Формирование умения спорить у старших дошкольников
Автор: Паршина Ирина Викторовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 30.11.2017
Статья просмотрена: 205 раз
Библиографическое описание:
Паршина, И. В. Формирование умения спорить у старших дошкольников / И. В. Паршина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2850/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрываются направления работы с детьми старшего дошкольного возраста на формирование понятия спор. Авторы раскрывают на конкретных примерах основные стратегии спора — конфликтную и конструктивную модель спора. Дошкольники сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно определяют необходимые понятия, опираясь на свой жизненный опыт. Усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов — моделей в ходе установления ассоциативных связей, что объясняется преобладанием у дошкольников зрительной памяти, наглядно-образного мышления.
Ключевые слова: культура спора, ссора, модель спора, вспомогательные средства
«Сейчас как дам!» — как часто приходится слышать воспитателю эти слова от детей в течение дня. Не умение договариваться, мирно решать проблему, убеждать оппонента в своей правоте, опровергать его мнение, противостоять уловкам противника, формулировать вопросы, делать необходимые выводы, регулировать свое поведение — структурные составляющие любого спора. Как же научить детей спорить так, чтобы это не перерастало в драку?
Спор играет немаловажную роль в жизни ребенка. Очень многие дошкольники не умеют выслушать оппонента спокойно, не перебивая, хотя это одно из непременных и важных условий культуры спора. Вероятно, данный факт можно объяснить повышенной эмоциональностью дошкольников, их менталитетом, а также невысоким уровнем общей культуры. Обще доказано, что, с одной стороны, спор занимает значительное место в жизни ребенка, с другой — дошкольники имеют неточные представления о споре как речевом явлении, испытывают трудности при формулировании определений, обладают недостаточно сформированным умением конструктивно спорить. Итак, назрела объективная необходимость в обучении девочек и мальчиков конструктивному спору. Предлагаем вариант такой работы.
Под умением конструктивно спорить мы понимаем совокупность умений доказывать, опровергать, задавать вопросы и отвечать на них, композиционно правильно выстраивать высказывание, соблюдать культуру речевого поведения, демонстрировать артикуляционные, дикционные, интонационные умения, а также использовать невербальные средства общения. Развитие умения конструктивно спорить включает формирование:
а) необходимых и достаточных сведений: спор, его отличие от ссоры.
б) основных умений: правильно определять предмет спора, осуществлять доказательство.
в) вспомогательных умений: развитие дикции, интонационной выразительности, внимания, мышления, особенно логического, умение слушать, определять настроение оппонента по невербальным средствам общения (мимике, жестам, положению тела). Система работы строилась с учетом возрастных особенностей детей, опыта и интересов старших дошкольников. Специфика предлагаемой системы, направленной на формирование у дошкольников умения вести конструктивный спор, заключается в следующем.
1) Дошкольники сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно определяют необходимые понятия, опираясь на свой жизненный опыт. Задача педагога — подвести ребенка к нужному выводу.
2) Усвоение теоретического материала происходит с помощью создания зрительных образов — моделей в ходе установления ассоциативных связей, что объясняется преобладанием у дошкольников зрительной памяти, наглядно — образного мышления.
Цель работы, направленной на формирование понятия спор,- показать дошкольникам стратегии спора (конфликтную и конструктивную), определить вместе с ними эффективную стратегию.
Последовательность работы по формированию понятия спор.
Игра в дошкольном возрасте занимает главную роль. С этой целью, при обучении детей спору нами были придуманы и апробированы на практике пособия в виде двух человечков, которые ведут спор между собой.
Образ— модель конфликтного спора. На схеме два условных человечка сталкиваются. (обращается внимание детей на мимику — злость, гнев, жесты — кулаки), потому что имеют разные точки зрения — «истины». На схеме «истина» каждого человечка отмечена буквой И. Цель таких человечков — не поиск истины, а утверждение собственных позиций любой ценой.
Примерная ситуация для детей: У меня есть друг Миша. Мы с ним очень дружим, скучаем друг без друга. Однажды мы не виделись три дня. Я очень соскучился. Вдруг вижу, он по улице идет. Я обрадовался, да как побегу за ним. Прыгнул прямо на него, да как крикну радостно в ухо: «Привет, друг!». А Миша на ногах не удержался, упал прямо в лужу. Встал и мне говорит: «Ты, что Псих?». Сам дурак! — кричу я. Так не здороваются! — кричит Мишка.
Воспитатель задает вопросы, раскрывающие суть конфликтного спора.
— Как можно назвать такой спор? (ссора).
— Во что может перейти спор? (в драку).
— Почему это может произойти? (спорщики не соблюдают культуру спора, поэтому запись «культура спора» расположена под ногами человечков).
— Как вы думаете, останутся ли друзьями люди, которые так ведут спор? (нет).
— Почему? (они неуважительно относятся друг к другу, обижают друг друга).
— Что может помочь людям достичь целей спора и сохранить хорошие отношения друг с другом? (культура спора).
Образ— модель конструктивного спора. На схеме условные человечки идут вместе (обращается внимание детей на мимику — лица добрые, жесты — человечки идут, взявшись за руки), потому что они во во- первых нашли истину (на схеме «общая» истина отмечена буквой И), во — вторых, остались друзьями. В этом им помогла «культура спора» (такая запись на схеме расположена сверху)
Примерная ситуация для детей. Однажды вечером мама — кошка зашла в комнату к котятам и спросила: — Дети, что вам приготовить на ужин: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне. Братья стали «договариваться». — Кашу! — Омлет! — Нет, кашу! — Нет, омлет! — Давай, предложил маленький котенок Пик, своему старшему брату Бою, сегодня кашу, а завтра омлет. — Давай, согласился Бой.
Воспитатель задает вопросы с целью лучшего осознания особенностей конструктивного спора: — Почему человечки остались друзьями? ( они уважительно относятся друг к другу, никого не обижают. не кричат, не обзываются, т. е. соблюдают культуру спора).
— Достигли ли они цели спора? (Да: они нашли истину).
— Почему? (Они соблюдали правила культуры спора).
При конструировании определения спора целесообразно последовательно помещать на доску его смысловые части. Детям дошкольного возраста важно объяснить, что является структурными составляющими спора — доказательство и опровержение. В этом нам помогли условные кирпичики с тезисами и рисунками к ним. Для конфликтного спора — «укусить», «толкнуть», «наступить на ногу», «кричать», «ущипнуть», «показать язык». «дернуть за ухо». Для конструктивного спора — «прости меня, пожалуйста», «извини меня, я вел себя глупо», «прости, я не хотел тебя обидеть». Выстраивая кирпичики доказательства и опровержения, дети в итоге приходят к выводу, что любой спор можно решить мирным путем.
Важным также является формирование у дошкольников вспомогательных умений — звуковых средств (тон голоса, интонация). С целью формирования и развития техники речи могут быть использованы упражнения, связанные с постановкой дыхания («Лесенка», «Колокол» — движением всей руки «ударяем в колокол» и слушаем звук: мммм. «Старт!»; гимнастикой языка «Шпага», «Лягушка»; гимнастикой губ (сначала надуем щеки — «обидимся», затем улыбнемся, одними губами не показывая зубов, вытянем губы трубочкой в виде «О», а затем в виде «У», повращаем ими в таком положении против часовой стрелки); на совершенствование интонационных умений детей (тише — громче, сильнее — слабее, быстрее — медленнее, мягче — жестче) на отработку произношения отдельных звуков и их сочетаний— чистоговорки, скороговорки. Наряду с формированием и развитием техники речи, необходимо осуществлять работу, направленную на развитие внимания («Что изменилось?». «Расколдуйте слово» — воспитатель произносит ряды слов. Дети внимательно слушают их, стараясь запомнить в том же порядке, в котором их произносили, затем вслух произносят только первые буквы — получается новое слово, например: снег, порт, облако, рис — СПОР), мышления («Собери слова» — в приведенных словах буквы переставлены местами: порс — спор, ссрао — ссора, тинаис — истина, таракуль — культура и т.д.), «Найди лишнее», «Назови одним словом», «Волшебный мешочек».
Строить беседу, следует, используя интересные для детей игровые формы (путешествие на планету Спор, сказки — «Лиса и журавль», «Коза — Дереза», «Два жадных медвежонка», динамические паузы «Мы за руки возьмемся», «Мирилки», «Волшебная извинялочка», игровые приемы («Вопрос — ответ»,
«Причина — следствие», «Истина — ложь», соревнования команд — «Придумай сказку» с помощью кирпичиков придумать сказку).
Таким образом, обучение дошкольников конструктивному спору предполагает формирование: во — первых, необходимых и достаточных сведений о споре, во — вторых, основных и вспомогательных умений. Эффективность обучения конструктивному спору возможна при реализации всех этих составляющих.
Литература:
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2000. — 545 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
- Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. — М.: Академия, 2002. — 134 с.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983. — 210 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
- Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. — М.: Тандем, 2000. — 316 с.
- Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. — 1990. — № 2. — С. 37-42.
- Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. — М.: МГППУ, 2003. — 42 с.
- Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 4. — С. 29-33.
- Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. — М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. — 115 с.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М.: Педагогика, 1988. — 130 с.
- Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 167-174.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. — 160 с.
- Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. — М.: Академия, 2001. — 67 с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1995. — 260 с.
Ключевые слова
культура спора, ссора, модель спора, вспомогательные средстваПохожие статьи
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС
В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды
В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...
Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания
Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...
Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе
Статья посвящена вопросу развития сенсомоторных реакций у дошкольников в образовательном процессе. Разработана модель — схема, основанная на герменевтическом походе, что позволило ввести в боки модели интеграцию текста. Конечным результатом реализаци...
Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ
В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий
В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...
Похожие статьи
Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений
Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...
Утренний групповой сбор как способ всестороннего развития ребенка в условиях реализации ФГОС
В данной статье раскрывается технология организации группового сбора как одна из форм организации совместной деятельности с дошкольниками. Данная технология обеспечивает развитие детей практически во всех образовательных областях, формирует навык пон...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается конструктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Даются определения понятий конструирования, конструктивного творчества. Раскрывается сущность художественного конструирования. Делается вывод, что констр...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды
В статье раскрываются особенности использования развивающей предметно-пространственной среды при формировании экономических основ у детей дошкольного возраста. Отмечается, что развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка азам ...
Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания
Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...
Развитие сенсомоторных реакций у дошкольников в воспитательно-образовательном процессе
Статья посвящена вопросу развития сенсомоторных реакций у дошкольников в образовательном процессе. Разработана модель — схема, основанная на герменевтическом походе, что позволило ввести в боки модели интеграцию текста. Конечным результатом реализаци...
Игры Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей раннего возраста в условиях современного ДОУ
В статье описаны задачи сенсорного развития детей, игры Марии Монтессори, направленные на сенсорное развитие. Обращается внимание на необходимость взаимодействия с родителями воспитанников, консультаций и бесед по вопросам сенсорного развития ребенка...
Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»
В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий
В статье раскрывается понятие логоритмики и ее роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста — задача огромной социальной значимости, касающаяся и преподавателей, и родителей. В п...