Библиографическое описание:

Смирнов А. Э., Пискунов А. Р., Яцук К. В. Военно-профессиональная мотивация // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 366-372. — URL https://moluch.ru/archive/134/37494/ (дата обращения: 20.04.2018).



В наше время, основываясь на выводах, сделанных на основе изучения научной литературы и исследований, проведенных психологами, наблюдается значительное снижение качества обучения курсантов в военных институтах, что объясняется снижением военно-профессиональной мотивации обучаемых. В этой статье мы рассмотрим проблему снижения мотивации в направлениях совершенствования собственных физических возможностей и формирования военно-профессиональной мотивации.

Физическая подготовка и спорт всегда рассматривались как важное средство подготовки личного состава к овладению профессиональными навыками. В период обучения в вузе у некоторых курсантов слабо формируются устойчивые мотивы и интерес к систематическим занятиям физической подготовкой и спортом. На мой взгляд, данная проблема является одной из главных в области физической подготовки Вооруженных Сил в настоящее время. Именно поэтому наблюдается снижение физической подготовленности курсантов, особенно старших курсов. Существует не так много теоретических разработок и практических рекомендаций по формированию мотивации военнослужащих к систематическому физическому совершенствованию. До последнего десятилетия 20 века, главным критерием в мотивировании военнослужащих к занятиям физической подготовкой были общественно-значимые мотивы (подготовка к защите Родины; овладение воинской профессией), а также — моральное стимулирование. В настоящее время, опора на прежние ценности, при повышении мотивации на совершенствование физической подготовленности является не эффективной. Формирование у военнослужащих мотивации к регулярным занятиям физической подготовкой может осуществляться посредством использования психологических и педагогических приёмов, которые основаны на особенностях предъявляемых требований к военной специальности. Структура мотивации к занятиям физической подготовкой определяется особенностями военной специальности курсантов, а успешное овладение физическими упражнениями имеет закономерную динамику развития в процессе обучения. Изучение уровня мотивации курсантов, обучающихся в военных институтах, к занятиям физической подготовкой и спортом показало, что преобладающими в настоящее время являются личные мотивы (иметь красивое тело, внешность; укрепить здоровье; организовать свой досуг; благодаря успехам в спорте повысить свой социальный статус и т. п.). Развитие интереса к занятиям физической подготовкой и спортом не совпадает с общепринятыми представлениями. В процессе обучения курсантов в вузе прослеживается различные изменения значимости мотивов и признаков. На первом курсе ведущими являются мотивы со стороны офицеров, преподавателей кафедры физической подготовки, общественно-значимые и личные мотивы. На втором-третьем курсе указанные мотивы сохраняют высокое значение при определенной необходимости увеличения самовыражения, самоутверждения в коллективе, оказываемое влияние на личность со стороны сокурсников. На четвертом курсе преобладающими являются личные мотивы (укрепить здоровье, организовать свои досуг, благодаря успехам в спорте повысить свой социальный статус) и достижение успехов в спорте, но наблюдается снижение общественно-значимых мотивов. Большой вес имеют факторы, включающие в себя укрепление здоровья и последовательное развитие. Процесс формирования мотивации курсантов высших учебных заведений к занятиям физической подготовкой и спортом состоит из нескольких этапов.

Первый этап (начальной адаптации) характеризуется, неопределенностью интересов курсантов, нечётким осознанием истинных мотивов, побуждающих к занятиям. Стремление к физическому совершенствованию проявляется постепенно, в первую очередь в результате непосредственного влияния руководителей занятий.

На втором этапе (относительно полной адаптации) происходит осознание курсантами потребности к занятиям физической подготовкой и спортом. Мотивационно-ценностные отношения приобретают более устойчивый характер, мотивы становятся более осознанными.

На третьем этапе (становления) потребность к физическому совершенствованию, является осознанной и принятой личностью в качестве мотивов, которые реализуются в поведении, деятельности и чётком понимании значимости совершенствования физических качеств.

На заключительном, четвёртом этапе, происходит закрепление сформировавшихся мотивов в характере человека и превращение их в свойства личности, приспособление этих мотивов в результате систематически возникающей потребности — привычки.

