Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки
Автор: Костецкая Галина Анатольевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 2751 раз
Библиографическое описание:
Костецкая, Г. А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки / Г. А. Костецкая. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1460/ (дата обращения: 27.04.2024).
Показана актуальность совершенствования методической подготовки будущих учителей ОБЖ в современных социокультурных условиях. Рассмотрены новые аспекты содержания и методики такой подготовки на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ имени А. И. Герцена.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка будущих учителей ОБЖ, курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ», образовательные технологии в методической подготовке студентов.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования предъявляют высокие требования к результатам подготовки выпускников школ в области безопасности жизнедеятельности, причем результатам не только предметным, но и личностным. Это выводит на новый качественный уровень актуальность вопроса о совершенствовании методической подготовки студентов педагогического вуза, будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Методическая подготовка — важнейшая составляющая профессиональной подготовки педагога. Именно методическая подготовка, ее качество, является тем ресурсом, который позволяет учителю адаптироваться к изменяющейся педагогической реальности и успешно проектировать свою профессиональную деятельность в новых условиях. С учетом динамики современной социокультурной ситуации и «вызовов времени», на которые сегодня должен реагировать учитель, очевидно, что такая подготовка студентов требует обновления как на структурно-содержательном, так и на технологическом уровнях [6]. Рассмотрим некоторые новые аспекты методической подготовки будущих учителей ОБЖ на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Как известно, методическая подготовка студентов в педагогическом вузе включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение цикла методических дисциплин, практическая — прохождение производственных практик в общеобразовательных учреждениях [3, 5].
Ключевой составляющей методической подготовки студентов является курс «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», изучение которого осуществляется в течение трех семестров (на II и III курсах). Дисциплина направлена, в первую очередь, на формирование у студентов базовых знаний в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности [1]. Помимо обязательной методической дисциплины, студентам предлагаются курсы по выбору, среди которых: «Содержание и организация профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности», «Методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности», «Методика и содержание дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности», «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ». Каждая из этих дисциплин призвана содействовать совершенствованию методической подготовки студентов, становлению их профессиональной компетентности, однако, полагаем, особое место в этом ряду принадлежит курсу «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ».
Изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» проходит на завершающем этапе обучения в бакалавриате (IV курс, VII семестр). Цель курса – совершенствование системы знаний студентов по содержанию и организации методической работы преподавателя-организатора ОБЖ в современных условиях деятельности общеобразовательных учреждений, содействие формированию у них способности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с должностными обязанностями преподавателя-организатора ОБЖ.
Курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» разработан с учетом того, что студентами VII семестра обучения уже изучены общепедагогические дисциплины и основная методическая дисциплина – «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», а также отдельные курсы по выбору методической направленности, пройдены все производственные практики. Это означает, что студенты владеют базовыми психолого-педагогическими знаниями и знаниями в области методики обучения безопасности жизнедеятельности, понимают специфику содержания и организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях, умеют проектировать учебно-воспитательный процесс по ОБЖ и осуществлять педагогическое взаимодействие.
Предполагается, что по окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими определенными ФГОС общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями [7]:
— готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
— готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования (ОПК-4);
— способностью использовать современные методы диагностики (ПК-2);
— способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4).
Для достижения планируемых результатов обучения необходимо, чтобы студенты были готовы решать такие профессиональные задачи, как изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся; осуществление обучения и воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
Таким образом, изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» призвано содействовать формированию у будущих педагогов целостного системного видения образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в современной школе. Содержание учебного курса представлено в Таблице.
