Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Автор:

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (14) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 21.09.2017

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Мазова С. В. Научно-методическая подготовка воспитателей кадетского училища // Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/67/2701/ (дата обращения: 28.05.2018).



В последнее десятилетие началось активное переосмысление роли и значения военного образования, специфики реализуемых образовательных программ, своеобразия подготовки воспитанников в довузовских общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации. В связи с этим актуализировалась проблема совершенствования профессионализма офицеров-воспитателей, способных адекватно реагировать на изменения образовательной ситуации, условия профессиональной деятельности. Тщательно подобранный, подготовленный к работе с подростками воспитательский состав — основа качества и результативности довузовского образования Министерства обороны Российской Федерации.

В Оренбургском президентском кадетском училище разработана и внедряется специальная программа научно-методической подготовки воспитателей из числа военнослужащих.

Организация работы с офицерами-воспитателями по данной программе основывается на принципах:

‒ управляемость и системность процесса;

‒ диагностическая основа отбора структуры, содержания, форм научно-методической подготовки (на основе изучения затруднений офицеров-воспитателей в проектировании образовательного процесса);

‒ усиление субъектной позиции офицеров-воспитателей в обеспечении своего профессионального роста (перенос акцента с обучения на самообразование как самопроектируемого педагогом процесса) [2];

‒ ориентированность на практику непосредственно на рабочем месте, внедрение результатов.

Разработка и реализация программы представляет собой многоступенчатый процесс, включающий подготовительный, основной и заключительный этапы.

Подготовительный этап представлен комплексной диагностикой потребностей в обучении и характера требований к обучению, имеющихся в училище.

На данном этапе использовались методы анкетирования и экспресс-опрос, позволяющие выявить основные затруднения, ожидания, пожелания офицеров-воспитателей училища.

Среди затруднений воспитатели выделяли вопросы, связанные с проектированием технологических карт занятий; отбором форм и этапов реализации современных педагогических технологий, методов военно-профессиональной ориентации кадет в условиях интеграции урочной и внеурочной работы.

Далее на подготовительном этапе с учетом выявленных затруднений, актуальных потребностей и ценностей педагогической деятельности коллектива училища была разработана программа научно-методической подготовки офицеров-воспитателей, включающая в себя направления работы:

‒ информационное (теоретическая подготовка);

‒ организационно-практическое (закрепление и апробация теоретических знаний на практике);

‒ рефлексивное (самостоятельная работа воспитателей по осмыслению и творческому анализу содержания и результатов собственной деятельности);

‒ коррекционное (восполнение знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных профессиональных трудностей).

Особое место в разработке программы научно-методической подготовки офицеров-воспитателей имело определение системообразующих элементов обучения и обеспечение научно-обоснованного взаимодействия внутренних ресурсов президентского кадетского училища и внешних ресурсов (учреждения непрерывного профессионального образования, научно-методические мероприятия Министерства обороны Российской Федерации).

На основном этапе реализации программы (2014 г. — 2017 г.) научно-методической подготовки информационное направление представлено системой занятий методической школы. К проведению теоретических занятий привлекались наставники из числа военнослужащих, имеющих опыт педагогической работы; методисты училища; юрисконсульт; педагоги высшей квалификационной категории, а также представили профессорско-преподавательского состава Оренбургского государственного университета и Оренбургского государственного педагогического университета.

Содержание занятий отбиралось с учетом решения ряда актуальных для училища и педагогов вопросов, связанных с введением ФГОС и ориентацией образовательного процесса на будущую военно-профессиональную деятельность кадет, а именно:

‒ проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС (целеполагание, планируемые образовательные результаты, системно-деятельностный подход, интеграция урочной и внеурочной деятельности, формирующее оценивание);

‒ проектная и учебно-исследовательская деятельность кадет;

‒ этапы, формы и методы военно-профессиональной ориентации кадет;

‒ возрастные и индивидуально-психологические особенности кадет;

‒ специфика организации спортивной и физкультурно-массовой работы в условиях училища;

‒ нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.

По итогам занятий были проведены зачеты в устной и письменной форме.

Первостепенное значение в расширении теоретических знаний офицеров-воспитателей имеет профессиональная переподготовка.

Для данной категории педагогов училища на базе факультета повышения квалификации и переподготовки работников образования Оренбургского государственного университета разработана программа профессиональной переподготовки по направлению «Педагог специализированного общеобразовательного учреждения». За период с 2013–2016 г.г. 100 % воспитателей прошли переподготовку, что способствовало их успешному вхождению в новую сферу профессиональной деятельности, принятию ценностей педагогической профессии и кадетского образования.

