Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (195) март 2018 г.

Дата публикации: 03.03.2018

Статья просмотрена: 2386 раз

Библиографическое описание:

Токарев, Г. В. Особенности правового регулирования образовательных отношений в РФ / Г. В. Токарев, Е. А. Ханина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 9 (195). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/195/48627/ (дата обращения: 16.04.2024).



Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направленных на обеспечение соблюдения и применения новых норм на практике, а также рассматривает ФЗ «Об образовании в РФ».

Ключевые слова: управление, образовательная организация, правовое регулирование.

Согласно с частью 1 статьи 4 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [1] (далее — Закон № 273-ФЗ) отношения в области образования регулируются, преимущественно, Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, прочими федеральными законами, которые содержат нормы, регулирующие отношения в области образования.

Понятие образования как единого целенаправленного процесса обучения и воспитания, выступающего общественно значимым благом и осуществляемого в интересах семьи, человека, государства и общества, а также общности приобретаемых навыков, умений, знаний, ценностных установок, опыта компетенции и деятельности определенной сложности и объема с целью творческого, духовно-нравственного, интеллектуального, физического и (либо) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных интересов и потребностей в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано как раз-таки в русле статьи 2 Конституции РФ [3].

Также в русле определения права на образование как одной из конституционных ценностей представлена в Законе № 273-ФЗ трактовка воспитания как деятельности, которая направлена на развитие личности, формирование условий для социализации и самоопределения обучающегося на базе духовно-нравственных, социокультурных ценностей и устоявшихся в обществе норм и правил поведения в интересах семьи, человека, государства и общества, и обучения как целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению умениями, знаниями, компетенцией и навыками, развитию способностей, приобретению опыта деятельности, приобретению опыта использования знаний в повседневной жизни и созданию у обучающихся мотивации к получению образования на протяжении жизни.

Нормативно-правовой акт представляет собой акт правотворчества, он принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

В нормативно-правовых актах есть нормы, которые учитывают интересы меньшинства и большинства в целом, координирующие их в зависимости от определенных социальных, экономических, международных и национальных отношений в какой-либо период.

Нормативно-правовой акт среди источников современного права занимает лидирующее место. Он закрепляет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством.

Система законодательства об образовании, подразумевается как общность подзаконных актов и законов, состоит из большого массива нормативных правовых актов, которые объединены в отдельную отрасль законодательства. Главная роль данной системы состоит в том, чтобы обеспечить законодательную основу для правового регулирования отношений, которые возникают в области образования [2].

К законодательным актам РФ об образовании относятся Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и законы об образовании, которые принимаются субъектами РФ. Конституция РФ как акт высшей юридической силы закрепляет право на образование (статья 43) и прочие права, которые способствуют его реализации, а также согласно с принципом федерализма определяет региональный и федеральный уровни правового регулирования отношений, которые возникают в области образования. Законы, принимаемые на федеральном уровне, устанавливают общее направление развития и регулируют общие вопросы сферы образования, получающие последующее развитие в законодательных актах субъектов Федерации с целью учета особенности того либо другого региона. Следовательно, система законодательства об образовании имеет трехзвенную структуру.

Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — Закон). Он выполняет интегрирующую функцию, т. е. объединяет в общую отрасль законодательства все разнообразие нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует назвать базовым либо основополагающим законом. Данные законодательные акты, согласно с теорией законодательной техники, вводят «общие режимы и принципы правового регулирования, получающие в дальнейшем развитие в видовых законах». Иными словами, нормы базового закона как правило отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти [4].

Новый ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от предыдущего. Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования, т. е. обязанности и права участников образовательного процесса.

Также в новом Законе вводятся отчетливые определения понятий «учебный план», «уровень образования», «воспитание», «обучение», «образование», «квалификация» и так далее. Одним из главных изменений выступает смена термина «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

Согласно с новым законом структура образования в РФ состоит из общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения.

Общее образование состоит из:

‒ дошкольного образования;

‒ начального общего образования;

‒ основного общего образования;

‒ среднего общего образования.

Что касается системы профессионального образования, то она состоит из 4 уровней:

  1. среднего профессионального образования;
  2. высшего образования — бакалавриата;
  3. высшего образования — специалитета, магистратуры;
  4. высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование в ФЗ «Об образовании в РФ» базируется на концепции образования в течение всей жизни и состоит из 3 элементов:

‒ дополнительного образования детей;

‒ дополнительного образования взрослых;

‒ дополнительного профессионального образования.

Огромную роль вопросам правового регулирования образования отводит Парламент РФ. В Совете Федерации и Государственной Думе работают специальные парламентские комитеты по образованию и науке, которые состоят из депутатов, имеющих профессиональную связь с образованием. Перед тем, как принять определенный закон, его тщательно обсуждают специалисты и представители общественности.

В России успешно реализуется и законодательно утвержден национальный проект «Образование», в пределах которого выражается образовательная политика государства. Этот проект рассматривает увеличение качества образования как основную государственную задачу, на решение которой народ направляет нужные силы государства и общества. По этой причине проект именуется национальным.

В пределах этого национального проекта проводятся разные мероприятия: осуществляется поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ; государственная поддержка научных исследований вузов, внедрение инновационных образовательных программ; организаций среднего профессионального образования; интернетизация российского образования.

Эти направления имеют тесную связь с преобразованием всей системы образования, они формируют целостную мозаику, главное назначение которой — это системный сдвиг в области образования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в редакции от 31 декабря 2014 года) // СЗ РФ. 31 декабря 2012 года. № 53 (часть первая). Ст. 7598.
  2. Матюшева Т. Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Современное право. 2015. N 4. С. 47–52.
  3. Матюшева Т. Н. Статус педагогического работника: соотношение общего, специального и индивидуального // Право и образование. 2014. N 5.
  4. Матюшева Т. Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, область образования, образование, конституция РФ, профессиональное образование, высшее образование, нормативно-правовой акт, общее образование, дополнительное образование, национальный проект.


Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

Конституция Российской Федерациивысший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [3]; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

РФ, область образования, образование, конституция РФ, профессиональное образование, норма, нормативно-правовой акт, высшее образование, общее образование, акт.

Правовое регулирование общего и дополнительного...

Правовое регулирование системы общего и дополнительного образования имеет разветвлённую структуру. Основные нормативно-правовые акты регулирующие данные уровни образования детей позволяют оптимизировать учебный процесс.

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Правовое регулирование современного российского образования

Образовательная политика как элемент национальной идеологии координирует межгосударственные и внутренние отношения в сфере образования. Принципы государственной политики и государственные гарантии права на образование зафиксированы...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа

На основе каких нормативно-правовых документов осуществляются дополнительное образование детей и внеурочная деятельность?

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование.

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования)

Похожие статьи

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

Конституция Российской Федерациивысший нормативный правовой акт РФ, гарантирующий, что «каждый имеет право на образование» (статья 43) [3]; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N...

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

РФ, область образования, образование, конституция РФ, профессиональное образование, норма, нормативно-правовой акт, высшее образование, общее образование, акт.

Правовое регулирование общего и дополнительного...

Правовое регулирование системы общего и дополнительного образования имеет разветвлённую структуру. Основные нормативно-правовые акты регулирующие данные уровни образования детей позволяют оптимизировать учебный процесс.

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Правовое регулирование современного российского образования

Образовательная политика как элемент национальной идеологии координирует межгосударственные и внутренние отношения в сфере образования. Принципы государственной политики и государственные гарантии права на образование зафиксированы...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, дополнительная общеобразовательная программа

На основе каких нормативно-правовых документов осуществляются дополнительное образование детей и внеурочная деятельность?

Нормативно-правовое регулирование образовательной...

Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование.

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной...

Конституция Российской Федерации (в которой закреплено право каждого гражданина РФ на получение основного общего образования, а также регулируются отношения в сфере образования)

Задать вопрос