Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении
Автор: Арсланалиев Абдусалам Казимагомедович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 16.02.2015
Статья просмотрена: 336 раз
Библиографическое описание:
Арсланалиев, А. К. Профессиональная готовность педагогов к правовому воспитанию в инновационном образовательном учреждении / А. К. Арсланалиев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 222-225. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7364/ (дата обращения: 06.10.2024).
Ключевые слова: учитель, правовое образование, правовое воспитание, образовательное учреждение.
Актуальным для нашего исследования являлось изучение степени осведомленности педагогов о проблемах правового образования, уровня форсированности умений по организации правового воспитания в школе.
Вопросы 1-й, 2-й и 3-й анкеты направлены на выявление общей осведомленности педагогов о проблемах гражданско-правового воспитания, анкеты с 4 по 10 предназначены для выявления уровня сформированности умений организовать процесс правового воспитания в условиях профильной ступени образования. Ответы на первый вопрос анкеты указывают на то, что 100 % респондентов считают необходимым правовое образование. При этом отмечалась значимость знания прав и обязанностей человека.
Затруднения у педагогов вызвала вторая часть вопросов, касающаяся сути правового воспитания, поскольку 32 % испытуемых, понимая процессуальную составляющую, готовы сообщать только элементарные сведения о правах человека, и лишь 11 % респондентов выразили мнение о необходимости не только сообщать первоначальные сведения о правах человека, но и отметили важность воспитания уважительного отношения к праву, правам других людей, наличия умений и навыков законопослушного поведения. При этом значительное количество респондентов (53 %) не смогли дифференцировать процессы гражданского и правового воспитания.
Участвовавшие в анкетировании учителя рассматривают «гражданственность» как интегрированное нравственное качество, такие компоненты, как свобода, достоинство, активность, самостоятельность, законопослушность, обязательность, защита своих прав и свобод, уважение прав и свобод других людей, оказались не отмеченными в качестве составляющих гражданственности в ответах респондентов [3].
При этом указываются как основные качества гражданина: любовь к Родине и родному краю, уважение к своему народу и людям труда, дисциплинированность, честность, доброта, гуманизм, ответственность, долг, которые у значительной части опрошенных ассоциировались с нравственными качествами личности.
Отвечая на второй вопрос анкеты, 38 % респондентов затруднились в дифференциации понятий, относящихся к гражданско-правовой тематике. Одни респонденты призналась, что затрудняются с ответом, другая часть дала поверхностные, трафаретные ответы, ограничиваясь констатацией родственных, взаимосвязанных понятий. Результаты обработки данных анкетирования указывают на значимость работы, направленной на уточнение основных понятий гражданско-правового воспитания.
Отвечая на третий вопрос, 51 % опрошенных проявил себя ориентированным на традиционные направления работы по гражданско-правовому воспитанию, включающими в себя воспитание гуманных чувств к членам семьи, сообщение элементарных сведений о Родине, ее природе, приобщение к народным обычаям и традициям. При этом, в качестве положительного следует признать факт выделения направления работы по гражданско-правовому воспитанию, связанной со знакомством с историй государства, с правами и обязанностями граждан, несмотря на невысокий процент (11 %) ответов, не изменяющий общую картину низкой компетентности педагогов в вопросах гражданско-правового воспитания.
Представление о степени владения нормативной и программно-методической базой правового воспитания дают ответы на четвертый и пятый вопросы, которые выявили необходимость знакомства с документами в области права. Это подтверждается большинством анкетируемых, у 95% опрошенных это знакомство ограничивается «услышанным», «встречаемым». Соответственно, степень усвоения материала оказалась крайне низкой, что подтверждается результатами анкетирования в его части о нормативно-правовых документах, относящихся к правовому воспитанию. Предложенный респондентам список программно-методических материалов включал в себя общие положения, регламентирующие систему образования (базовые программы, учебный план и т. д.). Осознавая неудовлетворенность таким положением, большинство (82 %) учителей после анкетирования высказывали свое мнение о работе, направленной на изучение нормативных и рекомендательных документов системы образования, в том числе и по правовому воспитанию.
Ответы на шестой вопрос анкеты показывают, что не все педагоги осведомлены о содержании процесса ознакомления учащихся со знаниями в области права, поскольку у них отсутствует представление о последовательности, времени и месте ознакомления с правами человека в педагогическом процессе образовательного учреждения. При этом 100 % опрошенных убеждены в необходимости организации просвещения родителей по вопросам правового воспитания, что подтверждается и мнением респондентов о том, что правовое воспитание должно быть организовано совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Однако формы, содержание и методы работы до сих пор еще не совсем выявлены. Нами выделена проблема взаимодействия с родителями в правовом воспитании у 95 % педагогов, 50 % учителей проводят консультирование родителей «по мере необходимости», и только 30 % считают эту работу необходимой.
Анализ анкетных данных позволил вычислить неблагополучную тенденцию, связанную с недостаточным опытом правового поведения педагогов в обществе в целом и конкретно в условиях образовательного учреждения, поскольку на практике складывается ситуация, когда педагогический коллектив, при организации правового воспитания в образовательном учреждении, не владеет знаниями в области правовых отношений и навыками правового поведения, о чем свидетельствуют и результаты многолетних исследований. При этом сложившаяся система подготовки специалистов для образовательных учреждений, в области соблюдения прав и свобод личности, формирования правовой культуры, напрямую влияют на качество педагогического процесса и нуждаются в существенной коррекции. С этих позиций необходимо обеспечить:
- владение опытом организации правового воспитания и формирования основ правовой культуры как фактора становления личности;
- обеспечение правового поведения в обществе, подготовку родителей к правовому воспитанию, с использованием таких методов, как индивидуальные беседы, анкетирование и т. д.