В основу взаимодействия организаторов обучения были положены такие методы педагогической поддержки профессионального развития как супервизия, консультирование, модерирование.

Обучение, прежде всего, носило проблемно-ориентированный характер с опорой на реальный опыт офицеров-воспитателей. Особенностью занятий являлось то, что организаторы обучения формулировали цели при участии слушателей, всегда обеспечивалась обратная связь о достигнутом прогрессе по отношению к целям, для корректировки программы обучения поддерживалась связь с методистами училища, было организовано косвенное наставничество.

В ходе обучения исключался формальный контроль и оценка, создавались психологически комфортные условия. Основными формами взаимодействия участников обучения являлось индивидуальное консультирование в диалоговом режиме или по электронной переписке, консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») в виде непосредственного общения, направленного на раскрытие потенциальных возможностей слушателя и его способностей.

Теоретические знания имеют ценность, когда специалист их может применить на практике. Поэтому с теоретическими занятиями тесно взаимосвязано организационно-практическое направление программы научно-методической подготовки воспитателей.

Данное направление в училище представлено дидактическими практикумами, открытыми занятиями, организацией взаимопосещений занятий с последующим их анализом.

Целью дидактических практикумов являлось освоение воспитателями практических приемов решения педагогических задач. Воспитателям предлагались подготовленные планы действий, алгоритмы, следуя которым нарабатываются практические навыки, например, «Алгоритм анализа и решения конфликтной ситуации», «Правила педагогического общения «воспитатель-кадет», «Как корректно провести учебное исследование», «Рекомендации по оказанию помощи кадетам в выборе будущей военно-профессиональной деятельности», «Как спроектировать структуру воспитательного занятия», «Организация самостоятельной работы кадет», «Исследовательский проект в вопросах и ответах», «Типичные проблемы кадет на различных возрастных этапах». Для практикумов отбирались как реально возникшие в образовательном процессе училища ситуации, так и возможные.

Совершенствованию практических навыков воспитателей способствовало посещение и анализ открытых воспитательных занятий. При их анализе уделялось внимание целесообразности используемых приемов взаимодействия с кадетами, адекватности постановки целей и задач занятия, качеству разработки информационно-коммуникационных материалов, соответствию содержания занятия возрастным особенностям кадет.

Предпосылкой и механизмом развития профессионализма является способность педагога к рефлексии. Педагогическая рефлексия — это «форма теоретической деятельности, направленная на осмысление своих собственных действий, и деятельность самопознания, раскрывающую специфику духовного мира человека и осознание им того, как он воспринимается другими» [1].

Умение видеть собственную деятельность не возникает спонтанно, а требует создания специальных ситуаций, которые бы требовали от офицера-воспитателя выхода в рефлексивную позицию и вычленения особенностей себя как субъекта собственной деятельности. В связи с этим, в программу научно-методической подготовки включено рефлексивное направление деятельности, формами реализации которого являлись систематическое ведение личных карточек результатов профессиональной деятельности с последующим их самоанализом, подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности.

Результаты профессиональной деятельности обсуждались на заседаниях методических объединений воспитателей, семинарах, конференциях, педагогических советах.

Восполнение знаний и практических навыков, необходимых для преодоления выявленных профессиональных трудностей обеспечивалось коррекционным направлением программы научно-методической подготовки воспитателей. Данное направление реализовывалось через индивидуальные консультации, самообразование, наставничество.

Таким образом, научно-методическая подготовка выстраивается в определенную систему развития профессиональных знаний и умений офицеров- воспитателей.

Литература:

  1. Маркова А. К. Психология труда учителя/ А. К. Маркова, М.: Просвещение, 1993 г.
  2. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — 186 с.
Основные термины (генерируются автоматически): научно-методической подготовки, научно-методической подготовки воспитателей, программы научно-методической подготовки, Министерства обороны Российской, обороны Российской Федерации, профессиональной деятельности, научно-методической подготовки офицеров-воспитателей, программа научно-методической подготовки, практических навыков, образовательного процесса, Оренбургского государственного университета, пожелания офицеров-воспитателей училища, деятельности коллектива училища, президентского кадетского училища, ценностей педагогической, категории педагогов училища, образовательном процессе училища, практических навыков воспитателей, методистами училища, методисты училища.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос