Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №1 (53) январь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Романова, Е. Д. Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи» / Е. Д. Романова, А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 1 (53). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/young/archive/53/2733/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен и хронотопу времени/места.

Ключевые слова: Стивен Кинг, Нужные вещи, horror, символика, значение имени, романтизм, хронотоп, универсум, ужасы, мистика, литература XX века, массовая литература, американская литература, символика цвета.

Творчество Стивена Кинга конца ХХ века богато и своеобразно. За многообразием мистических тем, сюжетов, идей, стилистических приемов и разных средств выразительности наблюдается интенсивная творческая и интеллектуальная деятельность. Несмотря на скепсис и недоверие критиков, произведения писателя «оказываются адекватным отражением не только весьма любопытной личности их автора, но и состояния нашей цивилизации на рубеже тысячелетия» [4, с. 5]. Особое место занимает роман «Нужные вещи», в котором можно увидеть первые попытки перехода от внешнего врага к врагу внутреннему, что позволяет нам выдвинуть идею: роман имеет не только экзотерический слой (произведение «массовой литературы» для непосвященных с интересным сюжетом и неожиданной концовкой), но и эзотерический («интеллектуальный роман» для посвященных с огромным количеством символов, раскрывающих определенную концепцию творчества писателя).

Зашифрованной концепцией может послужить символика зла, сформировавшаяся в жанре horror и получившая популярность в американской литературе конца ХХ века. Е. В. Жаринов упоминает слова Стивена Кинга о необходимости символов в романах ужасов: «Будем откровенны, любое произведение, любой рассказ в жанре horror каким бы примитивным он ни был, аллегоричен и символичен. Роман ужаса потому вызывает у нас интерес, что с помощью символов он помогает нам высказать то, в чем мы боимся признаться самим себе, такая литература дает нам шанс испытать, но не изгнать эмоции, которые общество требует от нас держать в узде» [1, с. 82]. Зло в романе обладает двойной символикой: зло внешнее, т. е. видимое/ощутимое (магазин как место сосредоточения зла, рука мистера Гонта, к которой не хотелось прикасаться, оружие с ядовитыми пулями) и зло внутреннее, созданное образами нужных вещей (бейсбольная карточка, фотография Элвиса Пресли, цветное стекло, старые комиксы, наборы инструментов). И, несмотря на то что в романе «Нужные вещи» зло приходит извне, оно «слишком легко находит отклик в душах горожан, изъеденных жадностью и эгоизмом» [4, с. 193]. О. В. Разумовская подтверждает данную идею, отмечая, что самое ужасное происходит из-за «обывательства» граждан — зачастую такие обыватели присутствуют в любом романтическом тексте и противопоставляются романтическим героям — и сложившейся обыденности общества, в котором «никто не застрахован от встречи с собственными кошмарами, даже если они скрываются под личиной повседневных предметов или явлений» [3, с. 196]. В произведении это можно заметить благодаря высказываниям владельца лавки «Ружья не убивают, убивают люди» [2, с. 193] и рассказчика «За тем, что кажется проявлением полного равнодушия, часто скрывается жадное ожидание» [2, с. 50].

В романе также доминирует символика имен и фамилий персонажей. Каждое имя и фамилия выбраны автором неслучайно. Персонажи делятся на 3 категории — романтические персонажи (Лиланд Гонт, Алан Пангборн), персонажи, приближенные к романтическим героям (Полли Чалмерс, Норрис Риджвик), и все остальные обыватели (пр.: Кора Раск, Бастер Китон). Изучив 1-ю категорию, можно выявить следующее: Лиланд Гонт — романтический антагонист, владелец магазина, обладающий способностью манипулировать желаниями людей, даровав им то, что они хотят заполучить больше всего, является мифическим существом, стремящимся к хаосу и разрушению, его основная цель — посеять сомнения и злость в душах людей. Фамилия Гонт (Gaunt) является символом-отсылкой к другому романтическому автору ужасов — Лавкрафту, с его существами Night-Gaunt. Символика имени обладает зашифрованным кодом, что позволяет увидеть сущность персонажа.

Значение и символика имени Лиланд

  1. Л — мягкость характера, умение в нужный момент подобрать ключик к каждому, обладание артистизмом и художественным складом ума.
  2. И — склонность к одиночеству и аскетизму, неумение подчиняться кому-либо, в то же время равнодушие к власти.
  3. А — личность, стремящаяся к лидерству.
  4. Н — знак непринятия действительности такой, какая она есть, наличие критического ума.
  5. Д — хорошо обдуманная последовательность, наличие скрытых экстрасенсорных способностей, основной акцент деятельности — люди.

