Конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Уварова, Е. А. Конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста / Е. А. Уварова, О. С. Попова, Н. Н. Сикорская, Н. А. Белобородова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/551/121108/ (дата обращения: 16.01.2025).



В статье авторы рассказывают о том, как конструирование развивает связную речь дошкольников. Раскрываем суть конструирования, перечисляем его виды и принципы, отмечаем преимущества конструирования в процессе развития речевых и мыслительных функций у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструирование, развитие речи, связная речь, мыслительные процессы, деятельность.

Конструирование — это деятельность, в процессе которой развивается сам ребёнок.

Конструирование вносит разнообразие в повседневную жизнь ребенка в детском саду, дарит радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее насыщенно проявляется принцип обучения: учить играя. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка. Мы считаем, что конструирование — это доступный метод обучения дошкольников, который помогает работать с детьми не только в детском саду, но и создавая интересные варианты занятий и игр, дети совместно с родителями успешно применяют полученные навыки дома.

Организуя деятельность в нашей группе по начальному техническому моделированию с использованием конструктора, мы обнаружили, что в процессе моделирования развивается не только структурно-логическое мышление, внимание, память, мелкая моторика, но и решаются задачи по развитию связной речи: обогащается словарный запас, дети учатся грамматически правильно строить распространенные предложения, употреблять их в речи. Дети больше начинают общаться между собой, учатся договариваться учитывать мнение других. Конструирование для игры объединяет детей. В процессе конструирования они учатся совместно обсуждать план постройки, приходить к общему решению, учатся подчинять свои желания конструктивным замыслам, которые поддерживает большинство, а также отстаивать свои соображения по поводу более удачного варианта конструкции.

Кроме того, в процессе игры в конструктор происходит развитие зрительной координации, что положительно влияет на речевое развитие детей; развиваются мыслительные процессы — представление, наблюдение, синтез, анализ, что помогает обогащению речи детей и создаются ситуации для формирования коммуникативных навыков воспитанников.

Практика в нашем дошкольном учреждении показала, что в работе с современными конструкторами можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речевого развития — от фонематического восприятия до формирования связной речи.

Определяется группа специфических трудностей в речевом развитии дошкольников, которые наиболее эффективно корректируются через занятия с конструктивным материалом.

Это включает затруднения:

— В использовании наречий, описывающих пространственные отношения между объектами;

— Работа с предложно-падежными связями в предложениях.

Мы убедились, что дети испытывают сложности при согласовании слов, особенно тех, что относятся к частям предметов и геометрическим формам. В результате возникают проблемы в точном описании объектов и явлений. На занятиях по развитию речи дети запоминают архитектурные понятия, но не способны дать полное определение: для чего служит чердак, подвал, крыльцо? Каковы его форма и материалы строительства? Без практического применения в играх эти слова быстро забываются. Даже освоив предлоги (уметь выделять их в предложении, строить схемы), дети сталкиваются с трудностями при выполнении инструкций по расположению предметов или описании взаимного положения объектов. Это приводит к однотипности и непоследовательности детских рассказов, а также обеднению содержательной стороны речи.

Интерес к проблеме позволяет новаторски оценить возможности конструирования в решении речевых задач. Конструирование — это тот вид деятельности, который полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям. По своему характеру конструирование сходно с изо деятельностью и игрой. В нем также отражается окружающая действительность. В результате конструирования ребенок создает постройку, продукт собственной деятельности или деятельности друзей вызывает у детей эмоциональный отклик, желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями, побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию — обыгрыванию, в результате чего активизируется, развивается речь.

Конструирование — это процесс создания различных объектов из строительных материалов, таких как кубики, конструкторы, природные материалы. Этот вид деятельности позволяет детям не только изобретать подход, но и развивать логическое мышление, пространственное восприятие и коммуникативные навыки.

Виды конструкции:

Сенсорное проектирование: Использование материалов с различными текстурами и цветами для создания объектов.

Техническое проектирование: Создание сложных конструкций с использованием различных ориентиров.

Творческое проектирование: процесс, в котором дети могут свободно выражать свои идеи.

Роль конструкции в развитии речи:

Конструирование является мощным средством развития речи детей дошкольного возраста. Этот процесс обеспечивает формирование ряда речевых навыков и умений:

  1. Расширение словарного запаса: во время проектирования дети активно используют новые слова и термины, связанные с процессом создания объектов, форм, размеров и материалов.
  2. Развитие грамматических навыков: конструирование дает детям возможность использовать различные грамматические конструкции. Например, обсуждая процесс постройки, дети учатся формировать правильные предложения, используя разные времена и формы глаголов.
  3. Умение описывать и аргументировать: дети учатся не только строить, но и описывать свои действия. Мы же задаем детям вопросы о том, что они делают, почему выбирают те или иные материалы, какова цель их построек. Это развивает умение аргументировать свои действия и выражать мысли.
  4. Прослушивание и понимание: во время совместного проектирования дети учатся слушать друг друга и понимать, что говорят их сверстники. Это способствует развитию навыков активного слушания и понимания речи.

Мы убедились в том, что конструирование дает возможность обобщать полученные ребенком знания, развивать коммуникативные навыки и творческие способности, а также познавательную деятельность детей, которая способствует речевому развитию.

По результатам проделанной работы в нашей группе по организации образовательной ситуации речевого развития детей с использованием конструкторов мы сделали следующие выводы:

— Конструирование способствует более успешному развитию у дошкольников речевых умений.

— Работа с конструкторами позволяет выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.

Таким образом, мы сделали вывод, что конструктивная деятельность может использоваться в качестве средства, инструмента для речевого развития дошкольника.

Литература:

  1. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с
  2. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина.- М.: Сфера, 2011. — 128 с.
  3. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /М. С. Имшанова. — М.: ИПЦ «Маска», 2013. — 100 с
  4. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 2–7 лет / Л. В. Куцакова. — М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 90 с.
  5. Базанова, Т. М. LEGO-конструирование как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста / Т. М. Базанова; Российский государственный профессионально-педагогический университет. — Нижний Тагил: б.и., 2020. — 121 с.
  6. Канищева Н. В., Синегубова Ю. В., Попова О. А., Пенкина Н..И. Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. Белгород: АПНИ, 2019. Часть II.C. 66–70. URL: https://apni.ru/article/105-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-rechevi
  7. Суходоева, Т. Е. Конструирование как средство развития речи у детей дошкольного возраста / Т. Е. Суходоева. —Альманах педагога. — 2023. — № дошкольное образование. URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=71270
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Конструирование, связная речь, развитие речи, вид деятельности, детский сад, дошкольный возраст, речевое развитие, речевое развитие детей, фонематическое восприятие.


Похожие статьи

Задать вопрос