Выращивание лука в различных средах | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Самые юные ученые Отличные иллюстрации

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (25) май 2019 г.

Дата публикации: 03.05.2019

Статья просмотрена: 10383 раза

Библиографическое описание:

Нестерова, А. П. Выращивание лука в различных средах / А. П. Нестерова, В. П. Казакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 5 (25). — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/young/archive/25/1545/ (дата обращения: 22.12.2024).



 

Введение

Какой овощ употребляется в пищу ежедневно практически во всех странах мира?

Правильно, лук! Ведь нельзя представить суп, котлеты, салат и другие блюда без лука. Именно о нем и будет эта статья.

Род луков (Allium) из семейства луковых (Alliaceae) включает более 30 родов и 750 видов [1, с. 406]. На территории России произрастает более 200 видов этого рода. Наибольшее распространение получили лук репчатый (Alliumcepa), лук-шалот (Alliumascalonicum), чеснок, который ботаники называют лук посевной (Alliumsativum) [1, с. 407], лук-порей (Ālliumpōrrum), лук-батун (Alliumfistulosum) и шнитт-лук (Alliumschoenoprasum) [2, с. 157].

В России также встречаются два вида диких луков, которые называют черемшой. Это лук медвежий (Alliumursinum), растущий в широколиственных равнинных лесах, и лук победный (Alliumvictorials), уроженец лесов и лугов Урала и гор Южной Сибири [1, с. 407].

Но самый распространенный в России — репчатый лук. Мы едим как его луковицы, так и его зелень.

Целью данного исследования является изучение лука. Автору статьи любопытно узнать, какой лук бывает, как он устроен, какова история его происхождения, какие его полезные свойства. Очень интересно попробовать не просто вырастить лук в различных средах, но и выяснить, как быстро он в них растет.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие задачи:

1)    изучение репчатого лука;

2)    ознакомление с историей происхождения лука;

3)    анализ целебных свойств лука;

4)    наблюдение за ростом лука в различных средах.

Гипотеза исследования: у луковиц, растущих в кислой, сладкой и соленой средах, не будет развиваться корневая система и листовой аппарат.

Тема данной работы нужная и связана не только с освоением других планет, она пригодится всем желающим вырастить лук на собственном огородном участке, ведь на бескрайних просторах России состав почвы и воды разнообразен, а овощеводам важно понимать, где и как можно получить богатый урожай лука.

Наиболее известен лук репчатый (Alliumcepa), который получил своё название по форме луковицы, напоминающей репу (рис. 1).

D:\лук\7264562-growing-onion-bulb-with-fresh-green-sprouts.jpgD:\лук\depositphotos_6540244-Turnip.jpg

Рис. 1

 

Многочисленные сорта лука имеют луковицы разной формы [1, с. 406] и окраски.

Луковица — это видоизмененный, укороченный подземный побег с коротким утолщенным стеблем (донцем) и отходящим от него пучком придаточных корней. Покрыта она множеством чешуй (рис. 2) [1, с. 406]. Наружные чешуи быстро истончаются, подсыхают и выполняют защитную функцию. Окраска луковичных чешуй обычно желтая, но бывает белой, серой, коричневой, темно-красной и фиолетовой разных оттенков. В сочных чешуях откладываются запасные питательные вещества. В пазухах луковичных чешуй находятся почки, из которых формируются надземные побеги (рис. 2).

D:\лук\-7-6381.jpgD:\лук\-7-6382.jpgD:\лук\7834577-blooming-onion.jpg

Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

 

Листья у лука трубчатые, сочные, с восковым налетом, который выполняет защитную функцию, предохраняя листья от различных болезней и экологических факторов. Окраска листьев от светло- до темно-зеленой, даже сизой. Число листьев варьируется от одного-двух до сорока и более (рис. 3). Длинный безлистный стебель-стрелка до 1,5 м высотой несет шаровидное соцветие, в котором собрано примерно 400 цветков (рис. 4) [1, с. 407] очень разнообразной окраски — белой, желтой, зеленоватой, розоватой, голубой, фиолетовой разных оттенков. Плод, как правило, плоская сверху треугольная коробочка [3, с. 204]. Цветки лука опыляются насекомыми, в результате чего завязываются и образуются семена (гладкие черные шарики, диаметром до 3 мм), которые вызревают к сентябрю.

Вес луковиц колеблется в зависимости от вида, сорта, места и условий произрастания от 10 г [1, с. 406] до 8 кг 490 г! Такая огромная луковица обхватом в самом широком месте более 81 см была представлена Тони Гловером из графства Лестершир на британском осеннем фестивале урожая в 2014 году и моментально попала в Книгу рекордов Гиннесса (рис. 5) [4, 2полоса]. Луковица может быть однолетней и многолетней.

D:\лук\rastushchiy_na_gryadkakh_luk_sorta_eksibshen.jpgD:\лук\e4ade69f3b472655877840ee1915fc97.JPG

Рис. 5

 

Из истории лука

Родина лука — Средиземноморье, где его вкус и полезные свойства оценили еще в IV тысячелетии до н. э. Выращивать лук на огородах первыми начали шумеры, проживавшие на территории Индии, Месопотамии. Согласно местным законам древности в Месопотамии ежемесячно нищим бесплатно выдавался хлеб и лук для поддержания жизни. Первые письменные упоминания об этом овоще сохранились на внутренних стенах пирамиды Хеопса, где была найдена запись о том, что «за редьку, лук и чеснок, идущих в пищу рабочим, заплачено 1600 талантов серебра». На гробнице Тутанхамона, относящейся к 1352 году до н. э., ученые обнаружили изображение лука.

Есть упоминания о луке и в Библии, который израильтяне ели, находясь в египетском рабстве: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок» [5, с. 155].

К III тысячелетию до н. э. лук был известен на территории всего северного полушария. В Древней Греции выращивали несколько сортов лука, считая его не только вкусным, но и целебным. В мифе о рождении Аполлона и Артемиды упоминается, что с помощью этого растения удалось облегчить страдания их матери богини Латоны. По свидетельству знаменитого древнегреческого историка IV в. до н. э. Геродота, лук был любимой пищей персов. Имеются сведения, что в одной из записей главного повара персидского царя говорится о том, сколько лука и чеснока шло ежедневно на царский стол. И в Древнем Риме все — от раба и солдата до сенатора и самого императора — ежедневно ели лук [1, с. 406], где к нему относились как к магической специи. Это был обязательный элемент рациона рыцарей. Во времена Крестовых походов репчатый лук был подобием конвертируемой валюты. За восемь головок лука можно было выменять у арабов своих соплеменников. По мнению римлян, лук исцелял человека от зубной боли, улучшал сон и зрение. В связи с этим римские гладиаторы перед каждым боем обтирались луковым соком.

Хорошо знали о луке и в Древнем Китае. Китайцы запечатлели лук в названии гор «Цун-Лин», так называли Памир еще до рождества Христова, из-за изобилия произраставших там диких горных луков.

В Китае и Индии лук выращивали уже 5 тысяч лет назад, а в Европе (в Германии, Англии) он впервые появился в I веке н. э. благодаря римлянам.

Америка познакомилась с этим овощем благодаря Христофору Колумбу. Отправившись в свою первую экспедицию, Колумб решил взять с собой среди других продуктов и лук. Оказалось, что лук не только может служить хорошей приправой к мясу и рыбе, но и способен защитить от цинги. Так на корабле Колумба лук приплыл в Америку.

Никто не может сказать, когда точно появился лук на Руси. Но уже в X-XIII веках его знали наши предки. Предположительно, лук попал в Россию с берегов Дуная вместе с торговыми людьми. Русский лук ценился в мире и был предметом торговли с другими странами.

Сейчас лук выращивают повсеместно.

Лук от семи недуг

Целебные свойства лука доказаны современной наукой.

