В статье авторы раскрывают роль конструирования в речевом развитии дошкольников на примере своего опыта работы.
Ключевые слова: конструктивная деятельность, речевое развитие, дошкольный возраст.
Развитие речи — важная составляющая полноценного развития дошкольника, так как речь — не только движущая сила развития умственных способностей, основа коммуникации, но и определяющее звено успешности обучения и залог успешной адаптации в обществе. Чем более развита у ребенка речь, тем в целом, мы можем говорить об уровне его психического развития. Речь человека является одновременно и главным средством проявления основных психических процессов (мышления, памяти, восприятия) и локомотивом развития коммуникативной и эмоционально-волевой сфер личности. Именно поэтому формирование и развитие речевых умений и речи — одна из приоритетных задач развития ребенка в детском саду — основа его успешности в школе.
Речь — являясь средством общения развивается во всех видах детской деятельности, в этой статье мы подробнее остановимся на конструктивной деятельности детей и ее возможностях в речевом развитии.
Конструктивная деятельность достаточно эффективный способ развития ребенка, поскольку позволяет соотносить речь с действиями и имеет широкое применение в игре. Важным является то, что в процессе такой деятельности появляется наглядный результат — продукт, который продуман заранее и алгоритм его получения опытным путем выстроен ребенком и понятен ему. Полученные постройки можно использовать в игре, видоизменять в процессе деятельности, исходя из интересов ребенка, поэтому дополнительное обогащение данной деятельности позволяет использовать ее как активный инструмент развития, в том числе и речевого.
Существуют проблемы речевого развития, которые уже традиционно решаются на основе конструктивной деятельности: это употребление предлогов, наречий, обозначающих положение предмета или его части, описание внешнего вида, назначения предмета, запоминание новых слов.
Даже если новые слова появляются в лексиконе ребенка, то отсутствие их понимания и использования в игре делают их ненужными и неупотребляемыми в речи, что обедняет и без того небогатый словарный запас дошкольника. Поэтому важной составляющей конструктивной деятельности является анализ построек, описание последовательности конструирования и проговаривание выполняемых действий. Важно при описании последовательности действий конструирования научить дошкольника правильно использовать соответствующую терминологию и названия деталей конструктора, постройки, описывать свои манипуляции.
Умение следовать инструкции — также важное умение, которое развивается в процессе конструирования, а навык четко следовать словесным инструкциям — залог успешного обучения в школе.
В работе нашего детского сада, в том числе и в речевом развитии воспитанников, применяется технологии ТИКО-моделирования.
ТИКО — трансформируемый игровой конструктор для объемного моделирования, относительно новое слово в конструктивной деятельности, он отличается от традиционного конструктора и потому вызывает больший интерес у детей. Несмотря на то что конструктор состоит из плоских фигур, объемные постройки из него тоже можно сконструировать.
ТИКО-конструктор помощник в различных областях развития дошкольника и одна из них — это развитие связной речи, которое происходит как непосредственно, так и опосредованно. Опосредованно — в процессе общения детей при конструировании, обсуждении его хода и готовых проектов. Отличительной особенностью является то, что дошкольники могут зарисовывать алгоритмы плоскостных построек, создавать схемы, наглядные инструкции, выполнение которых приводит к получению определенного продукта, а также вариативно подходить к его изготовлению. Действуя по принципу от простого к сложному, дошкольники сначала могут использовать готовые схемы построек, видоизменять их не меняя образ конкретного продукта, а только способ его изготовления — что является мощным стимулом для развития мышления, а в дальнейшем самостоятельно создавать алгоритмы своих авторских построек.
Важным условием развития речи в таком случае является правильное владение терминологией, ребенок должен знать названия деталей конструктора, понимать их расположение в постройке и проговаривать как можно чаще свои действия, соотнося речь с движением. Особое личностное значение имеют постройки, не только созданные ребенком, но и используемые им в процессе деятельности — игровой или образовательной, например, различные стаканчики для карандашей, контейнеры для раздаточного материала или дидактических игр, которые педагог использует в процессе занятий с детьми или в совместной деятельности. В процессе обсуждения таких построек можно проговаривать с ребенком их назначение, удобство и интуитивную понятность использования (изготовленные из разных цветов стаканчики для карандашей разного цвета, использование букв для условных обозначений и пр.). Преимуществом данного способа конструирования является то, что ребенок может видоизменять развивающую предметно-пространственную среду, делая ее значимой и понятной для себя (подписи центров, шкафчиков, изготовление атрибутов для игры и пр.)
Если перечисленные выше способы конструирования опосредованно влияют на развитие речи воспитанников и могут применятся во всех возрастных группах как общеразвивающие способы, то в ТИКО конструкторах есть наборы, которые непосредственно влияют на развитие речи детей, так как содержат детали с буквами и знаками.
Это универсальное средство работы по обучению грамоте старших дошкольников, которая является компонентом развития речи и способствует успешному освоению образовательной программы начального общего образования, обеспечивая преемственность детского сада и школы.
При помощи ТИКО-конструктора дети учатся звуко-буквенному анализу слов, составлению схем слова или предложения, воссоздают образ буквы, что способствует ее лучшему запоминанию и различению похожих букв. Формировать кинестетические ощущения помогают упражнения по тактильному опознанию букв, и обведению их контуров.
Еще одной областью использования ТИКО-конструктора для развития речи дошкольников является совместное создание игр-бродилок. Дети, совместно с педагогом изготавливают игры используя элементы конструктора с буквами, знаками и цветами, обсуждают правила игры.
Попадая фишкой на букву, необходимо назвать ее или охарактеризовать либо придумать слово, начинающееся с этой буквы. Если используют цветные детали, то — назвать слово, начинающееся с заданного цветом звука или в котором данный звук встречается. Правила игры обсуждаются с участниками игры. Такие игры очень нравятся детям, они с удовольствием играют, постепенно усложняя и меняя правила. Длина игрового поля может быть различной, как и количество игроков. Такие игры-бродилки разной степени сложности дети изготавливают самостоятельно или совместно с педагогом и используют в совместной деятельности.
Совместное конструирование бесспорно способствует развитию навыков работы в коллективе, которая невозможна без умения коммуницировать, слышать и понимать других детей и их идеи, распределять обязанности, работать сообща, сопровождая действия комментариями.
Конструктивная деятельность как средство развития мелкой моторики, позволяющее развить пространственные представления, аналитико-синтетические функции мышления, обогатить и разнообразить словарный запас и сенсорное восприятие является весомым способом развития речи дошкольника.
Таким образом, педагоги, создавая подходящие для развития данного вида деятельности условия, делают этот мир понятнее для ребенка и в результате целенаправленной работы в данном направлении способствуют улучшению общего психического и интеллектуального развития ребенка и формирование предпосылок учебной деятельности.
Литература:
- Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: ВЛАДОС, 2013
- Бортникова Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. — Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2016
- Карпова Н. М. ТИКО-конструирование [Текст]: метод. рекомендации. — Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011
- Никулина Ф. Х. Формирование познавательной сферы у детей 5–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2016
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. 6–7 лет. — Самара: Издательский дом «Федоров», 2016.