Урожайность растения зависит от многих факторов и среды произрастания. Требуется строго соблюдать, например, внешние условия продуктивного роста, будь то овощи с грядки или с подоконника.
Паспорт выращиваемой культуры.
Название: Лук репчатый (лат. Állium cépa).
Род: многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium).
Семейство: Луковые (Alliaceae).
Место рождения: Юго-Западная Азия (Афганистан, Иран, горные районы Туркменистана).
В России получил известность в XII веке.
Место распространения: повсеместно.
Строение: имеет яйцевидную луковицу, дудчатые листья.
Экологические особенности: широко распространённая овощная культура, теневыносливая, имеет резкий запах и горький привкус.
Применение: медицина, кулинария, косметология.
Как видим, объектом исследования является лук — редкая кладовая витаминов и минеральных веществ. Он полезен как детям, так и взрослым, если нет противопоказаний.
Чтобы избежать весеннего авитаминоза, необходимо выращивать такие растения на окне в течение всей зимы. Это обстоятельство определяет актуальность выбранной темы и настоящего исследования и имеет соответствующую теоретическую и практическую значимость.
Предмет исследования — влияние некоторых внешних (абиотических) факторов на рост и развитие лука.
Если предположить, что урожай лука с огорода на подоконнике напрямую зависит от соблюдения светового режима и качества воды, то путем эксперимента следует подтвердить правильность выдвинутой гипотезы — это цель исследования.
Методический инструментарий эксперимента
Материалы: 12 луковиц и, соответственно, 12 стаканов, вода из водопровода и очищенная из магазина, световой режим в помещении.
Условия проведения.
6 из 12 луковиц я поставила для прорастания в очищенную воду, купленную в магазине, для остальных взяла воду из-под крана. Затем по 3 луковицы с водой указанного вида поставила в темное место и на окно, расположенное с солнечной стороны. Каждый стакан с луком получил свой номер. Луковицы были вымыты и высушены.
Рис. 1. Луковицы в начале эксперимента
Во время проведения эксперимента я делала контрольные измерения один раз в неделю и фиксировала показания в таблице результатов.
Таблица 1
Результаты эксперимента (в см)
Дата проведения замеров |
Замеры длины перьев лука |
|||||||||||
В темноте |
На свету |
|||||||||||
Очищенная вода |
Водопроводная вода |
Очищенная вода |
Водопроводная вода |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
04.02.2017 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11.02.2017 |
3,2 |
0 |
4,8 |
0 |
0 |
0 |
5,7 |
4,4 |
5,1 |
0 |
7,2 |
5,2 |
18.02.2017 |
8,8 |
0 |
14,7 |
0 |
0 |
0 |
13,5 |
9,6 |
11,3 |
0 |
16,5 |
11,1 |
25.02.2017 |
17,2 |
10,2 |
24,1 |
9,7 |
6,1 |
13,5 |
19,8 |
17,2 |
20,1 |
12,3 |
18,6 |
17,4 |
04.03.2017 |
26,9 |
26,7 |
36,1 |
22,0 |
13,4 |
28,1 |
22,9 |
20,1 |
25,5 |
18,5 |
23,8 |
22,6 |
11.03.2017 |
38,9 |
41,7 |
47,5 |
36,2 |
30,2 |
40,7 |
37,2 |
40,3 |
41,1 |
7,1 |
38,4 |
37,6 |
18.03.2017 |
52,3 |
61,8 |
60,4 |
55,6 |
53,4 |
51,6 |
52,3 |
55,2 |
58,2 |
54,3 |
49,8 |
54,3 |
1-я неделя. 5 из 6 луковиц, находящихся на свету, пустили перья и использовали воду как водопроводную, так и очищенную. Особой разницы между проростками луковиц с разным качеством воды я не заметила.
Из трех луковиц с очищенной водой, которые были размещены в темноте, проросли две, а луковицы с водопроводной водой вообще не проросли. Более того, вода у луковицы с номером 5 стала мутнеть и приобрела неприятный запах.
К концу второй недели лук на свету стабильно увеличивал размер своих перьев. Они становились толстыми и имели темно-зеленый цвет, что свидетельствовало о хороших условиях выращивания.
Из шести луковиц, находящихся в темноте, проросли только две, и перья у них были бледными, тонкими и короткими.
Рис. 2. Луковицы через две недели после начала эксперимента
Рис. 3. Качество воды в образцах № 5 и № 6
Было принято решение поменять у луковицы № 5 воду на свежую и водопроводную.
3-я неделя. Все луковицы выпустили перья, что свидетельствует о хорошем качестве исходного материала.
Лук, находящийся в условиях хорошей освещенности, стал потреблять больше воды, чем лук, который находился в темноте.
Было принято решение не добавлять воду в емкости, чтобы увидеть через неделю, как это повлияет на луковицы.
4-я неделя Вода в стаканах, находящихся на свету, отсутствовала полностью, независимо от её источника. Емкости в темном месте были заполнены.
Перья лука, который находился на подоконнике, были темно-зеленого цвета. Лук, находящийся в темноте, вырос длиннее, но так и оставался бледно-зеленым с желтоватым оттенком.
Вода в емкости № 5 больше не становилась мутной. Первопричина изменений, скорее всего, в некачественной обработке луковицы в начале эксперимента.
Рис. 4. Лук через четыре недели после начала эксперимента
Интересно, поменяется цвет перьев лука, который все время находился в темноте, если его выставить на подоконник? Пронаблюдаем...
К концу шестой недели рост проходил практически равномерно у всех луковиц. Перья у них стали настолько длинными, что перегибались от собственной тяжести и опускались вниз. Рекордный показатель был у образца № 2 — почти 62 см.
Весь лук, несмотря на начальные условия содержания, имел насыщенный темно-зеленый цвет перьев.
На данном этапе можно было говорить об окончании эксперимента и «сборе урожая».
Выводы.
Во-первых, качество воды на начальном этапе проращивания лука значение если и имеет, то незначительное.
Во-вторых, проращивать луковицы первые 5–7 дней следует только в хорошо освещенном месте.
В-третьих, цвет, толщина, длина перьев лука зависят напрямую от количества солнечного света. Если света мало или его нет, то перья лука будут бледными и тонкими.
В-четвертых, для хорошего роста лука крайне необходимо постоянно добавлять в емкость воду.
В-пятых, даже после продолжительного нахождения в темноте, лук способен обрести нормальную окраску при соблюдении необходимого светового режима.
Таким образом, на протяжении 42 дней происходит стабильный рост перьев лука при соответствующих условиях освещенности и полива.
Литература:
- Дудченко Л. Г., Козьяков А. С., Кривенко В. В. Пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения: Справочник / Отв. ред. К. М. Сытник. — К.: Наукова думка, 1989. — 304 с.
- Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5–6 кл. /Сост. Д. И. Трайтак. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с., ил.
- Лук: описание, свойства, польза и вред. Энциклопедия. Овощи А — Л. https://zdips.ru/zdorovoe-pitanie/entsiklopediya-ovoshchej/1475-luk-poleznye-svojstva.html