  1.     В луке содержится масло, в состав которого входит сера, что не только придает луку резкий запах, но и раздражает глаза. Реакцией на это служит моргание и выделение слез, чтобы смыть раздражитель [6, с. 405]. Эфирное масло и особые летучие вещества — фитонциды (от греч. «фитон» — растение и лат. «caedo» — «убиваю»), содержащиеся в тканях этого растения, действительно способны убивать болезнетворных микробов [1, с. 407]. В связи с чем лук применяют при лечении: ОРВИ, ангины, кашля, бронхита, коклюша, хронического тонзиллита и других заболеваний [7, с. 318, 405].
  2.     70 г. зеленого лука полностью удовлетворяют суточную потребность организма в аскорбиновой кислоте, поэтому лук используют для профилактики цинги [7, с. 405].
  3.     Лук улучшает аппетит, повышает секрецию пищеварительных желез, улучшает пищеварение, усиливает перистальтику кишечника. В связи с этим препараты лука рекомендуются при нарушении пищеварения, склонности к хроническим запорам, при атонии кишечника [7, с. 406].
  4.     Лук применяется для лечения и профилактики атеросклероза, гипертонической болезни [7, с. 406].
  5.     Положительные результаты отмечены при лечении препаратами лука гнойничковых заболеваний кожи, вялотекущих хронических гнойных язв. Водные отвары из сухой луковой кожицы используют как ранозаживляющее средство [7, с. 406].
  6.     Народная мудрость гласит: «Ешь лук — чаще зубы будут». Лук благотворно влияет на крепость и белизну зубов. Он оказывает обеззараживание ротовой полости.
  7.     Маски из лука используют для укрепления волос и против перхоти [7, с. 406].

Выращивание лука в различных средах

1 день исследования (рис. 6) посадили лук в различные среды: в почву, в обычную воду, в воду сахарную, соленую и кислую (лимонная кислота).

C:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161003_145817_1_p.jpg

Рис. 6

 

Лук был выбран желтый репчатый без сухих чешуек. Концентрация вещества примерно 8 столовых ложек на 500 гр. воды.

3–13 день исследования (рис. 7) лук еще не вылез. Проверяем корни. Самые большие корни в чистой воде. В кислой, сладкой и соленой воде нет новых корней.

C:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161009_120107_1_p.jpg

Рис. 7

 

14 день исследования (рис. 8) всходов нет. Проверяем корни. Длинные корни стали видны и в банке с почвой. На луковицах стали образовываться сухие чешуйки. Попробуем снизить концентрацию вещества (соли, сахара и лимонной кислоты) путем добавления в различные среды 1 стакана воды.

C:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161016_141652_1_p.jpg

Рис. 8

 

18 день исследования (рис. 9) всходов нет. Проверяем корни. Появились маленькие корешки в сладкой среде. В кислой среде донце луковицы покрылось плесенью. В соленой среде донце луковицы почернело. Заканчиваем эксперимент в соленой и кислой средах.

C:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161020_133921_1_p.jpgC:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161020_133837_1_p.jpgC:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161020_133900_1_p.jpg

Рис. 9

 

23 день исследования (рис. 10) пророс лук в почве. Проверяем остальные корни. У луковицы в обычной воде корни мощные. В сладкой среде появилось еще несколько новых корешков.

C:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161025_162925_1_p.jpgC:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161025_162841_1_p.jpgC:\Users\Paul_Nesterov\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20161025_162732_1_p.jpg

Рис. 10

 

32 день исследования (рис. 11) только у лука в почве имеются листья высотой до 10 см. У лука в обычной воде развилась мощная корневая система, длина корней до 20 см. У лука в сладкой среде корешки до 1 см.

C:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-11-03 17-52-44.JPGC:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-11-03 17-53-28.JPGC:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-11-03 17-53-50.JPG

Рис. 11

 

59 день исследования (рис. 12) высота листьев луковицы, посаженной в почву, достигает 50 см. Собираем первый урожай. Луковица в обычной воде пока не проросла, корневая система продолжает развиваться. У луковицы в сладкой среде никаких изменений.

C:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-11-30 13-48-26.JPG

Рис. 12

 

68 день исследования (рис. 13) наконец-то проросла луковица в обычной воде. Листья луковицы, посаженной в почву, продолжают развиваться после среза. У луковицы в сладкой среде остановилось развитие корневой системы.

C:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-12-09 10-51-35.JPG

Рис. 13

 

74 день исследования (рис. 14) листовой аппарат луковиц в обычной воде и почве развивается. Длина листьев 5 и 20 см соответственно. На донце луковицы в сладкой воде начинает появляться плесень. Попробуем промыть луковицу.

C:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-12-15 11-43-06.JPGC:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-12-15 11-42-37.JPG

Рис. 14

 

86 день исследования (рис. 15) у луковиц в почве и воде листья достигли высоты 35 и 20 см. соответственно. Луковица в сладкой среде без изменений.

C:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2016-12-27 08-46-35.JPG

Рис. 15

 

105 день исследования (рис. 16) листья луковиц в обычной воде и почве более 40 см. Вновь собираем урожай.

C:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2017-01-15 13-05-47.JPGC:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2017-01-15 13-08-16.JPG

Рис. 16

 

108 день исследования (рис. 17) появился росток у луковицы в сладкой воде, корневая система без изменений. Листовой аппарат у луковиц в почве и обычной воде после среза продолжает развиваться. В связи с необходимостью сдачи материалов исследования эксперимент прекращаем.

C:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2017-01-18 17-27-06.JPGC:\Users\Paul_Nesterov\YandexDisk\Фотокамера\2017-01-18 17-26-06.JPG

Рис. 17

 

На основании данного исследования можно сделать следующие выводы:

1.       В соленой и кислой средах лук не растет.

2.       В сладкой среде лук развивается чрезвычайно медленно, корневая система очень маленькая и слабенькая. В исследуемый промежуток времени в течение 3,5 месяцев (108 дней) листовой аппарат не развился, только проклюнулся первый листочек.

3.       В обычной воде лук развивается с мощной корневой системой. За исследуемый промежуток времени был собран урожай зеленых листьев для салата высотой более 40 см.

4.       В почве лук развивается быстрее всего, за период эксперимента урожай листьев для салата высотой более 40 см был собран дважды.

Заключение

В ходе исследования много нового стало известно о репчатом луке, его строении, пользе и применении, истории происхождения этой культуры, а также были проведены наблюдения за ростом зеленого лука в различных средах, в результате чего выяснилось, что в соленой и кислой средах лук не растет, а в сладкой среде развивается очень медленно.

В связи с тем, что по результатам исследования хороший урожай был у лука, посаженного в почву, летом собираемся продолжить его выращивание в деревне на грядке, где планируем посадить разные сорта лука. В это же время постараемся узнать еще больше интересного о луке.

Опыт, полученный в ходе исследования, могут позаимствовать все желающие вырастить это полезное растение.

 

Литература:

 

1.       Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. — 5-е изд., перераб. и доп. / Глав.ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2000. — 704 с.: ил.

2.       Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 6: Сельское хозяйство. Второе издание. / Ст. ред. М. Р. Петерсон. — М.: Просвещение, 1967. — 504 с.: ил.

3.       Багрова, Л. А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Растения» / Л. А. Багрова. — М.: ТКО «АСТ», 1996. — 512 с.

4.       Закуска для Гулливера (по материалам www.express.co.uk) // Аиф на Даче. — 28.11.2014. — № 22. — 2 полоса.

5.       Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Издание Новая жизнь. — Минск: Белорусский Дом печати, 1992. — 1362 с.

6.       Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Т. 3. / А. Ликум. — М.: ТКО «АСТ», 1994. — 543 с.

7.       Соколов, С. Я. Справочник по лекарственным растениям (Фитотерапия). 2-е изд., стереотипное / С. Я. Соколов, И. П. Замотаев.- М.: Медицина, 1988. — 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): лук, обычная вода, сладкая среда, корневая система, репчатый лук, луковица, кислая среда, день, почва, листовой аппарат.


Задать вопрос