В статье автор оценивает уровень финансовой грамотности детей младшего школьного возраста, дает рекомендации по ее повышению.
Ключевые слова: финансовая грамотность, бюджет.
Ввиду обязательного наличия у родителей школьников детской банковской карты для привязки к счету проекта «Питание.дети» в Подмосковье, многие дети младшего школьного возраста получили доступ к финансовым ресурсам. Детская банковская карта (настоящая пластиковая карта, на которой хранят деньги [1]) стала часто использоваться родителями не только в рамках проекта на жизненно необходимые траты, но и в качестве ресурса для карманных расходов детям. Как известно, использование банковских карт вместо наличных денег на начальном уровне обучения обращению с деньгами ведет к финансовой безграмотности, так как нет реального ощущения трат. Это влечет за собой в будущем снижение уровня благосостояния и качества жизни. Все мы помним безграмотного Буратино. Повышать финансовую грамотность необходимо с детства!
Целью моей работы стало повышение финансовой грамотности детей младшего школьного возраста с помощью их карманных денег.
Финансовая грамотность — это совокупность денежных установок, умений копить, тратить, поддерживать и повышать уровень благосостояния и качества жизни [2]. Финансовая грамотность детей младшего школьного возраста включает в себя:
— умение планировать доходы и расходы (то есть вести бюджет)
— способность рационально выбирать нужные товары;
— знание своих прав, как потребителя и умение их отстоять;
— способность ставить реалистичные цели и двигаться к их достижению.
Финансовая грамотность детей строится на использовании карманных денег. Карманные деньги — это собственные деньги ребенка, которые обычно выдают родители [3]. Статья 28 Гражданского кодекса РФ [4] разрешает детям с шести лет совершать мелкие бытовые сделки, например, покупать товар в магазине. Но если в России карманные деньги — это не обязанность родителей, а их желание, то, например, в Германии — это закон с установленными тарифами.
Чтобы понять ценность выдаваемых родителями карманных денег, и не считать родителя за нескончаемый кошелек, необходимо рассчитать стоимость рабочего дня. По данным Мосстата, среднемесячная начисленная заработная плата работников всех организаций Московской области в январе-июне 2023 года составила 77 700 рублей [5]. При среднем количестве рабочих дней в месяце — 21 средняя стоимость рабочего дня составляет 3 700 рублей. Деньги на карманные расходы детям обычно не превышают 1–3 % от заработка родителя.
Умение грамотно планировать доходы и расходы поможет рационально распорядиться карманными деньгами. Для этого необходимо вести учет бюджета. Бюджет — это финансовый план доходов и расходов. Для повышения благосостояния расходы не должны превышать доходы.
Чтобы грамотно распределить карманные расходы необходимо придерживаться трех целей одновременно: на текущие потребности (покупка сладостей и т.п.), на долгосрочные цели (дорогостоящая вещь, цена на которую превышает один карманный доход), на непредвиденные расходы (подарок другу на день рождения, о котором заранее не подумал).
В зависимости от целей, карманными расходами следует распоряжаться следующим образом:
Таблица 1
Цель |
Действие |
На текущие потребности |
тратим |
Долгосрочные цели |
копим |
Непредвиденные расходы |
копим |
Умение копить относится к ведению бюджета. Я знаю два основных метода накопления:
Способы накопления на долгосрочные цели и непредвиденные расходы:
- Метод «четырех конвертов». Необходимо определить свой бюджет на месяц, убрав из него деньги для накопления. Например, 10–20 % от дохода. Сумму, которая осталась, необходимо разделить на четыре конверта соответственно каждой неделе месяца. Выходить за рамки сумм, лежащих в конверте нельзя, образовавшийся остаток от каждого конверта переложить в накопления.
- Метод «семи кувшинов». Для начала аналогично методу конвертов необходимо выделить сумму для накопления. Далее распределить остаток по «кувшинам» в зависимости от целей трат (на сладости, на кино и т.д.). Выходить за рамки сумм, выделенных на цели нельзя, образовавшийся остаток от каждой цели переложить в накопления.
Основываясь на знаниях по финансовой грамотности, я провел анкетирование среди моих одноклассников, чтобы оценить их уровень грамотности. Вопросы касались ведения бюджета, отстаивания своих прав, умения рационально выбирать товар.
Анкета
-
Имеешь ли ты карманные деньги?
- Да
- Нет
-
Копишь ли ты часть карманных денег?
- Да
- Нет
-
Указывают ли тебе родители, на что тратить карманные деньги?
- Да
- Нет
-
Карманные деньги ты получаешь наличными или на банковскую карту?
- Наличными
- На банковскую карту и у меня есть доступ к остатку на карте
- На банковскую карту и у меня нет доступа к остатку на карте
-
Ведёшь ли ты учет доходов и расходов?
- Да
- Нет
-
По какому признаку выберешь товар?
- По яркой красивой упаковке
- По цене и необходимости
- Товар лежит на детском стеллаже, а значит точно мне подходит
-
Что сделаешь ты, если продавец не дал сдачу при покупке:
- Заберешь все свои деньги и уйдешь без покупки
- Заберешь купленный товар без сдачи
- Выяснишь ситуацию с продавцом
На основе знаний, которые я получил в ходе работы, ответами финансово-грамотных учащихся должны быть:
Таблица 2
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Ответ |
1.1. |
2.1. |
3.2. |
4.1, 4.2 |
5.1. |
6.2. |
7.3. |
Результаты проведенного анкетирования приведу в таблице:
Таблица 3
№ вопроса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Верный ответ |
1.1. |
2.1. |
3.2. |
4.1, 4.2 |
5.1. |
6.2. |
7.3. |
Количество ответивших, чел |
24 |
23 |
14 |
22 |
15 |
23 |
23 |
Всего в анкетировании участвовало 28 человек. Количество учеников, не имеющих карманные деньги — 4, поэтому в расчет данные анкеты не берем. Всего в анкете 6 определяющих вопросов, количество ответов всех участников на все вопросы в анкете 24*6=144, из них верно отвеченных 23+14+22+15+23+23=120, что составляет 120/144*100 % = 83 %.
- Финансовая грамотность детей младшего школьного возраста при выборке в 24 человека составила 83 %, что говорит о хороших результатах.
- Стоит отметить, что в половине случаев дети сами не принимают решения о том, на что тратить свои карманные деньги, им помогают в этом родители. Финансовая грамотность все же предполагает самостоятельность в карманных тратах.
- Половина опрошенных не ведет учет доходов и расходов, возможно в силу своего возраста, либо непонимания его необходимости.
По итогам исследования я сделал выводы:
— в школах необходимо дополнительное образование по Афлатуну;
— родители должны довериться своим детям в принятии решений по карманным расходам, а также возможно отказаться от банковских карт в пользу наличных денег, чтобы дети ощущали свои траты и видели бюджет;
— возможно мое исследование подтолкнет детей самостоятельно повысить финансовую грамотность.
Как говорил Бенджамин Франклин: «Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет». То есть любые знания окупятся в будущем.
Сейчас часто дети не любят книжный формат для получения информации, поэтому мои рекомендации для детей по повышению финансовой грамотности составлены на основе актуальных современных доступных детям источников:
- Настольные игры по финансовой грамотности: Миллионер/монополия, Финомика от pro.finansy.
- Мультфильмы — тематические серии от «Развлечеба» СТС Kids, «Фиксики» студии «Аэроплан», «Смешарики» студии Компьютерной Анимации «Петербург».
- Подкасты — «Кошелястик» от pro.finansy, «Чевостик» Елены Качур, «Петя и Сберкот» от СберБанка.
Умножайте свои знания!
Литература:
- ООО «Академия капитала», игра карточная «Финомика Kids»
- https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/gramotnyy-potrebitel/chto-takoe-finansovaya-gramotnost/
- ООО «Академия капитала», игра карточная «Финомика Kids».
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. От 24.07.2023) — Ст. 28
- https://77.rosstat.gov.ru/folder/70759/document/215011?ysclid=lofdon3y9n769172055