Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях военного вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 08.12.2015

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Анфалов Е. В. Проблемы использования рефлексивных методов обучения в условиях военного вуза // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 903-906. — URL https://moluch.ru/archive/104/24227/ (дата обращения: 18.08.2018).



 

В статье рассматриваются особенности использования рефлексивных методов обучения курсантов и возникающие при этом проблемы в условиях военных вузов.

Ключевые слова: рефлексия, педагогический процесс, методы обучения курсантов, военный вуз.

 

Сегодня любая дискуссия на тему принципов высшей военно-профессиональной школы не обходится без тезиса о том, что курсант военного вуза, в свете современных требований, уже не «объект педагогического воздействия». Продолжающаяся непрерывная череда реформирования военного образования, провозглашает одну из главных своих целей — формирование самостоятельных, высококвалифицированных специалистов, востребованных современными Вооруженными силами Российской Федерации и способных в короткое время адаптироваться в динамичной армейской среде. Среди условий, способствующих продуктивной и результативной учебной деятельности, нужно выделить изменение личности курсанта военного вуза, его постоянная целенаправленная работа над собой. Не случайно, в последние годы в документах регламентирующих военное образование термин обучаемый было вытеснено словом обучающийся. Это значит, что в процессе обучения главное — это саморазвитие обучающегося, это поворот его на самого себя. При этом этот педагогически организованный процесс становления будущего офицера требует постоянной рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал».

В связи с этим нам особо интересны именно рефлексивные методы обучения, применяемые в стенах военного вуза, как специализированного учебного заведения. В основу построения системы этих методов заложен принцип, который известен каждому преподавателю. Мало у кого вызовет возражения мысль о том, что сегодня обучающемуся недостаточно только посещать занятия, получать положительные текущие оценки и оценки на экзаменах. Внешние мотивационные факторы, такие как контроль посещений и отметки успеваемости в условиях организации учебного процесса военного вуза не являются залогом будущего профессионального успеха офицера-выпускника. Другими словами, не смотря на достаточно жесткую регламентацию повседневной, в том числе и учебной деятельности в военном вузе, от курсанта военного вуза требуется, прежде всего, способность к самоанализу, саморегуляции, поддержанию в себе интереса к учебе и выбранного жизненного пути. За годы бучения в военном вузе курсант должен сформировать свой индивидуальный стиль учебной деятельности, являющийся для него в эти годы основным видом деятельности. В дальнейшем, этот стиль станет для выпускника основой для выработки индивидуального стиля военно-профессиональной деятельности. Будущий офицер обязан воспринимать весь получаемый учебный материал через призму необходимости его для своей будущей военно-профессиональной карьеры.

Но анализ педагогической практики преподавателей вузов, в том числе и военных вузов, показали, что применение рефлексивных методов обучения не всегда оказываются эффективными в том плане, что далеко не все обучающиеся имеют необходимый уровень рефлексивности. Кроме того, в педагогике высшей школы и педагогической психологии до сих пор не разработаны целостные рефлексивные технологии, которые могли бы быть использованы в обучении. И эту проблему мы собираемся обсудить.

Существует много различных взглядов на природу рефлексивности в педагогике. В работах А. В. Карпова, И. И. Ревякиной, Белкиной В. Н. рефлексия базируется на синтезе различных интегральных психических процессов, выступая продуктом их соорганизации. При этом рефлексия в педагогике понимается как психическое свойство и индивидуальное качество человека, оказывающее существенное влияние на те или иные его поведенческие и деятельностные проявления [1, c. 210]. Одновременно, рефлексия является одним из важных механизмов, обеспечивающих основные функции человеческого сознания: выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, узнавание, понимание, то есть связывание прежнего опыта с полученной новой информацией; целеполагание, то есть предварительное мыслительное построение действий и прогноз их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит. Понимание, сопоставление, сравнение, целеполагание, прогнозирование, управление, контроль, самооценка, самопонимание — все эти мыслительные процессы в основе своей имеют рефлексию [2, с. 106].

При этом рефлексию можно рассматривать с разных сторон реальности. С одной стороны — это рефлексия деятельности субъекта. Здесь рефлексию можно рассматривать, как способность субъекта выбирать, анализировать и оценивать свои настоящие действия в какой-либо конкретной ситуации с его участием. Кроме того — как анализ результатов прошлой деятельности с выявлением причин неудач. С другой стороны — это перспективная рефлексия. Она непосредственно связана с планированием, прогнозированием результатов предстоящей деятельности.

