Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы)
Авторы: Королькова Наталья Владимировна, Фахрутдинова Ольга Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)
Дата публикации: 22.02.2017
Статья просмотрена: 2872 раза
Библиографическое описание:
Королькова, Н. В. Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы) / Н. В. Королькова, О. А. Фахрутдинова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11904/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, В. С. Мухина, М. И. Лисина и др.
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта [5, с.56].
Именно поэтому необходимо вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их. С этой целью в группе обустроили «Островок примирения», где дети имеют возможность в ходе игр разрешить конфликтные ситуации, возникшие между ними. Совместно с детьми разработали правила группы«Что можно делать, что нельзя»:
‒ делись с товарищем;
‒ играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее;
‒ помогай товарищу во всем;
‒ не ссорься, не спорь по пустякам, играй дружно;
‒ не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других;
‒ не завидуй — радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним;
‒ если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку;
‒ не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться;
‒ не смейся над товарищем, если он попал в беду.
Вашему вниманию хочется представить примиряющие игры и упражнения, которые помогают враждующим ребятам разрешить конфликт между собой.
В своей работе часто используем коммуникативные игры «Дружная пара», «Сапожки», «Дрозд», «Добрые слова», «Ласковая мама», «Птичий двор» и т. д. Эти игры обучают не только общению с партнером, но и развивают чувство принадлежности к группе. Например, в игре «Птичий двор» дети обучаются умению следить за игрой других. А в играх «Дружная пара», «Дрозд» дети учатся взаимодействовать в парах.
Играя в коммуникативные игры, замкнутые дети раскрепощаются, становятся общительнее, а конфликтные ребята становятся доброжелательнее. Например, в игре «Добрые слова» дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. При этом каждый ребенок чувствует свою принадлежность к группе. Для обучения детей бесконфликтному общению используем так же и дидактические игры: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Азбука настроений» и другие.
Дети очень любят выполнять мимические упражнения, например, изображают птиц в морозный день или воробья в лапах у кошки, выражают мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды. Потому что именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии — выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» его для себя.
Обучение детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе с помощью «Коврика мира».
Само наличие «Коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Этот коврик мы сделали вместе с детьми. На него наклеили символы мира, и то, что нравится детям и настраивает их на позитивные эмоции. Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «Коврик мира» частью своей жизни.
Как только между детьми назревает конфликт, стараемся привести магические способности коврика в действие. Объясняем непослушной ребятне, что это за коврик, что он предназначен для примирения и выражения негативных эмоций, но подействует магическая сила коврика лишь в том случае, когда ребенок, встав на него, расскажет, что ему не нравится, что приводит в ярость, но расскажет без слов — с помощью мимики, жестов и движений. Ну, и как после такого не расхохотаться и не помириться.
Когда дети привыкли к этому ритуалу, они начали применять «Коврик мира» без помощи педагогов, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придает детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.
Подушечка «Мирилка» саппликацией. Если дети не находят в чем-то согласия — «Мирилка» приходит на помощь. Дети кладут свои ладошки на подушку и произносят заветные слова: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а просто улыбнись». К подушечке-Мирилке мы с ребятами составили книжку со стишками-мирилками. Дети могут самостоятельно выбрать стишки и помириться с их помощью.
«Коробочка для примирения». Для игры нужна коробка с прорезанными по бокам отверстиями по размеру детской руки. Она помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо реже.
Кукла «Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произносят разные стихи-мирилки. Многие из них, нам, взрослым знакомы с детства. От куклы дети испытывают дополнительно тактильные ощущения и не только забывают обиды, но стараются с ней поиграть.
Кроме того, предлагаем детям организовать театр, попросить их разыграть определенные ситуации, например, «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» — и др.
Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе.
Если в группе произошла ссора или драка, можно разобрать эту ситуацию, пригласив в гости на наш «Островок примирения» любимых известных детям сказочных героев, например, Незнайку и Пончика. Ребят с помощью этих персонажей разыгрывают ссору, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Одни ребята говорят от имени Незнайки, другие — от имени Пончика. Дети сами выбирают, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать. Какая бы конкретная форма проведения ролевой игры ни была выбрана, важно, что в конечном итоге дети приобретают умение вставать на позицию другого человека, распознавать его чувства и переживания, учатся тому, как вести себя в сложных жизненных ситуациях и находить выход из сложившейся конфликтной ситуации.
Если дети поссорились, предлагаем нарисовать «Рисунок злости».Врисунке дети должны выразить все, что им не нравиться друг в друге, все негативные эмоции, но при одном условии — все нарисованное должно быть очень преувеличено. После этого посмотрите вместе с детьми рисунки, посмейтесь и помиритесь. Еще один вариант: дети на большом листе ватмана с помощью старых детских журналов делают большую аппликацию-хоровод их своих любимых героев. При этом персонажей, вырезанных из журналов, дети должны приклеивать по очереди. Затем, вместе с детьми рассматриваем получившуюся картинку и сочиняем интересный рассказ.
Когда дети ссорятся, очень часто прибегают к обзыванию обидчивыми словами, за чем обычно следуют слезы, истерики, драки. Этого можно избежать с помощью игры «Обзывалки». По правилам игры дети могут обзывать друг друга только специальными словами, например из книги о растениях: и вот как будет выглядеть ранее обидный процесс: «Ты фиалка!», «А ты подсолнух!» и т. п. Кроме того, что эти слова не обидят детей, они к тому же помогут им выразить обиды при помощи интонации. А смешные слова помогут им рассмеяться и забыть о ссоре.
Таким образом, когда ссора в самом разгаре и эмоции бьют через край, самое время вспомнить о том, как правильно выйти из щекотливой ситуации с минимальными потерями.
Литература:
- Анцупов А. Я. Введение в конфликтологию./ А. Я. Анцупов А. Я., А. А. Малышев — М.: МАУП. 2006–551 с.
- Бондаренко А. К., Матусин А. И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.2003–123 с.
- Купина Н. А. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры./ Н. А. Купина, Н. Е. Богуславская Н. Е. — М.:2001–176 с.
- Клюева Н. В. Учим общению. Характер. коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина — М.: Ярославль. Академия развития. 2006–225 с.
- Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик.- 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2003–210 с.
- Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. / Л. И. Снигирева — М.: Минск, 2005–123 с.
- Эльконин Б. Д. Психология игры.// [Электронный ресурс] http://www.webbl.ru/?action