Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Право

Опубликовано в Юный учёный №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 561 раз

Библиографическое описание:

Стешенко Я. Д., Степанько С. Н. Право ребенка на образование и защита прав учащихся общеобразовательных учреждений // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 56-58. — URL https://moluch.ru/young/archive/1/50/ (дата обращения: 13.11.2019).

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и вступившая в силу 2 сентября 1990 года. Принятие Конвенции стало кульминацией борьбы за то, чтобы международное сообщество признало особые потребности и уязвимость детей.

Проблема права ребенка на образование и защиты прав учащихся тесно связана с вопросом формирования культуры как непременного условия сохранения и развития народа, государства и человечества в целом. В условиях обострения негативных явлений в общественной жизни, отрицательно влияющих на формирование подрастающего поколения, эта проблема возводится в ранг глобальной, а тема обеспечения права ребенка на образование и прав учащихся приобретает особую актуальность.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и главное — возможность самореализации. Ни один человек не может найти свое единственное место в жизни, раскрыть заложенные в нем потенциальные способности без образования.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав Конвенцию о правах ребенка, признала право ребенка на образование и согласилась, что образование ребенка должно быть направлено на гуманистические цели, а именно на:

-                   развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

-                   воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

-                   воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

-                   подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

-                   воспитание уважения к окружающей природе.

По мнению 77,3 % учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда, участвовавших в социологическом опросе, образование осуществляется, прежде всего, в интересах личности.

В числе приоритетов воспитания выделяются воспитание уважения к правам человека, к истории и традиционной культуре поколений, а также формирование личности ребенка, знающего и умеющего использовать свои права.

Статья 43 Конституции РФ гласит: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

По результатам социологического опроса, проведенного среди учащихся МОУ лицея № 7 г.Волгограда 50 % опрошенных знают, что право на образование закреплено в международных документах — «Всеобщей Декларацией прав человека и «Конвенции о правах ребенка».

Право ребенка на образование в процессе реализации, предусматривает ряд правомочий, где основным правомочием является право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

К данному виду правомочий можно отнести: 1) право на образование, адекватное современным образовательным потребностям; 2) право на выбор вида, получаемого образования; 3) право на выбор языка образования; 4) право на выбор формы получения образования в соответствии с собственными убеждениями и национальными традициями (это право корреспондируется родителям и в соответствующих случаях законным опекунам).

При этом 73,8 % опрошенных считают, что имеют право на самостоятельный выбор формы образовательного учреждения и вида образования, несмотря на мнение родителей.

Следующим правомочием в составе права ребенка на образование рассматривается право-требование. Последнее выражается в: 1) правомочии требовать предоставления образования, соответствующего установленным характеристикам; 2) правомочии требовать создания соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Применительно к российским условиям можно отметить следующие характеристики образования:

-        качество (В России роль его критерия выполняет государственный образовательный стандарт. Качество образования может рассматриваться как результативность и состояние процесса образования, его соответствие потребностям общества, государства и человека, достижение установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

-        доступность (экономическая и физическая), включая введение бесплатного образования для отдельных видов (п.п. 2, 3 ст. 43 Конституции РФ);

-        приемлемость и адаптируемость, обусловленные изменяющимися целями образования и образовательными потребностями;

-        соответствующий язык образования (граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

-        недискриминация и правовое равенство в данной области (гражданам России гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

-        наличие системы образования и многообразие его форм (ст.ст. 8, 9, 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

-        непрерывность и системность образования;

-        единое образовательное пространство.

По результатам социологического опроса 79,5 % респондентов считают, что образование должно быть общедоступным, вместе с тем 25 % уверены, что образование должны получать на конкурсной основе. При этом 61,4 % анкетируемых ответили, что образование должно быть бесплатным (9,1 % — платным), среди опрошенных 25 % думают, что образование должно бать обязательным. Кроме того 66,6 % считают, что образование должно быть, в первую очередь, экономически доступным. По мнению 28,6 % общедоступность образования означает физическую доступность и недискриминацию.

Меры правовой защиты права на образование предусмотрены как международно-правовым механизмом, так и внутригосударственным, прежде всего, конституционно-правовым (ст.ст. 33, 45, 46, 52, 53 Конституции РФ и др.).

Обращает на себя тот факт, что по результатам социологического опроса 54,5 % респондентов уверены, что их право на образование могут обеспечить родители. Лишь 20,5 % — органы государственной власти, 11,4 % — учителя и органы школьного самоуправления, 2,3 % уверены, что им это право обеспечат друзья. По мнению большинства анкетируемых, нужны специальные организации по обеспечению права на образование (73,8 %). Вместе с тем только 38,6 % опрошенных знают, что нарушенное право на образование можно защитить и в международных органах.