Кроме того, выделяют и коммуникативный аспект рефлексии. Он выполняет функцию связующего элемента в процессе общения субъекта, рефлексия влияет на способность субъекта мысленно ставить себя на место другого, размышлять и думать за другое лицо.

Результатом рефлексивной деятельности обучающегося является его развитие и изменения его как субъекта учебного процесса: это и смена позиции в отношении к получаемым знаниям и активизация в учебной деятельности. Так в идеале формируется продуктивное развивающее учение, когда содержание обучения превращается из цели в средство развития способности учиться, происходит не просто создание ситуации взаимодействия педагога и обучающегося, а создание условий для творческой природы развития психики, в том числе через конкретные образовательные ситуации [4].

Исследования показывают, что обучающийся тогда достигает наилучших результатов тогда, когда процесс обучения непосредственно связан с самостоятельным поиском и построением необходимых курсанту знаний. В результате возникает рефлексивный тип взаимодействия преподавателя и курсанта, когда рефлексия происходит в сознании и педагога и обучающегося. Как пример можно привести чтение лекции, сопровождающееся интерактивными заданиями с применением технических средств обучения. В результате провоцируется мысленная деятельность курсанта, стимулируется рефлексия, обучающиеся воспринимают учебный материал как нечто, подлежащее заучиванию, не зависимо от его значимости.

В целях запуска рефлексивных механизмов обучающихся активно применяется метод сократической беседы. Преподаватель ставит перед учебной группой проблему, подвергает сомнению существующие или предполагаемые ситуации и т. д. От преподавателя требуется педагогическое мастерство обнаружения подобных проблем и запуска рефлексии у своих собеседников.

Кроме этого используются и традиционные формы обучения, запускающие рефлексию — семинары, практические и групповые занятия. При этом задача преподавателя — не просто подвигнуть курсантов взглянуть со стороны на свою повседневную деятельность и определить новые перспективы, а помочь им освободиться от рамок традиционного мышления и сделать новые открытия для улучшения ежедневной работы по освоению учебных дисциплин.

Анализ процесса обучения курсантов военных вузов показывает, что часто участие курсантов в активных формах носит формальный характер. Обучающиеся относятся к решению проблемных вопросов шаблонно: встретив в формулировке задания понятие из конкретной лекции, строят ответ на найденном материале, не пытаясь расширить рамки решения проблемы с привлечением других изученных тем и предметов. А отзывы на офицеров-выпускников прошлых лет показывают, что наши нерефлексивные курсанты, в основной своей массе, также ограничиваются шаблонным решением задач, без учета особенностей реальной ситуации. Что в условиях боевых действий почти всегда заканчивается трагедией.

Исследования прошлого десятилетия, проведенные В. В. Пантелеевой (2006), Т. Е. Седанкиной (2009), показывают, что уровень рефлексии обучающегося напрямую связан с особенностями его мотивации учебной деятельности [3]. Это подтверждается и собственным исследованием, проведенным автором в 2015 году по методике «Изучение мотивов учебной деятельности» А. А. Реана, В. Я. Якунина. Ранжирование личных мотивов учебной деятельности среди 210 курсантов 2 курса факультета подготовки штурманов филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске показало, что рефлексивные методы обучения дают положительные результаты только при условии высокой внутренней мотивации обучающегося к учебе. Она в свою очередь тесно связана с ориентацией на получение интеллектуального удовлетворения от учебы, на долгосрочную мотивацию военной службы по контракту. А как раз этого у трети участвующих в исследовании обучающихся пока нет.

Таким образом, преподаватель военного вуза, решивший внедрять в учебный процесс рефлексивные методы обучения должен быть готов к решению возникающих проблем:

          далеко не все курсанты заинтересованно воспримут предлагаемые им рефлексивные методы усвоения учебного материала, и естественно результаты будут разные;

          в связи с тем, что уровень рефлексивности обучающихся во многом соотносится с такими личностными характеристиками, как личностная тревожность [5, c. 108] и уровень интеллекта, вопрос о принципиальной возможности формирования рефлексивности именно методами обучения остается открытым;

          просчеты и недостатки профессионального отбора на этапе выбора профессии и поступления в военный вуз приводят к тому, что не всегда, при оценке профессионально важных качеств абитуриента как будущего офицера, оцениваются способность к анализу деятельности, планированию, прогнозированию и осмысления своих и чужих поступков.

В итоге мы нередко имеем дело с тем, что отдельные низкорефлексивные офицеры не способствуют формированию положительного имиджа выпускника военного вуза в глазах государственного заказчика.

Есть и оптимистический взгляд на указанные проблемы. По мнению разработчиков рефлексивных методик обучения, систематическое применение большей частью обучающихся самооценивания, самоорганизации, сравнения и анализа собственных достижений разного времени на подсознательном уровне прививает курсантами привычку к самоанализу и планированию своей деятельности, мотивированному военно-профессиональному развитию.

Поэтому применение указанных методик представляется необходимым особенно при подготовке будущих офицеров. Кроме того, все эти методы позволяют реализоваться по-настоящему творческому преподавателю.

Естественно, рефлексивные методики обучения требуют системного подхода, постоянной работы преподавателей, критического взгляда на состояние дел, педагогической импровизации. Но и рефлексирующего курсанта не бывает без рефлексирующего преподавателя.

 

Литература:

 

  1.      Белкина, В.Н., Ревякина, И. И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция / В. Н. Белкина, И. И. Ревякина // Ярославский педагогический вестник — Том II (Психолого-педагогические науки) — № 3–2010 — С.203–206.
  2.      Карпов, А.В., Скитяева, И. М. Психология рефлексии / А. В. Карпов, И. М. Скитяева / — М.: Ярославль, Институт психологии РАН, 2001. — 203 с.
  3.      Реан, А.А., Якунин, В. А. Методика для диагностики учебной мотивации студентов / Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004. — С.151–154.
  4.      Пантелеева, В. В. К проблеме использования рефлексивных методов обучения / В. В. Пантелеева // RELGA, 2006. № 16 (138).- URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=1128&level1=main&level2=articles (дата обращения: 04.12.2015).
  5.      Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 107–110.
Основные термины (генерируются автоматически): военный вуз, учебная деятельность, обучающийся, рефлексия, рефлексивный метод обучения, будущий офицер, курсант, учебный процесс, индивидуальный стиль, военное образование.


Ключевые слова

рефлексия, педагогический процесс, методы обучения курсантов, военный вуз.

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Таким образом, можно сказать, что учебное занятие является важнейшей частью образовательного процесса военно-учебного заведения, подготовки войск, в ходе которой осуществляется поучительные принципы и методы обучения.

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

Рефлексия офицера — это не просто знание или понимание субъектом своей военно-профессиональной деятельности, но и...

Сущность и особенность рефлексивно-прогностической...

военный вуз, рефлексивно-прогностическая готовность, военно-профессиональная деятельность, будущий офицер, профессиональная деятельность, умение, качество личности, военное образование, военная служба, готовность.

Технология формирования рефлексивно-прогностической...

Технология формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсантов военных вузов.

Одной из основных задач современного военного вуза является формирование будущего офицера, умеющего избирательно подходить к информации, уметь ее...

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической...

рефлексивно-прогностическая компетенция, военный вуз, военное образование, образовательный процесс, курсант военных вузов, условие военного вуза, элемент, внешняя среда, профессиональная подготовка курсантов...

Современное образование: переход к новой парадигме

военный вуз, личностное знание, курсант, знание, процесс понимания, методологическая основа, будущий офицер, воинское мастерство, познавательный цикл, радикальное обновление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Обучение военнослужащих в высших военных учебных...

Таким образом, можно сказать, что учебное занятие является важнейшей частью образовательного процесса военно-учебного заведения, подготовки войск, в ходе которой осуществляется поучительные принципы и методы обучения.

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности.

Рефлексия офицера — это не просто знание или понимание субъектом своей военно-профессиональной деятельности, но и...

Сущность и особенность рефлексивно-прогностической...

военный вуз, рефлексивно-прогностическая готовность, военно-профессиональная деятельность, будущий офицер, профессиональная деятельность, умение, качество личности, военное образование, военная служба, готовность.

Технология формирования рефлексивно-прогностической...

Технология формирования рефлексивно-прогностической компетентности курсантов военных вузов.

Одной из основных задач современного военного вуза является формирование будущего офицера, умеющего избирательно подходить к информации, уметь ее...

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Влияние информационных технологий на эффективность самостоятельной подготовки курсантов военных институтов...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений курсантов военных вузов в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической...

рефлексивно-прогностическая компетенция, военный вуз, военное образование, образовательный процесс, курсант военных вузов, условие военного вуза, элемент, внешняя среда, профессиональная подготовка курсантов...

Современное образование: переход к новой парадигме

военный вуз, личностное знание, курсант, знание, процесс понимания, методологическая основа, будущий офицер, воинское мастерство, познавательный цикл, радикальное обновление.

Задать вопрос