Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.
Автор: Громова Дарья Александровна
Рубрика: 4. Художественная литература
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 08.02.2016
Статья просмотрена: 176 раз
Библиографическое описание:
Громова, Д. А. Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др. / Д. А. Громова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9659/ (дата обращения: 22.12.2024).
Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.
Ключевые слова: Терри Пратчетт, юмористическая литература, фэнтези, хронос, время, персонификация, развернутая метафора, перипетии, описание, «новая Вселенная».
Терри Пратчетт представил миру читателей ХХI века собственную яркую и неповторимую философию в романах цикла «Плоский мир», создав, выражаясь современной терминологией, «новую Вселенную» и существ, её населяющих, на основе общественных реалий современной Англии. Среди них обнаруживаются как совершенно предсказуемые для жанра фэнтези персонажи (вампиры, маги, ведьмы, и др.), так и герои, считающиеся в реальном мире абстрактными понятиями (Война, Смерть, Время, Голод, Музыка, Хаос, Чума, и др.) Примечательно то, как сам Терри Пратчетт отзывался о своих творениях в литературе: «Плоский мир начался, как своеобразный антидот от плохой фэнтези, потому что у нас был большой бум фэнтези в конце 70-х и многое было очень вторично из-за того, что писатели не хотели привносить в жанр что-то новое. — Первые книги были наполнены маленькими отсылками на творчество других писателей, причем хороших писателей, я думаю, это тот случай, когда читатель может сказать: «Ах, вот здесь он «достал» Энн МакКефри!" Я быстро соединил вместе несколько типичных фэнтезийных вселенных в одну. Я припомнил описание из журналаMadнасчет «Флинстоунов» — «динозавры 65 миллионов лет назад в одном мире с идиотами из нашего «сегодня». Я попытался проделать что-то вроде этого и с Плоским миром. Не каждый в нем по-настоящему современный персонаж, но они узнаваемы для нас. Их взгляды также больше походят на взгляды людей 21-го столетия». [4, 5]
В силу того факта, что Плоский мир представляет собой естественное отражение английского государства, становится вполне реальным оценить особый взгляд писателя Пратчетта на общеизвестные понятия, которые на протяжении веков встречаются в произведениях не только английских авторов, но и многих других писателей — классиков мировой литературы в самых разнообразных представлениях.
Одним из знаковых понятий, общеизвестных всему человечеству, и, несмотря на это, считающихся до конца неизученным, абстрактным и имеющим различные виды толкования, является термин «время». Его парадоксальность и необъяснимость вызывает немало споров, теорий, концепций и форм не только в науке, ежедневном обиходе людей, в философии и этике. Понятие о времени, его сущности и возможностях, о его роли в жизни как таковой считается одним из глубочайших и оспариваемых и в литературном отношении. Время было, есть и остается важным компонентом сюжетной составляющей произведения, оно также может выступать как фон, обстоятельство, необходимый элемент в истории, написанной автором; помимо прочего, время имеет функциональные признаки, и используется в качестве основы для всей концепции книги в целом. Однако наше исследование основывается на необычном восприятии концепта времени, который выступает в романе Т. Пратчетта как один из главных персонажей, и, что самое главное — имеет персонифицированную форму. Поэтому нам представляется необходимым раскрыть все возможные способы лексической, семантической и синтаксической передачи особенностей данного понятия, и соотнести данные примеры с той идеей, которую через такие приемы отображал Пратчетт, и каким образом найденные нами лексические единицы отображают видение писателя и его философско-жизненную позицию в соотнесении с концептом время.
Исходя из критических обзоров, статей и публицистики, охватывающих литературный процесс в Англии и Великобритании с 2000 года, представляется возможным заключить, что авторы довольно часто прибегают к использованию в рамках сюжета и в основе идейно-художественной компоненты мысли о несовершенстве, необычном протекании, о том, какой временной промежуток отведен человеку в данной реальности, об осмыслении и принятии факта упущенного времени, о жизни в иных временных пространствах и о необычных перемещениях во времени. Это связано в первую очередь с растущей и прогрессирующей в 2000х годах пропагандой постмодернистского влияния во многих сферах искусства. В литературе подобное видение художественной структуры произведений нашло свое отражение в творчестве прославившихся литераторов Дж. Барнса, Б. Бэйнбридж, С. Рушди, М. Эмиса, у которых также проявляется повышенный интерес к передаче восприятия концепции времени. Важно отметить, что их творчество подчеркивало необходимость рассматриваемого понятия как составляющего формальной стороны произведения, особенно яркими примерами такого представления о времени и пространстве считаются работы М.Эмиса «Стрела времени, или природа самоубийства» и Б. Бэйнбридж «Мастер Джорджи».
При условии выделения романов Т. Пратчетта в обособленную от всей британской литературы группу по принципу восприятия автором концепта времени и отображения этой идеи в текстах, выявляются следующие характерные особенности, определяющие стиль и новаторство работ Пратчетта:
Время не является абстрактным явлением. Оно персонифицируется Пратчеттом в женском обличии, этот образ является одним из уникальнейших внутри самого цикла «Плоский мир»;
время признается как неотъемлемое связующее звено, без которого невозможны все прочие проявления жизни — люди, животные, предметный мир — без времени они не имеют доказательства существования;
время передается имплицитно через описание особого восприятия жизненного процесса некоторыми персонажами, которыми населен Плоский мир;
также представлено в ряде философских рассуждений самого автора, выраженных посредством некоторых персонажей из романа «Вор времени»;
Таким образом, рассматривая романы Т.Пратчетта «Вор времени», «Мор ученик Смерти», «Интересные времена», удалось выделить как минимум 2–3 примера, которые отражают приведенные выше позиции писателя относительно восприятия времени. Наибольшее количество приемов и описательных элементов о Времени было найдено в романе «Вор времени», поскольку в нем объясняется природа Времени по Пратчетту, и все приключения, связанные с ней и ее детьми. Она считается самой таинственной и загадочной антропоморфной персонификацией на Диске. Несмотря на то, что время присутствует в каждой точке пространственно-временного континуума, мало кто может похвастаться тем, что видел её. Она появляется в виде красивой молодой женщины с длинными темными волосами. Тысячи лет назад, монах по имени Когд Вечно Изумленный с таким увлечением изучал феномен времени, что она лично явилась к нему и они полюбили друг друга. Когд покинул монастырьИсторических монахов, который сам и основал, и они ушли жить в стеклянный дворец, с бесконечным количеством комнат, в каждой из которых содержится одно совершенное мгновение. У Времени и Когда родился сын в двух версиях, что возможно лишь в таком месте, как стеклянный дворец и у такой матери, как само Время. Оба ребёнка попали в главный город на Диске Анк-Морпорки в результате событий книги «Вор времени» обе версии объединились в одну личность. Время отошла от дел, передав свои обязанности сыну. И с тех пор новая персонификация времени представляет собой молодого мужчину. [1, 4] Факт наличия истории развития, отношений и продолжения в образе детей доказывает индивидуальный подход Терри Пратчетта к такому понятию, как время.
Однако в процессе изучения этой материи по «законам жанра» Терри Пратчетта находятся иные способы отражения и ощущения времени, как неотъемлемой части мира материального. Таким нам представлено время в романе «Вор времени» в описании важнейших персонажей этой книги — Аудиторов: «Theyweretheobserversoftheoperationoftheuniverse, itsclerks, itsauditors. They saw to it that things spun and rocks fell. And they believed that for a thing to exist it had to have a position in time and space. Humanity had arrived as a nasty shock. Humanity practically was things that didn’t have a position in time and space, such as imagination, pity, hope, history and belief. Take those away and all you had was an ape that fell out of trees a lot». [3, 28]
Юмористическое и одновременно с этим — философски значимое, время также отражено в мыслях другого персонифицированного понятия — Смерти. Он рассуждал о свойствах мира, его неподдающихся объяснениям проявлениям и о зависимости от времени многих событий: «The thing between Death's triumphant digits was a fly from the dawn of time. It was the fly in the primordial soup. It had bred on mammoth turds. It wasn't a fly that bangs on window panes, it was a fly that drills through walls». [2,56] Метафорическим оборотом «заря времени», вложенным в слова, принадлежащие Смерти, Пратчетт показывает одновременно непознанность явления, но в тот же момент — иронизирует, демонстрируя уважительную снисходительность одного сверхъестественного создания к другому.
Третья особенность в раскрытии понятия времени затрагивается Пратчеттом при описании необычных персонажей — жителей Плоского мира. В волшебниках и ведьмах на Диске принято видеть могущественных мужчин и женщин, обособленных от всеобщей массы людей ввиду тех самых необычных свойств, которые им даны. Одним из них является особое восприятие хроноса, специфическое самоопределение себя во времени, и времени относительно их жизни. Следует учесть, что для некоторых магов Время является одним из самых важных союзников, т. к. основу их волшебства составляют именно временные перипетии и нестандартные решения, связанные с перемещением во времени и пространстве. Примеризромана «Ворвремени» отражаетположениеделоднойизведьм, и ееперсональнуюзависимостьотвременныхзаконов: «An edge witch is one who makes her living on the edges, in that moment when the boundary conditions apply — between life and death, light and dark, good and evil and, most dangerously of all, today and tomorrow». [3,45]
Другой пример из того же романа демонстрирует конкретные способности внучки Смерти Сьюзан управлять Временем, показывая тем самым противоречивость известного факта о превосходстве Времени над всеми остальными явлениями- здесь Пратчетт вновь использует мастерскую иронию, показанную в репликах обоих собеседников: ‘Whoareyou? Time has stopped, the world is given over to…fairytales and monsters, and there’s a schoolteacher walking around?’ ‘Best kind of person to have,’ said Susan. ‘We don’t like silliness. Anyway, I told you, I’ve inherited certain talents.’ ‘Like living outside time?’ ‘That’s one of them.’ ‘It’s a weird talent for a schoolteacher!’ ‘Good for marking, though,’ said Susan calmly. [3, 101]
Уникальность фэнтези Пратчетта раскрывается не только в искрометном и понятном практически любому читателю юморе, но в неподражаемой философской позиции писателя, выраженной в первую очередь посредством способности воспринимать мир и происходящее в нем через иронизирующую призму и окрашивать любые человеческие качества красками сатиры, доброго юмора и легкого сарказма. В отношении Времени как явления сложного и неконтролируемого, подчиняющего себе человека и обстоятельства, Терри Пратчетт оставил яркие комментарии, которые вложил в мысли различных героев, как положительных, так и спорно представленных, таких как Смерть: «EVERYTHINGTHATHAPPENSSTAYSHAPPENED.‘Whatkindofphilosophyisthat?’THEONLYONETHATWORKS». [3, 67]
Та игра, которую Пратчетт ведет с читателем, теряется из виду по мере того, как при погружении в атмосферу Плоского мира пропадает ощущение реальности, поскольку во время чтения большинства его романов возникает новая ирреальность, в которой необычное и непознанное представляется в ином виде, и воспринимается как новое, но знакомое. Исходя из этого построения произведений, философские теории и законы Диска будут близки, а не странны и абстрактны, как это могло получиться в другом романе жанра фэнтези.
‘…as you accumulate years, you will learn that most answers boil down, eventually, to “Because”’. [3, 188]
Пратчетт использовал различные приемы, показывающие тонкость и неуловимость материи Времени даже на волшебном Диске, где реальность преломляется, а Время остается за гранью этой реальности, порождая новую:
‘Wen considered the nature of time and understood that the universe is, instant by instant, recreated anew. Therefore, he understood, there is in truth no past, only a memory of the past. Blink your eyes and the world you see next did not exist when you closed them. Therefore, he said, the only appropriate state of mind is surprise. The only appropriate state of the heart is joy. The sky you see now, you have never seen before. The perfect moment is now. Be glad of it.’ [3, 209]
Природа человека и природа Времени неразрывно связаны, этот закон продемонстрирован в следующей фразе, которой автор явно показывает парадоксальность жизненного процесса, а также выражает свой личный взгляд на сущность человека, на его зависимость от времени вообще, но и от своего отношения ко времени в частности. ‘There is no doubt that being human is incredibly difficult and cannot be mastered in one lifetime,’ said Unity sadly.’ [3, 116]
Ироническая гиперболизация «становления человеком» представляется пугающе справедливой благодаря семантической составляющей фразы «onelifetime», которая умещает в себе не только онтогенез человека как вида, но и его нравственную эволюцию (или же деградацию), помимо этого, многозначность данного фразового единства в очередной раз наводит читателя на рассуждение о «времени на жизнь» — куда оно затрачивается, верно ли, меняется ли жизнь с изменением отношения ко времени, и т. д.
Терри Пратчетт по праву признан не только великолепным писателем, но и гением мысли, любителем жизненных парадоксов наряду с Оскаром Уайлдом и Бернардом Шоу — такими же неповторимыми интерпретаторами реальности и саркастически настроенными нонконформистами снобизма и обывательского толкования жизни, как и он сам.
Литература:
- «Терри Пратчетт» — о писателе». — Режим доступа: http://www.pratchett.org/
- T.Pratchett “Mort”, 2012–197c./Режимдоступа:http://freenovelonline.com/242248-mort.html
- T.Pratchett “Thief of Time”, 2002–384c./ Режим доступа: http://e-libra.ru/read/143538-thief-of-time.html
- http://www.rulit.me/authors/pratchett-terri
Ключевые слова
время, время, персонификация, развернутая метафора, фэнтези, описание, Терри Пратчетт, юмористическая литература, хронос, перипетии, «новая Вселенная»., «новая Вселенная»Похожие статьи
Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»
В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...
Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»
В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...
Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери
В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...
Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»
Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...
Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»
Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...
Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»
В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...
Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика
Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...
Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)
Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...
Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)
Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...
Смысловые нюансы слова “dingy” в романе Ч. Диккенса «Крошка Доррит»
Статья посвящена исследованию оттенков слова “dingy” в романе Ч. Диккенса при помощи семантико-стилистического метода анализа художественного текста. В романе Ч. Диккенса «Крошка Доррит» имеет место гиперсемантизация слова dingy, происходит обогащени...
Похожие статьи
Символика и ее значение в романе С. Кинга «Нужные вещи»
В статье раскрываются концептуальные идеи, связанные с символикой и ее значением в романе С. Кинга «Нужные вещи». При разборе романа использовался структурно-семантический и сопоставительный методы анализа. Специальное внимание уделено символике имен...
Художественное время как элемент авторской модели мира в романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени»
В статье исследуется категория художественного времени, воплощаемая в социально-фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Машина времени» и являющаяся одним из элементов авторской картины мира. Изучение представлений главного героя о времени, а также анали...
Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери
В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...
Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»
Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...
Игра, ложь и одиночество как неотъемлемые компоненты любовных отношений в рассказе Ивана Бунина «Генрих»
Статья посвящена анализу новеллы Ивана Бунина «Генрих» входящей в состав сборника «Темные аллеи» и являющейся ярким примером человеческих взаимоотношений в сложном художественном мире нобелевского лауреата. Предметом анализа в данной статье является ...
Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»
В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...
Образ леса в романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро»: генезис, семантика, художественная специфика
Данная статья посвящена изучению семантического наполнения образа леса в фантастическом романе Г.Дж. Уэллса «Остров доктора Моро». Рассматриваются особенности интерпретации образов-символов леса и острова в рамках мифологической и литературной традиц...
Стилистические приемы создания юмористического эффекта (на материале романа Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс»)
Статья посвящена анализу стилистических приёмов, используемых при создании юмористического эффекта в произведениях чик-лит литературы (женской литературы). Анализируются приемы создания юмористического эффекта в романе Х. Филдинг «Дневник Бриджит Джо...
Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)
Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...
Смысловые нюансы слова “dingy” в романе Ч. Диккенса «Крошка Доррит»
Статья посвящена исследованию оттенков слова “dingy” в романе Ч. Диккенса при помощи семантико-стилистического метода анализа художественного текста. В романе Ч. Диккенса «Крошка Доррит» имеет место гиперсемантизация слова dingy, происходит обогащени...