Алан Пэнгборн — романтический протагонист. При изучении происхождения имени Алан мы обнаружили, что имя кельтского происхождения, в переводе означает «скала». Таким образом, это слово подчеркивает главное достоинство шерифа, он действительно проявляет непоколебимость в отношении к мистеру Гонту. Необходимо отметить то, что в романе Алан является единственным шерифом, обладающим твердой волей, хваткой и непоколебимостью.

Рассмотрев 2-ю категорию, можно выявить следующее: у Стивена Кинга, в отличие от традиционной романтической концепции других авторов, нет четкого разделения на романтических героев и обывателей. В романе Полли Чалмерс и Норрис Риджвик — персонажи, обладающие некоторыми лидерскими качествами, выделяющиеся из толпы, но не достигнувшие статуса лидера, т. е. полуромантические герои. Ярким примером является символическая сцена внутренней борьбы Полли между сакральным знанием (романтического героя) и человеческими качествами (обывателя): «Я его знаю — это было первое, что она подумала, когда прошло это странное наваждение. Я его видела раньше. Но где? Нет, не видела. Это знание — эта уверенность — пришло мгновением позже. Это, наверное, дежа-вю, решила Полли, чувство ложного узнавания, которое время от времени возникает у каждого и сбивает тебя с толку именно в силу своей странной двойственности, потому что оно одновременно и нереально, и прозаично» [2, с. 55]. Автор изображает героиню как добрую и дружелюбную женщину, страдающую артритом. В какие-то моменты боль становится настолько невыносимой, что Полли идет за помощью в чудесный магазинчик мистера Гонта и принимает его подарок, который, по его словам, должен снять боль, однако вскоре избавляется от него. Этот поступок наглядно показывает нам, что мисс Чалмерс не так наивна и глупа, как может показаться на первый взгляд. Своим решением она продемонстрировала несогласие с тем строем, который был создан Лиландом, поэтому ее можно отнести к романтическим персонажам, но наполовину.

Значение и символика имени Полли

  1. П — скромность, одиночество, забота о внешности.
  2. О — большая эмоциональность, таинственные волнения.
  3. Л (двойная) — мелодичность, логика, большая изобретательность, артистичность.
  4. И — тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.

Именно благодаря символике имени читатель может ассоциировать Полли как героиню-возлюбленную.

Другие персонажи относятся ко всему слишком поверхностно, т. е. для них собственные желания гораздо важней. И это демонстрировалось не раз, например, Кора Раск — мама мальчика, который купил карточки в магазине «Нужные вещи». Персонаж из-за своих желаний и воздействия Лиланда не смогла предотвратить самоубийство сына. Да и после этого не очень-то и переживала, у нее было то, что нужно ей больше всего, а остальное отнюдь не важно.

Значение и символика имени Кора

  1. К — выносливость, умение хранить секреты.
  2. О — глубокие чувства, умение обращаться с деньгами.
  3. Р — самоуверенность, стремление действовать. Увлекаясь, человек способен на глупый риск и иногда слишком догматичен в своих суждениях.
  4. А — символ начала и желания чего-то осуществлять, жажда физического и духовного комфорта.

Таким образом, Кора — это дива, по типу характера холерик, нервный и легко возбудимый. Быстро выходит из себя и способна на мгновенные вспышки гнева. Имея силу воли, у человека с таким именем плохая выдержка и низкая работоспособность, что и демонстрирует автор в романе «Нужные вещи».

Еще один яркий пример человеческого эгоизма, лицемерия, злости — это мэр города. Бастер Китон — любитель азартных игр, в особенности скачек, однако совершенно не умеющий в них играть, к тому же еще и никудышный политик. Бастер покупает настольную игру, которая, по словам продавца, имеет необыкновенную особенность предсказывать, кто одержит победу на скачках. В скором времени Бастер из-за неконтролируемой ярости убивает не только свою жену, но и Норриса Риджвика, которого ненавидел.

Значение и символика имени Бастер

  1. Б инициативный, эгоцентричный, уверенный в себе, самостоятельный, жизнерадостный.
  2. А амбициозный, порывистый, креативный.
  3. С умный, прагматичный, осторожный.
  4. Т страстный, проницательный, креативный, конфликтный.
  5. Е — общительный, разговорчивый, честный.
  6. Р инициативный, эгоцентричный, умный, уверенный в себе, самостоятельный, конфликтный.

Норрис Риджвик — помощник шерифа, трусливый молодой человек. Враждует с Китоном из-за частого выписывания штрафов последнему. Зная о своей трусости, стремится побороть ее и к концу романа значительно преуспевает в этом. После покупки в магазине «Нужные вещи», в качестве оплаты, портит машину Хью Приста, после чего осознает всю неправильность своего поступка и собирается покончить жизнь самоубийством. Передумав в последний момент и разгадав, кто был всему виной, молодой человек отправляется к мистеру Гонту, чтобы убить его, однако до места назначения так и не доходит.

Значение и символика имени Норрис

  1. Н творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум.
  2. О большая эмоциональность, таинственные волнения.
  3. Р (двойная) самоуверенность, постоянное напряжение, догматичность.
  4. И тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.
  5. С здравый смысл, угнетенность, властность, капризность.

Именно благодаря символике имени читатель может ассоциировать Норриса как героя-серьезного; имя глубоко откликается в характере и судьбе своего носителя, определяя таланты, ум, материальное благополучие, волю, способность к самореализации и многое другое.

Помимо символики имен и фамилий в романе «Нужные вещи» огромную роль играет символика цвета. Каждый житель Касл-Рока видел необходимый для его внутреннего мира цвет глаз Лиланда Гонта. Брайан Раск увидел, что глаза владельца магазина были «синими — темно-синими, точь-в-точь как у мисс Рэтклифф» [2, с. 31], Полли подметила, что это были «блестящие карие глаза» [2, с. 55], Франси Пелетье мечтательно заявила: «У него такие красивые глаза. Зеленые» [2, с. 68], Хью Прист испугался глаз Лиланда Гонта, поскольку они были «абсолютно черные, как у индейца» [2, с. 97]. Это демонстрирует читателю характер и внутреннее состояние каждого жителя города.

Поскольку произведение является больше романтическим, мы выдвинули идею, что универсум проявляется двойственным и тоже обладает некой символикой: можно увидеть универсум физический и универсум духовный . Физический универсум представлен читателю в двух ипостасях — 1) внешнее/внутреннее, т. е. магазин как мир мистического, внутреннего и обычный город Касл-Рок как обыденный мир внешнего; 2) материальное, т. е. видимое лишь Алану и Лиланду, героям мистическим, и нематериальное, то, что другие увидеть не могут, например, никто из жителей не видел ни грузовиков с товаром, ни рабочих, которые вешали вывеску и делали ремонт внутри. Все буквально появилось из воздуха. Духовный универсум представляет собой перемещение сознания в результате состояния «безумия, которое открывает для героя портал между двумя мирами — реальным и потусторонним» [3, с. 208]. Помимо универсума, выраженного через хронотоп места, можно выявить символику хронотопа времени. Начало действия — осень (нагнетение обстановки). Первый клиент Брайан зашел 8 октября. Открытие магазина 9-го октября. Конец действия — время после зимы, ближе к весне (положительный финал)

Из анализа романа можно сделать заключение, что Стивен Кинг специально использует символику, чтобы раскрыть каждого персонажа, идею, а также усилить эмоциональное напряжение для глубины погружение в текст романа «Нужные вещи».

Литература:

  1. Жаринов Е. В. Историко-литературные корни массовой беллетристики: монография. — Москва: Флинта: Наука, 2017. — 180 с.
  2. Кинг С. Нужные вещи: [роман] / Стивен Кинг; [пер. с англ. А. В. Аракелова под общ. ред. Т. Ю. Покидаевой]. — Москва: Издательство АСТ, 2019. — 830 с.
  3. Разумовская О. В. По. Лавкрафт. Кинг: четыре лекции о литературе ужасов. — Москва: РИПОЛ классик: ПАНГЛОСС, 2019. — 222 с.
  4. Эрлихман В. В. Король Темной Стороны: Стивен Кинг в Америке и России. — Санкт-Петербург: Амфора, 2006. — 381 с.


Похожие статьи

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Разнообразие стилистических приемов в предисловии к произведению Оскара Уайльда The picture of Dorian Gray

Данная статья посвящена изучению разнообразия стилистических приемов, представленных в предисловии к самому известному произведению Оскара Уайльда «The Picture of Dorian Gray». В работе рассматриваются такие стилистические приемы как антитеза, аллюзи...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Похожие статьи

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)

Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...

Художественное пространство романа Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953)

В статье анализируется художественное пространство романа-катастрофы английского писателя середины XX века Дж. Уиндема «Кракен пробуждается» (1953). Даётся определение роману-катастрофе как жанровой разновидности романа. Устанавливается связь мотива ...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»

В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Разнообразие стилистических приемов в предисловии к произведению Оскара Уайльда The picture of Dorian Gray

Данная статья посвящена изучению разнообразия стилистических приемов, представленных в предисловии к самому известному произведению Оскара Уайльда «The Picture of Dorian Gray». В работе рассматриваются такие стилистические приемы как антитеза, аллюзи...

Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»

Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...

Задать вопрос