Следует отметить, что индивидуальные беседы с родителями позволили выявить их позицию по отношению к возможности получения квалифицированной правовой помощи от воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения. По мнению родителей, педагоги, пользуясь уважением и признательностью, не в полной мере готовы к правовому воспитанию, консультированию и оказанию правовой помощи.
48 % родителей не надеются на правовую помощь образовательного учреждения в воспитании детей. Между тем, анализ тенденций указывает на значимость серьезной просветительской работы с родителями не только по общепедагогическим вопросам, но и по разнообразным правовым программам, средствам и методам правового воспитания.
Преимущественный процент родителей (91 %) осознают недостаток внимания к правовому воспитанию детей, в подтверждение чего высказывались пожелания приобщения детей к событиям и явлениям социальной действительности, знакомства с достопримечательностями родного города, края, посещения интересных мест, праздничных мероприятий.
Беседы с родителями показали, что они не обращают серьезного внимания на высказывания и мнение ребенка и не рассматривают его в качестве равноправного участника разговора, допуская реплики «маленький еще», «подрасти, тогда будешь говорить», «помолчи, когда взрослые говорят» и т. д. Изучение уровня готовности родителей к формированию правовой культуры осуществлялось через анкетирование, в котором приняли участие 182 родителя. Ответы позволили выявить общую картину их осведомленности о праве в целом и правах личности. Все опрошенные родители связывают право и права личности с установлением и поддержанием правопорядка в обществе и работой правоохранительных органов. При этом родители не осознают, что право охватывает важнейшие стороны жизни (экономику, политику, управление, культуру, искусство, образование, медицину), поскольку обеспечивает и регулирует их функционирование и развитие. Результаты анкет показали, что 52 % родителей рассматривают право, как нравственную норму, не дифференцируя «право» и «нравственность».
Кроме этого, 83 % респондентов заявили, что знакомы с основными правами, перечень которых оказался не большим, и только 28 % родителей смогли их обеспечить. Большинство испытуемых назвали право на труд и отдых, относя к основным правам также бесплатное медицинское обслуживание. Такая картина свидетельствует о недостаточной деятельности социальных и образовательных структур в правовом просвещении, недостаточной эффективности системы правового воспитания подрастающего поколения.
Вместе с тем, значительный процент (78 %) опрошенных, утверждавших, о знакомстве с правами человека, оказались не совсем готовы их обозначить, что говорит о потребности быть компетентным в вопросах воспитания, желании скрыть некомпетентность от педагогов. Аналогичную ситуацию мы наблюдали, когда потребовалась перечислить основные права детей, где в качестве основного права отметили право на образование, что является положительным фактом, свидетельствующим о заботе, внимании, обеспокоенности родителей их будущим. При этом опрошенные указали на сложность реализации права на качественное образование (увеличение количества платных услуг, неквалифицированные педагоги).
Анализ ответов показал, что только 24 % респондентов сообщают о правах и свободах личности. Пояснить с какими правами они знакомят детей, и какие способы используют, респонденты затруднились. Вместе с тем, 73 % родителей высказались за знакомство с правами и обязанностями в условиях образовательного учреждения, а 20 % полагали, что осуществление этого процесса в образовательном учреждении преждевременно, поскольку дети позже самостоятельно усвоят эту информацию.
Обобщая результаты анкетирования, можно отметить серьезную озабоченность вопросами правового воспитания, поскольку большинство родителей не владеют принципами, методами и условиями правового воспитания в условиях семьи, чем и обусловлен низкий ее уровень. Демократические преобразования актуализируют необходимость организации в образовательном учреждении правового воспитания, обеспечивающего готовность к собственному педагогическому просвещению.
Литература:
1. Барылкина Л. П. Опыт правового воспитания и образования в начальной школе / Л. П. Барылкина //Начальная школа. — 1998.-№ 2,- С.22–25.
2. Болотина Т. В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях / Т. В. Болотина.- М.2002.- С.46.
3. Соловьева Е. Г. Гражданское воспитание сегодня / Е. Г. Соловьева //Дошкольное воспитание.-1996.- № 5.
Ключевые слова
образовательное учреждение, правовое воспитание, учитель, правовое образование, образовательное учреждение.Похожие статьи
Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога
В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.
Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования
Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового в...
К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении
Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической...
Похожие статьи
Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога
В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.
Интернет-ресурс как педагогический инструмент правового воспитания обучающихся среднего профессионального образования
Данная статья посвящена проблеме правового воспитания обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, педагогическим педагогическому инструментарию формирования правового воспитания, критериям эффективности правового в...
К вопросу самообразования педагога в дошкольном образовательном учреждении
Современное дошкольное образование выдвигает требования повышения эффективности педагогического процесса, обеспечивающего подготовку специалиста, способного самостоятельно решать возникающие проблемы, реализовывать творческий потенциал в практической...