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

В г. Волгограде в соответствии с Приказом Комитета по образованию администрации Волгограда № 370 от 30 сентября 2003 г. «Школьный уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области в образовательных учреждениях введены должности школьных Уполномоченных по защите прав и законных интересов ребенка. Данный институт был введен в нашем МОУ лицее № 7 г. Волгограда, где функции Уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении выполняет Розгон Мария Игоревна.

На основе анализа действующего законодательства и международно-правовых стандартов с учетом результатов социологического опроса среди учащихся МОУ лицея № 7 г. Волгограда дополнительную аргументацию получает положение, что реализация права ребенка на образование должна быть направлена на гуманистические цели.

Право ребенка на образование должно рассматриваться как особая разновидность международно-признанного и одновременно с этим имеющего конституционную форму закрепления основного культурного права человека и гражданина на образование.

Таким образом, право ребенка на образование предусматривает ряд правомочий. Так, основным правомочием признается право на положительные действия (т. е. возможность лица самому совершать юридически значимые активные действия). При этом объектом, на который направлен интерес ребенка при реализации этого права, выступает качественное образование как результат целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, путем удовлетворения образовательных потребностей.

Особое место в системе защиты прав ребенка, включая право на образование, и прав учащихся принадлежит Уполномоченному по защите прав и законных интересов ребенка в общеобразовательном учреждении и школьным детским правозащитным организациям, которые выступают в качестве взаимодействующих специальных правозащитных институтов по охране прав ребенка муниципального уровня и которые могут предусматривать координацию, консолидацию и коалицию с различными универсальными и специальными правозащитными институтами как международного, так и федерального, регионального и муниципального уровней.

 

Литература:

 

1.      Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. — М., 2003.

2.      Конституция Российской Федерации. — М, 1993.

3.      Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. — М., 2000.

4.      Валицкая А. П. Образование в России: Стратегия выбора. — СПб., 1998.

5.      Матюшева Т. Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования. — Ростов на Дону, 1999.

6.      Шкатулла В. И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. — М., 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): образование, ребенок, социологический опрос, законный интерес ребенка, общеобразовательное учреждение, воспитание уважения, волгоград, Конституция РФ, Российская Федерация, качественное образование.


Похожие статьи

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних...

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей

Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих...

Методика правового воспитания и обучения...

Методика правового воспитания и обучения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в

Так анализируя Конституции Российской Федерации можно заметить, что право на

Это связано, как упоминалось выше, с осуществлением прав ребенка и все более...

ребенок , попечение родителей, Российская Федерация...

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека

В первую очередь, это Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Семейный кодекс РФ, Указы Президента и...

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных...

Особенности правового регулирования образовательных...

К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в

Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ...

Профессиональная готовность педагогов к правовому...

Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение. Актуальным для нашего исследования являлось изучение степени осведомленности педагогов о проблемах правового образования, уровня форсированности...

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. В статье 43 части 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый имеет право на образование» [4]...

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

образовательное учреждение в целях соблюдения прав и законных интересов

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного...

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей...

Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский

Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих...

Похожие статьи

Актуальные проблемы правового положения несовершеннолетних...

Проблема правового положения несовершеннолетних детей в РФ актуальна, главным образом потому

Проблема осуществления и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей

Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих...

Методика правового воспитания и обучения...

Методика правового воспитания и обучения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в

Так анализируя Конституции Российской Федерации можно заметить, что право на

Это связано, как упоминалось выше, с осуществлением прав ребенка и все более...

ребенок , попечение родителей, Российская Федерация...

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека

В первую очередь, это Конституция РФ, Закон об образовании РФ, Семейный кодекс РФ, Указы Президента и...

Дополнительное образование детей в Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на

Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных...

Особенности правового регулирования образовательных...

К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в

Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт РФ...

Профессиональная готовность педагогов к правовому...

Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение. Актуальным для нашего исследования являлось изучение степени осведомленности педагогов о проблемах правового образования, уровня форсированности...

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. В статье 43 части 1 Конституции Российской Федерации гласит, что «каждый имеет право на образование» [4]...

Реализация субъективного публичного права на дошкольное...

образовательное учреждение в целях соблюдения прав и законных интересов

Закрепляя права на образование, Конституция Российской Федерации устанавливает различные

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного...

Проблемы социального обеспечения граждан имеющих детей...

Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский

Поэтому Конституция РФ предусматривает обязанности родителей по воспитанию своих...

Задать вопрос