Эффективным путём к формированию у курсантов мотивации к занятиям физическими упражнениями, является последовательное использование психологических и педагогических воздействий, включающих комплексное применение методов воспитания военнослужащих, (таких как убеждение, пример, поощрения, принуждение, стимулирование, соперничество) в сочетании с их двигательной активностью. На первом этапе, воздействие должно осуществляться с опорой на мотивы физической подготовки, на втором — с опорой на мотивы физической культуры и спорта, на третьем — на мотивы физической культуры и на четвёртом — вновь на мотивы физической подготовки и физической культуры. Эффективность применения психологических и педагогических воздействий, направленных на формирование мотивации к физическому совершенствованию, более объективно определяется с использованием двух групп критериев: группы объективных критериев, отражающих результаты деятельности связанные с их намерениями, и группы субъективных критериев, отражающих уровень их осознанности, а так же интересы и ценностные ориентации личности.

В результате педагогических воздействий у курсантов происходят значимые изменения во внутренней потребности к занятиям физической культурой, понимание возможности снять эмоциональное напряжение при помощи занятий физической подготовкой, удовлетворение в процессе двигательной активности. Формирование мотивов и потребностей у курсантов высших военно-учебных заведений в физической культуре, создает как объективные, так и субъективные предпосылки для внедрения в практику учебно-воспитательного процесса новых форм и методов стимулирования, обеспечивающих действенное, позитивное отношение военнослужащих к занятиям физической подготовкой и спортом.

Также в настоящее время весьма актуален вопрос формирования военно-профессиональной мотивации у курсантов, так как в военно-учебных заведениях приоритетное значение имеет профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать высокий уровень боеспособности войск. Для успешного обучения и овладения своей специальностью курсант должен иметь развитое исследовательское мышление, устойчивую систему знаний и умений, уметь целенаправленно придумывать новые нестандартные идей, владеть методикой научного поиска и организации опытно-поисковой работы, применять методы, приемы и средства исследовательской деятельности. Включение в учебную и научно исследовательскую деятельность предусматривает обучение курсантов способам самостоятельного решения исследовательских и профессиональных задач, навыкам работы в научных коллективах. Формирование исследовательских умений курсантов в системе образовательного процесса военного вуза, определяет необходимость активизации исследовательской деятельности в учебное и внеучебное время, использование современных образовательных технологий, что, безусловно будет способствовать повышению качества образования.

Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его деятельности, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для того чтобы офицеры могли успешно выполнять функциональные обязанности, необходимо в процессе обучения обеспечить высокий уровень их профессиональной подготовки. Об отношении курсанта к овладению профессией судят в основном по оценкам, которые фиксируют успеваемость по предметам обучения. Такой подход нельзя признать совсем правильным, поскольку, как показывает практика, отсутствие учета мотивации является одной из причин отчислений курсантов и ухода молодых офицеров из Вооруженных Сил. Таким образом, проблема формирования военно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов является актуальной, имеет теоретическую и практическую значимость.

Особую значимость приобретают научные разработки моделей формирования военно-профессиональной мотивации курсантов в процессе их воспитания и обучения в вузе. В основу моделирования складываются следующие противоречия: во-первых, несоответствие между существующей системой воспитания (в данном случае целевой моделью формирования военно-профессиональной мотивации у курсантов) и требованиями, которые предъявляют к профессиональным качествам выпускника высшего учебного заведения, современная военно-политическая обстановка, новые характеристики оружия и военной и специальной техники, поступающих на вооружение. Во-вторых, упущения в деятельности субъектов воинского воспитания, проявляющиеся в разнице между существующим и желаемым уровнем военно-профессиональной мотивации будущих офицеров.

Динамика развития процесса формирования высокого уровня военно-профессиональной мотивации у курсантов, предполагает преодоление указанных противоречий и необходимость задействования фактора мотивации как источника повышения эффективности обучения и воспитания военных кадров. При решении задач воинского воспитания необходимо задействовать фактор мотивации как важный источник повышение эффективности обучения и воспитания военных кадров. Мотивация является сложным процессом формирования внутренних структур человеческой психики, перетекающей во внутренние побудительные силы, воздействующие на человека и его поведение. Процесс мотивации можно реализовать через различные виды побуждений: ценностные установки, мотивы, потребности, интересы, ориентации, цели и взаимоотношения. При этом следует помнить, что суть каждого из побуждений для каждого военнослужащего своя, поэтому необходимо находить правильный подход к каждому подчиненному, путем индивидуального общения и наблюдения узнать его ценности, потребности, интересы, взаимоотношения с товарищами, заслужить доверие и любовь подчиненного. Так же необходимо отметить, что мотивация занимает далеко не последнее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения поведения и деятельности человека. От правильной мотивации командиром своего починенного, зависит качество и время выполнения поставленной задачи. Но, следует отметить, что изучение мотивации в поведении личности до сих пор не нашло своего завершения, потому что она является сложным психологическим процессом. Поэтому необходимо исходить из общего подхода к пониманию мотива как побуждения, которое приводит к совершению поступка, а мотивации — как процесса изменения функционального состояния множества элементов, находящихся в связи друг с другом, которые в совокупности образуют целостность формирования мотива.

Формирование мотивов обусловлено определёнными неудовлетворёнными потребностями, источника активности. На основе потребности формируются мотивы, которые определяют отношение военнослужащих к деятельности по предназначению. В целом, обобщая различные точки зрения, можно сделать вывод, что под военно-профессиональной деятельностью понимают силу, побуждающую человека к постановке цели и к действиям, поступкам для достижения этой цели. В каждом мотиве сложно сочетаются различные духовные и материальные потребности, с преобладанием какой-то определённой. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а так же от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. (рис. 1).

Рис. 1. Структура мотива

Стимулы, выполняют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или то, что он желал бы получить в результате определённых действий. Процесс использования различных стимулов для мотивации людей называется процессом стимулирования. Оно имеет разные формы. Самая распространенная форма стимулирования — это материальное стимулирование. Его роль значительно велика. Но важно учесть ситуацию, в которой материальное осуществляется, стараться избегать преувеличения его возможностей, потому что у человека сложная и неоднозначная система интересов, целей и потребностей. Мотивация в сфере деятельности человека определяется по следующим характеристикам: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Некоторым бывает безразлично качество их труда, другие могут стараться делать свою работу добросовестно, с полной отдачей, стремиться к повышению квалификации.

Настойчивость — очень важная характеристика деятельности, так как во многих случаях люди быстро теряют интерес к своему роду деятельности. Даже при очень хороших результатах деятельности в начале, потеря интереса и настойчивости приведет к снижению качества выполняемой работы.

Добросовестность выполнения работы — означает ответственное выполнение работы, с учетом предъявляемых требований. Даже человек, обладающий высокой квалификацией, знанием своего дела и способным много работать, может безответственно подходить к выполнению своих обязанностей. В свою очередь, руководитель должен строить систему мотивирования таким образом, чтобы у исполнителей вырабатывались такие черты в характере, которые будут мотивировать их добросовестно выполнять свою работу.

Военно-профессиональная мотивация — результат процесса осознания и принятия условий и факторов социальной среды личностью военнослужащего, их содержания и значимости, а также преобразования в активные побудительные силы, которые лежат в основе мышления и поведения. Смысл военно-профессиональной мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие стимулы, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установке личности военнослужащего (рис. 2).

Рис. 2. Структура мотивации военнослужащего

В зависимости от характера проявления военно-профессиональной мотивации в ней можно выделить три иерархических уровня.

  1. Первый уровень военно-профессиональной мотивации(высокий) — характеризуется ярко выраженной потребностью в военно-профессиональном совершенствовании, преобладанием инициативы и творческой деятельности, способствующих эффективному решению служебно-боевых задач, а так же твёрдой установкой на военную службу.
  2. Второй уровень военно-профессиональной мотивации (средний) — в отличии от первого уровня, суть второго уровня заключается в том, что военно-профессиональные ценности в деятельности военнослужащего не являются главными.
  3. Третий уровень военно-профессиональной мотивации (низкий) — третий уровень определяется отсутствием ценностных ориентаций и установок на военную службу, или же их низким проявлением.

Проявление уровней мотивационной готовности, определяют по следующим критериям:

– Причины выбора профессии офицера (первое — появляется мечта стать офицером, второе — желание приобрести интересную для себя специальность, материальные соображения, третье — получение бесплатного образования).

– Отношение к профессии офицера (первое — престиж профессии, дело всей жизни, второе — сомнение, затруднение в ответе, третье — профессия не престижна, как можно скорее её сменить).

– Отношение к службе в армии (первое — служить до выхода на пенсию, второе — служить до достижения определенных целей(получения жилья, окончание первого контракта и т. д.), третье — увольнение из армии при первой же возможности).

– Степень удовлетворенности условиями военной службой (первое — полное удовлетворение, второе — частичное неудовлетворение, третье — полное неудовлетворение).

Уровни военно-профессиональной мотивации можно так же разделить по некоторым критериям. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внешним критериям отнесём:

– дисциплинированность, поведение военнослужащего, особенности его деятельности, результаты этой деятельности;

– обладание профессиональными знаниями, знание своих должностных обязанностей, стремление к добросовестному выполнению своих должностных обязанностей;

– способность быстро реагировать и принимать решение при резкой смене обстановки;

– взаимоотношения с руководством, доверие с его стороны, продвижение по служебной лестнице;

– отношения с сослуживцами, доверие и авторитет как и их стороны, так и со стороны подчинённого личного состава;

Итогом этих критериев является достижение высоких результатов в сфере своей деятельности и признание достигнутых результатов со стороны окружающих.

К внутренним критериям отнесём:

– высокие нравственные и духовные убеждения;

– способность справедливо оценивать свои действия;

– оценка своей деятельности в процессе её выполнения и оценка результатов;

– оценка своего отношения к коллективу, её адекватность коллективной оценке личности.

Итогом эти критериев является преобладание высоких нравственных и духовных смысловых образований и удовлетворенность военнослужащим результатами своей деятельности и своим положением.

Сравнительный анализ военно-профессиональной мотивации у курсантов и офицеров показывает, что расположение элементов смысловой составляющей в порядке подчинения низших должностных лиц высшим, в зависимости от уровня мотивационной готовности имеет различный характер. Курсанты, имеющие высокий уровень военно-профессионального мотивирования, ставят себе цели первостепенной важности, смысловые образования широкого социального плана — готовить себя и своих подчинённых в вооруженной защите Отечества. И группового плана — умение руководить людьми и коллективами. Образования индивидуально-личностного плана (достижение материального достатка и успешное продвижение по службе) отнесены на второй план. Формирование того или иного уровня военно-профессиональной мотивации личности является следствием разрешения выявленных противоречий, которые выступают движущей силой, источником развития и укрепления внутренних сил военнослужащего побуждающих его к действию.

Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития военно-профессиональной мотивации личности от низших ступеней до высших, должны решаться совместными усилиями государства, органов военного управления и всех категорий офицеров-воспитателей. Однако при снятии одних противоречий возникают другие, которые необходимо разрешать на иной основе, применяя способы, методы и средства. К способам, методам и средствам мотивации можно отнести мотивирующие совещания, планёрки, обучение(курсы повышения квалификации, стажировки), право выбора(возможность принятия самостоятельного решения, участие в решении важных вопросов), предоставление возможности обратной связи(предоставление возможности высказать пожелания, комментарии по организации работы), информирование о достижениях и оценках отличившихся военнослужащих, поощрительные мероприятия(организация массового выхода в музей, театр, кино). Но не стоит забывать и о существующей отрицательной мотивации, которая основывается на отрицательных стимулах. Оно безусловно имеет право быть, ведь иногда встречаются военнослужащие, иждивенческий настрой которых начинает доминировать над положительными качествами. Заменить их в данный момент невозможно, а позитивная стимуляция не даёт ожидаемого эффекта. Используя негативное стимулирование важно следовать некоторым правилам: не наказывать немедленно, находясь под влиянием отрицательных эмоций, помнить, что несправедливое наказание — сильный демотивирующий фактор, не допускать резкого тона, не наносить личных оскорблений, делать акцент на возможность устранения недостатков. В этом заключается суть непрерывного и поступательного процесса развития и укрепления военно-профессиональной мотивации военнослужащего. На пути формирования военно-профессиональной мотивации, курсантов и офицеров можно стимулировать по промежуточным достижениям, не дожидаясь завершения всей работы, так как большие успехи труднодостижимы и сравнительно редки.

Следует так же отметить, что сформированная у курсантов устойчивая военно-профессиональная мотивация является основой для проявления ими постоянного стремления к совершенствования профессиональных качеств в процессе офицерской службы. Мотивация выступает важнейшим условием учебной активности курсантов, позволяет судить о субъективной значимости для учения курсанта, прогнозировать его результативность на различных курсах, организовывать и проводить работу по переформированию мотивации в желательном направлении, глубже понять личность курсанта.

Рассмотренные выше внешние и внутренние критерии мотивации, оказывают значительное влияние на качество самостоятельной работы курсантов в ходе их профессиональной подготовки, тем самым представляя собой основанную на потребностях побудительную причину эффективной деятельности в ходе самостоятельной работы. Если хорошо знать личность курсанта, его мотивы и целеустремленность, то возможно предугадать его дальнейшие действия в различных условиях и пользуясь этим, корректировать качество самостоятельной работы обучаемого. Личность курсанта можно узнать различными способами, наиболее распространенными из них являются личная беседа, наблюдение за его поведением, манерой общения с сослуживцами, отношение к выполнению возложенных на него обязанностей. Для укрепления и развития внутренней мотивации в ходе обучения, важно создавать педагогические условия. В ходе информационно-пропагандистских мероприятий важно формировать чувство гордости за принадлежность к армии России и ответственности за качество подготовки в дальнейшей профессиональной деятельности. В индивидуально-психологических мероприятиях, важно формировать чувство собственного достоинства и ответственности за подготовку к дальнейшей служебной деятельности в Вооруженных силах, учитывая при этом индивидуальные особенности обучаемых. В ходе правовых мероприятий важно акцентировать внимание на правах и обязанностях курсантов и формировании у них устойчивых правовых представлений, убеждений чувств, привитии им высокой правовой культуры. В ходе морально-этических мероприятий важно воспитывать всесторонне развитую личность, развивая нравственные качества и укреплять взаимоуважение между курсантами, учитывая обычаи и традиции вуза, уровень религиозности обучаемых и т. д. при проведении культурно-досуговых мероприятий, формируется всесторонне развитая личность и чувство гордости за высокую культуру своей страны.

Внешняя мотивация курсантов в ходе педагогического процесса обеспечивает самостоятельное, активное достижение высокого воинского мастерства, заостряя внимание на самостоятельную работу в ходе самостоятельной подготовки. Она в основном определяет позицию и отношение обучаемых, к участию в педагогическом процессе. Для учета и применения внешней мотивации выделяют направление мотивов, которые зависят от субъектов подготовки и мотивы успешного решения задач обучения. Для удобства рассмотрения мотивов, их определяют по категории субъектов, которые участвуют в педагогическом процессе вуза. К ним относится руководство вуза, руководство факультета, профессорско-преподавательский состав, личный состав факультета. Всестороннюю работу по мотивации курсантов следует внедрять с руководства вуза, так как оно определяет основные положения по организации контроля и координации их мотивации. От деятельности руководства во многом зависит эффективность подготовки курсантов. Так же, в процессе организации мотивации необходимо организовывать взаимодействие с кафедрами и факультетами вуза. От командования факультета во многом зависит уровень мотивации личного состава факультета. При организации мотивации обучаемых, рекомендуется организовывать рейтинговую систему подготовки. Качественная самостоятельная подготовка способствует формированию большой теоретической базы, которая является фундаментом для овладения практическими навыками.

Подводя итог рассуждений о мотивации курсантов можно сказать, что основной задачей управленческой деятельности является побуждение подчиненных к приложению усилий и участию в достижении целей. Организуя совместную деятельность, руководящий состав должен осуществлять процесс мотивации. Позитивно мотивированные подчиненные стараются найти лучший способ выполнения порученной им работы.

На основании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемых мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации.

Литература:

  1. Госанов Р. 67 секретов разработки мотивационной системы. Феникс. 2013.
  2. Под ред. Пугачева В. П. Мотивация трудовой деятельности. Инфра-М. 2014.
  3. Меррман Э. Мотивация персонала. Издательство ХГЦ 2015
  4. Гаудж П. Исследование мотивации персонала. Баланс Бизнес Букс 2008.
  5. Дисциплинарный устав ВС РФ 2013.
  6. Усов А. К. Управление подразделениями в мирное время: Учебно-методическое пособие для курсантов/ А. К. Усов; под ред. Н. М. Селивончик- Минск: БНТУ, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): военно-профессиональной мотивации, занятиям физической подготовкой, мотивации курсантов, формирования военно-профессиональной мотивации, военно-профессиональной мотивации курсантов, уровня военно-профессиональной мотивации, уровень военно-профессиональной мотивации, уровня мотивации курсантов, мотивации военнослужащего, формирования мотивации курсантов, военно-профессиональной мотивации личности, Структура мотивации, мотивации курсантов военных, курсантов мотивации, мотивы физической, обучения курсантов, курсантов высших, процесс мотивации, организации мотивации, физической подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос