Сколько весит школьный рюкзак? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Актуальная тема исследования

Рубрика: Здоровьесбережение

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Беганская, А. Д. Сколько весит школьный рюкзак? / А. Д. Беганская, Г. Н. Стреха. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — С. 163-166. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4433/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования зависимости веса школьных сумок от их наполнения.

Ключевые слова: школьные сумки, рюкзак, пенал.

1. Введение

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время постоянно увеличивается количество школьников, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Необходимо принимать все меры для укрепления здоровья детей и предотвращения заболеваний позвоночника [1].

Гипотеза неправильно подобранная школьная сумка приводит к заболеваниям позвоночника. Необходимо подбирать школьные сумки с учётом их разновидностей, веса, наличия шлеек, ремней.

Объект исследования — школьные ранцы.

Предмет исследования школьные ранцы, их наполняемость

Цель: доказать, что разновидности школьных ранцев, их наполняемость влияет на вес ранцев и состояние здоровья учащихся.

Задачи:

  1. Познакомиться с разновидностями школьных сумок, их особенностями.
  2. Изучить наполняемость и вес школьных сумок у учащихся начальных и средних классов в школе.
  3. Узнать, что необходимо для исключения отрицательного влияния ношения сумок на здоровье школьников.

Методы:

  1. Поиск и чтение литературы и сайтов Интернета по изучаемой теме.
  2. Систематизация полученной информации.
  3. Социологическое исследование.
  4. Обобщение полученных сведений.

2. Школьные сумки

2.1. Виды школьных сумок

Встречаются следующие разновидности школьных сумок:

— портфель;

— ранец;

— рюкзак

Портфель представляет собой сумку, обе стенки которой — жёсткие. У портфеля имеется ручка и длинный ремень. Данную школьную сумку можно носить в руке за ручку или на плече, перекидывая ремень через плечо. Поскольку ношение школьной сумки в руке или на одном плече приводит к неравномерной нагрузке на позвоночник и его искривлению, сегодня почти все производители отказались от выпуска портфелей и найти его на рынке сейчас практически невозможно.

Рюкзак — сумка мешковатого вида с двумя шлейками. Может иметь частичный каркас. Застёгивается на молнию или шнурки. Благодаря двум шлейкам носится на плечах, хотя современная молодёжь предпочитает носить на одном плече.

Ранец похож на рюкзак. Имеет две шлейки. Надевается на плечи. У ранца более твёрдые каркасные рёбра. Более устойчивый и крепкий, чем рюкзак. Но, в отличие от рюкзака имеет больший вес [2].

2.2. Виды рюкзаков

Встречаются следующие виды рюкзаков:

  1. стандартные варианты

— классический

— каркасный рюкзак с ортопедической спинкой

— каркасный рюкзак без ортопедической спинки

— функциональный рюкзак

— рюкзак-слинг

  1. с дополнительным функционалом
  1. электронные

— с LED-дисплеем

— со встроенным смарт-замком

— со встроенным аккумулятором, USB-портом

  1. со светоотражающими элементами
  1. по гендерным разграничениям

— универсальные

— для девочек

— для мальчиков

  1. с особенностями оформления

— пиксельные модели

— с шипами

— с заклёпками

— особой формы (треугольные, квадратные, с узорами в виде шипов, воланов из материала рюкзака)

2.2.1. Стандартные варианты рюкзаков

К стандартным видам рюкзаков относятся классический рюкзак, каркасный рюкзак с ортопедической спинкой, каркасный рюкзак без ортопедической спинки, функциональный рюкзак и рюкзак-слинг.

Классический — рюкзак с простым дизайном, имеющий один внутренний и один передний карман. Они недорогие, лёгкие. Но основное неудобство их в том, что одно внутреннее отделение, где невозможно разделить учебники и тетради.

Каркасный рюкзак с ортопедической спинкой держит форму, минимизирует нагрузку на позвоночник детей, имеет много отсеков, что способствует рациональной организации содержимого. Имеет много ремешков, что позволяет надёжно и правильно фиксировать рюкзак на спине школьника. Эти рюкзаки имеют большой вес, что негативно сказывается при использовании их у младших школьников.

Каркасный рюкзак без ортопедической спинки не имеет металлических вставок, что делает его более мягким и лёгким.

Функциональный — имеет большое количество отделений, как больших отделений, так и маленьких карманов. Это способствует более рациональной организации хранения вещей. Но даёт возможность детям носить и ненужные вещи, что безосновательно увеличивает вес рюкзака. К отрицательным характеристикам относится отсутствие ортопедической спинки и каркаса, что увеличивает нагрузку на спину ребёнка.

Рюкзак-слинг имеет одну шлейку. Его вынуждены носить на одном плече. При вертикальном ношении неравномерно распределяется нагрузка, что приводит к заболеваниям позвоночника. Такие рюкзаки пользуются популярностью у старшеклассников, но не предназначены для ношения школьных принадлежностей.

2.2.2. Рюкзаки с дополнительным функционалом

К электронным рюкзакам с дополнительным функционалом можно отнести с LED-дисплеем, со встроенным смарт-замком и со встроенным аккумулятором, USB-портом.

Управление LED-дисплеем производится через приложение. Такие рюкзаки имеют жесткий корпус, незаметные дополнительные молнии для защиты дисплея. Дисплей можно вынимать. Изготавливаются из водонепроницаемой ткани.

Рюкзаки со встроенным аккумулятором, USB-портом отличаются высокой стоимостью. Использование их учащимися начальных классов не целесообразно.

Встроенный смарт-замок предотвращает кражу содержимого рюкзака, так как реагирует только на отпечаток пальца. В его памяти может храниться до 10 отпечатков.

В ногу с развитием науки, средств коммуникации идёт и создание новых моделей рюкзаков, оснащённых электронными ресурсами.

Учащиеся школ ходят на занятия или с занятий в тёмное время суток. Поэтому особое значение для безопасности детей имеет наличие светоотражающих элементов на рюкзаке. Родители при выборе школьных сумок уделяют их наличию своё внимание [3].

2.2.3. Варианты рюкзаков по гендерным разграничениям

В зависимости от того, для кого предназначен рюкзак, выделяют рюкзаки для девочек, для мальчиков и универсальные. Разделение это происходит по внешнему виду.

Рюкзаки для девочек шьют из материала более яркого. Используются цвета розовый, лавандовый, малиновый. Украшают изображением принцесс, цветов, мультяшных зверюшек.

Мальчишки предпочитают более сдержанные, тёмные цвета: синий, тёмно-зелёный, серый. Для них актуальны рисунки машинок, супергероев, тематика космоса.

Универсальные рюкзаки по расцветке и рисункам подходят как мальчикам, так и девочкам. Преобладают салатовый, красный, фиолетовый, жёлтый цвета с изображением абстрактных узоров, геометрических фигур.

2.2.4. Рюкзаки с особенностями оформления

В последнее время получили распространение рюкзаки с пикселью на спинке. Достоинством этой модели является возможность ребёнку самому составлять узор из пикселей, при желании его менять; таким образом творить и развиваться. Пиксели продаются вместе с сумкой. При необходимости их можно приобрести и дополнительно.

Сейчас можно встретить модели и с особыми формами (квадратные, круглые, треугольные). Такие рюкзаки наиболее востребованы у старшеклассников. У учеников начальных классов можно увидеть модели с украшениями из того же материала что и сама сумка. Это различные воланы, шипы.

Учащиеся старших классов часто носят школьные сумки с элементами брутальности: металлическими шипами, заклёпками. Это отрицательно сказывается на весе рюкзака, утяжеляет его.

2.3. Производители рюкзаков.

Качественные рюкзаки выпускают многие предприятия. При выборе школьных сумок потребители уделяют внимание производителю. Бренд обычно является гарантией качества продукции. Покупатели отдают предпочтение широко известным торговым маркам.

Хорошо зарекомендовали себя рюкзаки белорусских производителей ОАО «Галантэя» (Galanteya), ЧПТУП «Поликом» (Polikom), ООО «Зубрава».

Среди иностранных производителей наибольшей популярностью пользуются Grizziy, в особенности их линейка «Здоровая спина», Brauberg, ErichKrause, TigerFamily, BrunoVisconti, Berlingo.

2.4. Факторы, подлежащие учёту при выборе школьного рюкзака

При выборе школьного рюкзака в первую очередь нужно обращать внимание на наличие каркаса , что способствует равномерному распределению нагрузки на спину и плечи, предотвращению нарушения осанки и других заболеваний позвоночника. Большое значение, особенно у младших школьников, имеет вес рюкзака. Допустимый вес до 700 г для учащихся начальных классов, до 1 кг для учащихся средних и старших классов. Следует обращать внимание на наличие необходимого количества отделов и карманов , что способствует рациональному размещению школьных принадлежностей в рюкзаке и оптимизации нагрузки на позвоночник. Качественный школьный рюкзак должен иметь широкие плотные крепкие ремни и шлейки, мягкие наплечники для предотвращения натирания и равномерного распределения веса на плечах. Желательно наличие нагрудного ремня. Для безопасности школьников на дороге, необходимо, чтобы рюкзак был оснащён светоотражающими элементами [3].

2.5. Требования санитарных норм и правил

Как указано в пункте 132 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы сумки или рюкзака) должна предусматриваться не более:

— 1,5 кг для учащихся 1–2-х классов;

— 2,0 кг для учащихся 3–4-х классов;

— 2,5 кг для учащихся 5–6-х классов;

— 3,0 кг для учащихся 7–8-х классов;

— 3,5 кг для учащихся 9–11-х классов.

Рекомендованная масса рюкзака учащегося начальных классов не должна превышать 700 г, учащихся средних и старших классов — до 1 кг (без учёта его наполнения) [4].

3. Результаты исследования

Нами проведено измерение веса учебных принадлежностей, учебных пособий, рюкзаков и школьных сумок у учащихся 2–5 классов. В результате исследования выявлено:

При проведении исследования во 2 классе установлено, что

— масса учебных пособий варьируется от 700 г до 953 г. Превышения нормы веса не выявлено;

— масса тетрадей от 80 г до 160 г;

— масса портфелей, рюкзаков без наполнения — от 243г до 428 г; 1 рюкзак украшен игрушками, выполненными из металла, и имеет вес 1кг, что превышает норму;

— масса пеналов с наполнением — от 71 г до 268 г;

— масса рюкзаков с наполнением варьируется от 1100 г до 1800 г. Масса рюкзака с металлическими украшениями варьируется от 1960 г до 2300 г.

В третьем классе:

— масса учебных пособий варьируется от 700 г до 1330 г. Превышения нормы веса не выявлено;

— масса тетрадей от 130 г до 300 г;

— масса портфелей, рюкзаков без наполнения — от 243г до 428 г;

— масса пеналов с наполнением — от 131 г до 339 г;

— 1 учащаяся носит с собой футляр для очков. Его масса — 99 г.

— 1 учащаяся носит с собой художественную книгу массой 482 г.

— масса рюкзаков с наполнением — от 1300 г до 2400 г. 1 рюкзак весил 3 кг (учащаяся принесла художественную книгу).

В четвёртом классе:

— масса учебных пособий варьируется от 700 г до 1600 г. Превышения нормы веса не выявлено;

— масса тетрадей от 164 г до 320 г;

— масса портфелей, рюкзаков без наполнения — от 243г до 548 г;

— масса пеналов с наполнением — от 151 г до 174 г;

— масса рюкзаков с наполнением варьируется от 1300г до 2700г.

В пятом классе:

— масса учебных пособий варьируется от 900 г до 1800 г. Превышения нормы веса не выявлено;

— масса тетрадей от 164 г до 380 г;

— масса портфелей, рюкзаков без наполнения — от 428 г до 1 кг;

— масса пеналов с наполнением — от 128 г до 191 г;

— масса рюкзаков с наполнением варьируется от 1700г до 3500г.

4. Заключение

4.1. Выводы

В результате исследования было выявлено, что вес необходимых учебных пособий и школьных принадлежностей не превышает нормы, установленной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Выявленное превышение массы наполненной школьной сумки происходит по причине

1) неправильно подобранного родителями рюкзака;

2) наличия на рюкзаке украшений из металла, имеющих большой вес;

3) нерационально подобранного пенала (с большим весом);

4) дети приносят в школу лишние вещи.

4.2. Предложения

Для минимизации веса школьной сумки необходимо

1) родителям правильно подбирать рюкзак с учётом возраста ребёнка и веса сумки;

2) не носить в школу лишние вещи;

3) использовать вязаные пеналы или сшитые из ткани;

4) украшать сумки лёгкими фликерами или плоскими изделиями из фетра.

Связать пенал или сшить из ткани, сделать украшения из фетра могут родители или с их помощью сами учащиеся.

Литература:

  1. Гузик Е. О. Здоровье учащихся Республики Беларусь и пути минимизации факторов риска его формирующих / Е. О. Гузик. — Минск: БелМАПО, 2020. — 334 с.
  2. Школьный рюкзак: отличия от ранца и портфеля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vplate.ru/ryukzaki/shkolnye/vybiraem/. — Дата доступа: 10.01.2024.
  3. Вся правда о том, как выбрать ранец для первоклассника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://store-bs.ru/stati/tipy-shkolnykh-ryukzakov-kakoy-tip-podoydet-vashemu-rebenku/.– Дата доступа: 10.01.2024.
  4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. N 206 Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63,от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 N 39) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/sanitarnye-normy-pravila-i-gigienicheskie-normativy/ — Дата доступа: 01.03.2024.


Ключевые слова

школьные сумки, рюкзак, пенал

Похожие статьи

Как выбрать экотовары

В статье рассказывается об отличительных особенностях и преимуществах экотоваров, проводится исследование отношения к экотоварам молодого поколения.

«Непростые» карандаши

В статье кратко рассказывается о том, что такое карандаш, какие существуют виды карандашей. И приводится пример изготовления карандаша в домашних условиях.

Для чего собаке хвост?

В статье рассматриваются физиология собаки. Исследованы эмоции собаки и их влияния на положение хвоста.

Бомбочки для ванны — вред или польза для организма человека

В статье изучается польза и вред на организм человека бомбочки для ванны. Автор делится личным опытом изготовления бомбочки для ванны в домашних условиях.

Космический песок

В статье изучены особенности кинетического песка, проанализированы его достоинства и недостатки, исследованы рецепты изготовления космического песка в домашних условиях.

Школьный буллинг. Что делать? Методические рекомендации родителям и педагогам

Статья посвящена актуальной проблеме выявления и профилактики школьного буллинга.

Особенности применения картографических произведений на уроках географии

В статье автор исследует особенности применения картографических произведений на уроках географии.

Эффективный способ прокачки тормозов

Статья раскрывает сущность тормозной системы, возможные проблемы, которые могут возникнуть с тормозной системой при эксплуатации автомобиля.

Как изготовить слайм в домашних условиях

Данная статья рассказывает о слайме, о том, как его можно сде-лать в домашних условиях. Особое внимание уделяется авторами вопросу о безопасности данной игрушки для здоровья человека.

Создание инструмента (дашборда) для анализа успеваемости учеников с использованием возможностей Microsoft Excel

В статье автор рассказывает о создании инструмента анализа успеваемости учеников для использования в руководстве школами.

Похожие статьи

Как выбрать экотовары

В статье рассказывается об отличительных особенностях и преимуществах экотоваров, проводится исследование отношения к экотоварам молодого поколения.

«Непростые» карандаши

В статье кратко рассказывается о том, что такое карандаш, какие существуют виды карандашей. И приводится пример изготовления карандаша в домашних условиях.

Для чего собаке хвост?

В статье рассматриваются физиология собаки. Исследованы эмоции собаки и их влияния на положение хвоста.

Бомбочки для ванны — вред или польза для организма человека

В статье изучается польза и вред на организм человека бомбочки для ванны. Автор делится личным опытом изготовления бомбочки для ванны в домашних условиях.

Космический песок

В статье изучены особенности кинетического песка, проанализированы его достоинства и недостатки, исследованы рецепты изготовления космического песка в домашних условиях.

Школьный буллинг. Что делать? Методические рекомендации родителям и педагогам

Статья посвящена актуальной проблеме выявления и профилактики школьного буллинга.

Особенности применения картографических произведений на уроках географии

В статье автор исследует особенности применения картографических произведений на уроках географии.

Эффективный способ прокачки тормозов

Статья раскрывает сущность тормозной системы, возможные проблемы, которые могут возникнуть с тормозной системой при эксплуатации автомобиля.

Как изготовить слайм в домашних условиях

Данная статья рассказывает о слайме, о том, как его можно сде-лать в домашних условиях. Особое внимание уделяется авторами вопросу о безопасности данной игрушки для здоровья человека.

Создание инструмента (дашборда) для анализа успеваемости учеников с использованием возможностей Microsoft Excel

В статье автор рассказывает о создании инструмента анализа успеваемости учеников для использования в руководстве школами.

Задать вопрос