Автор: Анфалов Евгений Владимирович

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 06.02.2017

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Анфалов Е. В. Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 142-145. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11877/ (дата обращения: 18.12.2017).



В статье рассматриваются вопросы развития рефлексивных и прогностических умений курсантов в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в условиях военного вуза. Определяется понятие готовности курсанта к осуществлению профессиональной деятельности как одно из значимых качеств его личности и включающее в себя положительную мотивацию к осуществлению рефлексивных и прогностических умений, необходимые знания, умения, навыки, устойчивые, профессионально значимые особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевых процессов. Доказывается, что не преподавательские умения, а, в большинстве случаев, готовность к совершенствованию рефлексивных и прогностических умений в процессе подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности являются определяющими в содержании военно-профессиональной подготовки. Выдвигается стратегия личностного самоосознания и саморазвития, последовательно сформированная или развитая в практике формирования рефлексивно-прогностических умений курсантов.

Ключевые слова: рефлексивно-прогностические умения, курсант, военный вуз

Методологическим основанием социально-педагогического условия повышения эффективности процесса профессиональной подготовки обучающихся в условиях военного вуза явилась концепция субъекта, разработанная С. Л. Рубинштейном (1973), что позволило нам рассматривать личность курсанта как субъект интерпретации.

Признание рефлексии и прогностики как специфических форм теоретической деятельности личности, направленной на осмысление собственных действий, позволило в ходе исследования предположить существование особой группы педагогических умений курсантов военного вуза — рефлексивно-прогностических. Их выделение обусловлено рядом причин. Прежде всего, тем обстоятельством, что анализ результатов военно-профессиональной деятельности выпускников военного вуза без тщательного анализа условий их получения не может считаться нормой.

Хорошо известно, что высокие результаты в любой сфере, в том числе и в военно-профессиональной деятельности могут быть получены как за счет существенного увеличения времени на решение поставленных или существующих учебно-боевых задач, так и за счет интенсификации деятельности субъекта профессиональной деятельности [3, 173]. Это так называемые экстенсивные пути повышения эффективности деятельности в том числе и военного специалиста.

Для офицера, как профессионала в своей деятельности всегда важно установить, в какой мере положительные и отрицательные результаты являются следствием этой деятельности. Отсюда возникает необходимость в ее анализе, который требует особых аналитических и прогностических умений: правильная постановка целей, их трансформация в конкретные учебно-боевые задачи и адекватность комплекса решавшихся главных и второстепенных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств военно-профессиональной деятельности; соответствие применявшихся организационных форм полученным результатам, содержанию выполнения задания; оценка причин успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных учебно-боевых задач; осмысление опыта собственной военно-профессиональной деятельности в его целостности и соответствии выработанным наукой критериям и рекомендациям.

Истоки рефлексии и прогностики кроются в особой природе человеческого мышления. С философской позиции особенность человеческого мышления, помимо способности отображать предметный внешний мир, заключается в умении видеть всеобщую сторону действительности. Человек отличается от животных и сил природы «вообще умением осознавать себя в отвлеченном образе Я-рефлективной способности мышления, превращать субъект мысли в объект размышления» [7].

Рефлексия офицера — это не просто знание или понимание субъектом своей военно-профессиональной деятельности, но и выяснение того, насколько и как другие (командиры, коллеги, подчиненные) знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Под прогнозированием в военно-профессиональной сфере мы понимаем специфическую мыслительную деятельность по формулированию различных гипотез об ожидаемых событиях и собственных действиях, их последствиях и включающую определенную последовательность этапов: от постановки задач до решения этих и других внезапно возникающих проблем в ходе учебно-боевой деятельности [1].

В своем исследования мы остановились на проблеме выделения рефлексивно-прогностических способностей (и умений) в качестве единого целого, хотя в психологии принято рассматривать феномены рефлексии и прогностики чаще всего отдельно. Представляется, что такое соединение вовсе не механично, а несет в себе большой психологический смысл. Действительно, по данным современных психолого-педагогических исследований, существует прямая связь между способностями к самооценке и антиципации личности [6].

Познание офицером-педагогом личности подчиненных может существенно затрудняться при его поверхностном знании собственной личности, своих сильных и слабых сторон, собственных установок, индивидуальных особенностей реагирования в различных ситуациях. Как показывает анализ материалов наблюдений, стереотипное восприятие педагогом военного вуза личности курсанта, причем такое, которое блокирует потребность в самоанализе и прогностике предстоящих событий, часто проявляется при наличии значительных затруднений в педагогической деятельности.

Совершенствование рефлексивно-прогностических умений в процессе подготовки курсантов военных вузов к будущей военно-профессиональной деятельности в силу специфики ее объекта неразрывно связано с общением.

В структуре общения принято выделять несколько компонентов: когнитивный, эффективный, поведенческий, или гностический, аффективный, практический [8].

Проанализировав работы отечественных и зарубежных ученых, связанные с проблемой формирования рефлексивных и прогностических умений, мы пришли к выводу, что рефлексивно-прогностические умения должны быть выделены из гностического блока умений как самостоятельные, характеризующие собой определенный уровень профессионального мышления и имеющие место при контрольно-оценочной и коррекционной деятельности специалиста-выпускника военного вуза, направленные на себя.

Поясним нашу позицию. Современный этап развития нашего общества и ее составной части Вооруженных сил требует нового подхода к воспитанию в высшей военной школе, предъявляя возросшие требования к его содержанию и эффективности. Поэтому сегодня теория воспитания требует от курсанта-выпускника наличия у него глубоко осознанной философии, способной формулировать и критически обсуждать общие цели и формируемые в ходе профессиональной подготовки социальные ценности [5].

Таким образом, базовыми компонентами совершенствования рефлексивно-прогностических умений в процессе подготовки курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности для современного высшего военного образовательного учреждения выступают связанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операционный и личностный (контрольно-оценочный).

Методологическим основанием для включения педагогического условия «совершенствование рефлексивно-прогностических умений курсантов военных вузов» в категорию эффективных для нашего исследования была избрана оценка свойств системы относительно суммы свойств ее составляющих, дополнительной зависимости каждого компонента от его функций внутри целого, «структурности — возможности рассмотрения каждого компонента системы как системы другого уровня» [4].

Успешность совершенствования рефлексивно-прогностических умений, наличие результатов зависят не только от изменения принципов воспитания, но и от уровня готовности педагога — того, кто будет проводить эти принципы в жизнь. Поэтому сегодня необходимо создавать условия для подготовки педагогов, способных развивать у обучающихся индивидуальность, социальную и творческую активность, прогностическое мышление, общую и профессиональную культуру, готовность практически решать учебно-боевые задачи современной армии.

Рассматривая готовность как психологическое состояние личности курсанта военного вуза, мы понимаем его как социально-значимое качество личности, являющееся сложным образованием, включающим в себя положительную мотивацию к осуществлению рефлексивно-прогностических умений, необходимые знания, умения, навыки, устойчивые профессионально значимые особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевых процессов.

Таким образом, акцентируя внимание на необходимости совершенствования рефлексивно-прогностических умений в процессе подготовки курсантов военного вуза к профессиональной деятельности, мы учитываем, что сферы воспитательной и педагогической деятельности дополняют друг друга [2].

Можно констатировать, что не столько преподавательские умения, сколько в большинстве случаев личные умения профессиональной готовности к совершенствованию рефлексивно-прогностических умений в процессе подготовки курсантов военного вуза к будущей профессиональной деятельности являются определяющими в содержании профессиональной подготовки. В связи с этим особую значимость мы придаем формированию рефлексивно-прогностических умений курсантов военного вуза как будущих специалистов в различных сферах деятельности по обеспечению обороноспособности государства.

Вместе с тем, именно преподаватель имеет большие возможности в реализации творческого потенциала курсантов военного вуза в ходе совершенствования их рефлексивно-прогностических умений:

− постоянно рефлексирующий преподаватель может помочь курсантам в формировании у них рефлексивно-прогностических умений;

− наличие определенного уровня сформированности рефлексивно-прогностических умений позволяет педагогу-воспитателю находить эффективные пути снятия барьеров и разрешения конфликтов, возникающих в среде его воспитанников, коллег, командования;

− побуждаемая, направляемая извне рефлексия и прогностика — следствие не насилия над личностью, не манипуляция сознанием и чувствами, а нравственная работа, лишь стимулируемая извне и совершаемая исходя из внутренней потребности мыслительная деятельность: понять себя и происходящее, иметь четкое представление о предстоящих событиях.

Это позволило в ходе исследования разработать технологию формирования рефлексивно-прогностических умений курсантов военного вуза как составляющую военно-профессиональной деятельности.

В организации воспитательной работы с курсантами Челябинского филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил мы сделали акцент на применении технологии формирования рефлексивно-прогностических умений как составляющей военно-профессиональной деятельности.

Для понимания специфики организации технологического процесса управления развитием личности курсантов военного вуза при формировании рефлексивно-прогностических умений мы уточнили понятие «социальная технология» и представили типологическое строение рефлексии, как составляющей рефлексивно-прогностических умений.

Интерпретация понятия «социальная технология» в нашем исследовании с учетом специфики военного вуза предполагает следующие акценты в его содержании:

− это система знаний о способах и средствах управления, регулирования и планирования социальных процессов в воинском коллективе;

− это оптимальный алгоритм научения объекта военно-социальной работы эффективной социальной адаптации в обществе в целом и в воинском коллективе в частности, который содержит процедуры и операции, направленные на преобразование социальной деятельности личности;

− это форма трансляции человеческой культуры и элемент механизма личностной социализации военнослужащего.

Существенным в нашем обосновании является то, что объединяющим в выборе технологического инструментария стал когнитивный подход в процессе социального научения личности курсанта, а функции самого технологического инструментария были реализованы через методы игротерапии, метод подготовки вопросов, метод рефлексивно-аналитического диалога, метод социального закаливания личности, метод социальной реконструкции личности как технологии адаптивного управления и др.

Типологическое строение рефлексии мы также определили через когнитивные категории социального изучения:

− сравнительное изучение с курсантами военного вуза нескольких «неклассических теорий личности» как одно из оснований самопознания (рефлексия самопознания);

− обучение курсантов военного вуза навыкам самопроблематизации (рефлексия самосознания);

− формирование социальной компетентности в сфере ролевой структуры личности (рефлексия личностной социальной роли);

− обучение эффективной организации межличностных отношений (рефлексия самоэффективности в межличностных отношениях);

− знакомство с алгоритмами усиления мотивации личности в практике собственной военно-профессиональной деятельности (рефлексия мотивации поведения);

− развитие личностного самоутверждения как механизма саморегуляции личности (рефлексия саморегуляции самоуправления).

В своей работе мы рассматривали курсантов военных вузов как субъектов социальной адаптации, которые часто сталкиваются с тем, что для решения самых разных социально-психологических проблем необходимы разные стратегии. Одной из таких стратегий может быть стратегия личностного самоосознания, последовательно сформированная или развитая в практике формирования рефлексивно-прогностических умений курсантов военного вуза.

Дальнейшее исследование обозначенной нами психолого-педагогической проблемы позволит в перспективе перейти от описания феноменологии рефлексии и прогностики к осмыслению алгоритмов развития рефлексивно-прогностических умений как одной из возможностей повышения качества военно-профессионального образования специалистов высшей военной школы.

Литература:

  1. Анфалов Е. В. Теоретические аспекты проблемы формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. / Е. В. Анфалов. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2016. — № 3. — С. 9–15.
  2. Бондаревская Е. В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания / Е. В. Бондаревская // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. — Волгоград, 2004.
  3. Блумер Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Т. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — М.: МГУ, 1984. — С. 173–179.
  4. Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика / Б. С. Гершунский. — Киев, 1986.
  5. Елманова В. К. Формирование гностических умений будущих педагогов: дис. канд. пед. наук. — Л., 1973. — 179 с.
  6. Жукова Н. В. Единство антиципации и рефлексии как психологический механизм регуляции мышления студента в контекстном обучении. / дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Жукова Наталья Владимировна. — М., 2000. — 140 с.
  7. Огурцов А. П. Рефлексия / А. П. Огурцов // Философская энциклопедия. — 1967. — Т. 4. — С. 499–502.
  8. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рефлексивно-прогностических умений, военного вуза, умений курсантов, курсантов военного вуза, рефлексивно-прогностических умений курсантов, умений курсантов военного, военно-профессиональной деятельности, формирования рефлексивно-прогностических умений, процессе подготовки курсантов, курсантов военных, совершенствования рефлексивно-прогностических умений, курсантов военных вузов, умений курсантов военных, условиях военного вуза, подготовки курсантов военного, педагогических умений курсантов, военного вуза личности, Совершенствование рефлексивно-прогностических умений, будущей профессиональной деятельности, осуществлению рефлексивно-прогностических умений.

Ключевые слова

курсант, военный вуз, рефлексивно-прогностические умения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос