Здоровая спинка — к успеху тропинка. Мы живем в бурно развивающее время, связанное с развитием информатики и компьютерных технологий. Инновационные технологии развиваются с такой скоростью, что уже слышны разговоры о том, что в ближайшем будущем все школьные учебники станут электронными. Пока же ученикам начальной школы приходиться носить с собой в школу много учебников, тетрадей и других школьных принадлежностей.
Я обозначил проблему: Мы носим слишком тяжелые портфели.
Основополагающие вопросы: Что же лучше, портфель или ранец? Как тяжелый ранец влияет на осанку ученика? Как правильно выбрать портфель? Как снизить вес портфеля?
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники проекта: ученики 3 класса, родители, учителя нашей школы.
Цель проекта: Создание здоровьесберегающих условий для сохранения своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля весовой нагрузки за своей спиной.
Задачи проекта:
- Выяснить, что такое осанка и особенности осанки детей младших классов.
- Узнать о правильной и неправильной осанке и её значении для здоровья учащихся.
- Изучить виды школьных портфелей.
- Изучить возникновение школьных ранцев.
- Изучить требования к портфелю школьника (вес, строение).
- Выяснить вес полных портфелей одноклассников.
- Изучить содержимое портфелей одноклассников с целью обнаружения лишних предметов.
- Создание списка рекомендаций для родителей, учащихся.
- Составить комплекс упражнений для сохранения правильной осанки.
Объект и предмет объекта:
Объект: ученики начальной школы, их осанка, как основа здоровья.
Предмет: школьный портфель ученика начальной школы.
Гипотеза: Если правильно подобрать вес школьного портфеля (соответствующим гигиеническим нормам), то его ношение не повредит осанке ученика и его здоровью.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап:
‒ Определение темы и ее актуальность.
‒ Сбор информации.
‒ Проведение опроса среди учеников начальной школы и родителей.
- Основной этап:
‒ Знакомство с историей портфелей.
‒ Привлечение родителей и старшее поколение.
- Заключительный этап:
‒ Заключения и выводы.
‒ Оформление материала проекта.
Методы исследования: опрос; наблюдение; беседа; сбор информации из книг, журналов, Интернета; эксперимент; фотографирование.
Понятие осанки. Свое исследования я начал с медицинского словаря: Осанка — это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника. Также в словаре Ушакова: осанка — это внешность, манера держать свою фигуру. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.
Беседа с медицинской сестрой. Из беседы я узнал, что ребенок рождается с ровным позвоночником. В процессе жизни начинаются появляться изгибы: шейный, грудной, поясничный. У младшего школьника жизненные изгибы не зафиксированные и непрочные. Поэтому все нарушения: неправильная мебель, обувь, одежда могут эти изгибы сделать неправильными. Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный ранец. В классе 2 человека с нарушением осанки.
Вывод: Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Основная задача осанки — сохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы.
Малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей.
Из истории портфеля. Портфель — слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.
Слово ранец (заплечная сумка) появилось на Руси в 17-м веке. В советское время ранцы делали со съёмными лямками, что превращало его в портфель (рис.1), (рис.2).
Рис. 1. Ранец
Рис. 2. Ранец
Портфель наших прапрабабушек и прапрадедушек. Такой портфель был у всех школьников с 1 по последний класс. Обладать портфелем для детей, послевоенного времени, было большой радостью и гордостью!
Как правило, портфели были очень легкими, в связи с дефицитом детской литературы и учебных изданий (рис. 3)
Рис. 3. Портфель 40-50-х годов
А это портфель современного школьника младших классов (рис.4)
.
Рис. 4. Портфель современного школьника
Во время исследования мои друзья выложили в электронный дневник фотографии со своим портфелями «Я и мой портфель». Провели конкурс рисунков в классе «Любимый друг — портфель».
Результаты исследования по анкетированию «Ранец, рюкзак, портфель или сумка» показали:
93 % учащихся выбрали для переноса школьных принадлежностей ранец,
7 %- школьный рюкзак.
В 3 классе дети не используют для переноса школьных принадлежностей портфели и сумки.
Почему вы выбрали именно этот портфель?
Результаты исследования показали: что портфель — вместительный, удобный, понравился.
Далее идут ответы: красивый, отличается от всех, подарок.
Идеальный портфель ученика начальной школы (рис.5)
Рис. 5. Идеальный портфель
Портфели взвешивали наши родители (рис.6)
Рис. 6. Портфель взвешивают родители
Вес школьного пустого портфеля: (норма 600–700 грамм)
Ознакомившись с гигиеническими требованиями к школьному ранцу, мы взвесили пустые ранцы учеников.
Результат: 74 % школьных изделий соответствуют нормам, а 26 % превышают рекомендуемый вес, равный 700 грамм. Самым легким школьным изделием в первом классе оказался рюкзак весом 550 грамм, самым тяжёлым — весом 1000 грамм или 1 кг.
Вес школьного портфеля со школьными принадлежностями: (10 % от веса ребенка)
36 % школьных изделий превышают допустимое значение. У одного ученика вес школьного рюкзака превысил рекомендуемое значение в два раза. У остальных детей превышение веса школьного «портфеля» составило от 1 % до 77 %. 64 % соответствуют значению.
Соответствуют ли размеры ранца? Измерили высоту передней стенки, длину и ширину школьных ранцев и рюкзаков. В результате измерения выяснили: длина изделия 36 %- превышает норму. Высота изделия 66 %- превышает норму. Ширина превышает допустимое значение 96 %.
Таблица 1
Чем наполнен школьный портфель?
Наименование предмета |
Комплект |
Вес (грамм) |
Математика |
Учебник + тетрадь |
475 |
Русский язык |
Учебник + прописи |
487 |
Окружающий мир |
Учебник + тетрадь |
410 |
Физкультура |
Спортивная форма |
- |
ИТОГО |
|
1372 |
Очень хотелось узнать, какой цвет предпочитают ученики для своего портфеля! Мы устроили радугу школьных портфелей. Сделали вывод: Преобладают следующие цвета радуги — фиолетовый, синий и красный. Далее идут — зеленый, голубой, оранжевый и жёлтый.
В результате исследования мы выяснили, что 86 % школьников не умеют правильно пользоваться портфелем. Дети носят в портфеле лишние вещи или просто забывают выкладывать ненужные школьные принадлежности. Вес лишних вещей в портфеле школьников колеблется от 100 граммов до двух килограммов (не считая физкультурной формы и сменной обуви). В школьном портфеле можно найти массу вещей, которые не связаны с учебным процессом. Это игрушки, карточки, журналы, зеркала, сотовые телефоны и многое другое.
Лучший выбор — это ранец с ортопедической спинкой (рис.7).
Рис. 7. Ранец с ортопедической спинкой
Важный момент — это безопасность. Ранец со светоотражателями сделает школьника заметным на проезжей части в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.
Рекомендации при покупке портфеля:
- Вес портфеля — не более 10 % от веса ребенка.
- В идеале — это ранец, с лямками 4 см.
- Материал — экологически чистый, влагостойкий.
- Ткань «спинки» должна быть натуральная, чтобы ребенок не потел.
- На сумке должны быть светоотражательные элементы, видимые в темноте.
Рекомендации ученикам начальной школы:
‒ Складывать учебники заново каждый день согласно расписанию.
‒ Не класть лишние вещи.
‒ Нужно равномерно распределять нагрузку в самом ранце между левой и правой стороной.
‒ Тяжелые книги лучше класть вплотную к спинке и параллельно ей.
‒ Ранец нужно носить за спиной.
‒ Не носить ранец в одной руке или на одной лямке (рис.8)
Рис. 8. Рекомендации ученикам.
Наши действия: Папки для уроков изобразительного искусства и уроков технологии, а также папки для дополнительных занятий мы оставляем в своих шкафчиках. Спортивную форму для уроков физической культуры мы оставляем в своих шкафчиках.
В мире интересного. В России существует единственный во всем мире памятник портфелю — ранцу! Автор этой скульптуры — Александр Беликов, учитель изобразительного искусства. Помогали ему его ученики, шестиклассники Венгеровской сельской школы Ракитянского района Белгородской области (рис.9).
Рис. 9. Памятник портфелю
Выводы: Гипотеза, которую выдвинули, подтвердилась, хотя и не полностью, так как вес портфелей учащихся начальной школы превышает норму (2–4кг), которую рекомендуют врачи. В ходе исследования убедились, что при выборе портфеля не все учащиеся задумывались над тем, что он будет отрицательно влиять на их здоровье. Прежде всего, им хотелось купить вместительный портфель. Или тот, который понравился. Только часть ребят подумала о том, что их портфель должен быть удобным. А вот родители более ответственно подошли к выбору портфеля и приобрели ранцы и рюкзаки.
Чтобы ещё и вес портфелей соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и почаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих. Считаем, что цель, которую поставили перед началом работы, достигнута и задачи выполнены. Наша работа может быть использована как рекомендации родителям и ученикам при выборе портфеля на следующий учебный год.
Литература:
- Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь С. И. Ожегова, медицинский словарь.
- Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
- Протасов Б. И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru
- Федотова В. А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайт www.proshkolu.ru
- «Лечебная физическая культура» 2013г С. Н. Попов;
- Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2015г.
- Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В. И. Степановой И. 2015г.