотворении. Употребление флоронимов подчеркивает близость авторов к природе.

Литература:

  1. Воскресшие купола: стихи, песни, рассказы, переводы / В. В. Нарыжная. — Изд. 2-е, доп. — Ставрополь: Сервисшкола, 2018. — 320 с.
  2. Литературное краеведение Ставрополья. Региональный учебник для общеобразовательных учреждений. Г. М. Гогоберидзе, М. М. Кунижева, С. Г. Найденко, Г. П. Толпаева, О. П. Фесенко. Ставрополь, 2001, 234 с.
  3. Судьба в поэзии [Валентина Ивановна Сляднева]: сост. М. В. Агаркова, В. В. Залевских, C. В. Колесова; ГБУК «СКУНБ им. Лермонтова». — Ставрополь: Дизайн-студия Б, 2015. — 334 с.
  4. Мое родное Ставрополье: стихи и легенды: [12+] / Сергей Рыбалко; [ред. чл. Союза писателей России С. Ш. Касперский].– Ессентуки; [Кемерово: Технопринт], 2018.– 151 с.


Задать вопрос