Таблица
Содержание учебной дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ»
Раздел программы |
Темы |
Организационно-правовые основы профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ |
Нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ. Работа с нормативной и методической литературой. Периодические методические издания по ОБЖ. Повышение квалификации преподавателя-организатора ОБЖ и учителя ОБЖ. Аттестация преподавателя-организатора и учителя ОБЖ. Методические объединения преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по совершенствованию учебно-материальной базы по ОБЖ. |
Современные подходы к проектированию учебного процесса по ОБЖ |
Методические основы проектирования учебного процесса по ОБЖ. Педагогические технологии в обучении ОБЖ. Методические основы выбора педагогических технологий. Технологии коллективного способа обучения (КСО) в обучении ОБЖ. Технологии игрового обучения ОБЖ. Проектирование как технология обучения ОБЖ. Технологии проблемного обучения ОБЖ. Кейс-метод в обучении ОБЖ. Технологии модульного обучения ОБЖ. Учебно-методические комплексы (УМК) по ОБЖ. Выбор УМК по ОБЖ. |
Актуальные вопросы методики внеурочной, внеклассной и массовой работы по ОБЖ |
Организация и проведение олимпиады по ОБЖ. Внеурочная работа по ОБЖ. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по подготовке и проведению в школе внеклассных мероприятий по ОБЖ. Методические основы подготовки и проведения массовых мероприятий по ОБЖ. Подготовка и проведение Дня защиты детей. Организация работы по гражданской обороне: деятельность преподавателя-организатора ОБЖ. Особенности подготовки и проведения объектовых тренировок по гражданской обороне. Методические основы деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по профилактике аддиктивного поведения школьников. Методические основы деятельности преподавателя-организатора и учителя ОБЖ по формированию у школьников здорового образа жизни. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по профессиональной ориентации учащихся. |
Осуществление внешнего взаимодействия в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ |
Направления внешнего взаимодействия в профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Осуществление взаимодействия с родителями учащихся в процессе профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Взаимодействие преподавателя-организатора ОБЖ с учреждениями дополнительного образования различных видов. Сотрудничество преподавателя-организатора ОБЖ с учреждениями дополнительного образования в целях гражданского и военно-патриотического воспитания учащихся. |
Следует отметить, что методика изучения курса предполагает использование, как различных форм проведения занятий, так и современных образовательных технологий, в т. ч. интерактивных. При этом значительное место отводится самостоятельной работе студентов. Важно, что результаты самостоятельной учебной деятельности студентов анализируются и обобщаются в интерактивном режиме. Примеры таких интерактивных технологий: публичные защиты творческих работ, дискуссии на актуальные темы («Современные технологии в обучении ОБЖ: за и против», «ФГОС и педагогическая реальность: возможные противоречия», «УМК по ОБЖ: плюсы и минусы»), «мозговые штурмы»(«Как мотивировать школьника к выбору профиля дальнейшего обучения?») [4]. Особое внимание в работе со студентами уделяется групповой проектной деятельности (проектирование работы преподавателя-организатора ОБЖ по профессиональной ориентации школьников, по осуществлению внешнего взаимодействия и др.), что согласуется с требованиями ФГОС общего образования в части обязательного использования в учебно-воспитательном процессе проектных технологий [2].
Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины предусматривает выполнение как инвариантных, так и вариативных заданий. В качестве вариативных заданий студентам предлагается ознакомиться с опытом работы общеобразовательных учреждений по безопасности жизнедеятельности, представить изученный педагогический опыт, включая фотоотчет (видеоотчет) или подготовить научную статью (выступить на научно-практической конференции).
Двухлетний опыт изучения курса «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» позволяет сделать вывод о целесообразности его введения, поскольку образовательные результаты, в целом, позитивны: студенты активнее позиционируют себя как будущие педагоги. Это проявляется, в частности, в повышении интереса студентов к участию в научно-практических конференциях и семинарах, в подготовке ими публикаций, в стремлении значительной части студентов заниматься педагогической деятельностью. Успешно успевающие студенты выпускного курса осознают роль и место образования в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе, владеют содержанием такого образования, способны выбирать адекватные технологии и методы обучения, понимают необходимость целостного осмысления образовательного процесса, способны к педагогическому проектированию.
Литература:
- Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] /В. Ю. Абрамова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 3–2. — С.162–165.
- Алексеев, С. В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: методическое пособие [Текст] /С. В. Алексеев, С. П. Данченко, Г. А. Костецкая. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 120 с.
- Беспамятных, Т. А. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности»: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «050100- Естественнонаучное образование» [Текст] /Т. А. Беспамятных, Э. М. Киселева, Г. А. Костецкая, Р. И. Попова, О. В. Силакова. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2011. — 42 с.
- Королькова, С. В. Опыт применения активных педагогических технологий в преподавании ряда предметов естественнонаучного цикла [Текст] /С. В. Королькова //Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (28 ноября 2013 года, г.Южно-Сахалинск): сборник научных статей /сост. С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. — С.44–45.
- Попова, Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников [Текст] /Р. И. Попова //Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С.295–297.
- Соломин В. П. Педагогические кадры: новый образ, новое образование [Текст] /В. П. Соломин, С. А. Гончаров //Universum:Вестник Герценовского университета. — 2013. — № 2. — С.3–11.
- URL: www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — ФГОС. — ФГОС ВО. — Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Ключевые слова
профессиональная подготовка педагога безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка будущих учителей ОБЖ, курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ», образовательные технологии в методической подготовке студентовПохожие статьи
Организация профессиональной подготовки преподавателей...
Совершенствование профессионализма преподавателя-организатора ОБЖ, преподавателя дисциплины БЖД это, прежде всего, процесс целенаправленного профессионального развития и саморазвития специалиста...
Использование информационных технологий при обучении...
В статье раскрывается значение и применение учителем информационных технологий на уроках ОБЖ.
Интернет способен повысить интерес учащихся к процессу обучения, а также облегчить преподавателю и ученику подготовку к уроку.
Современные проблемы обучения основам безопасности...
В статье предложена система обучения ОБЖ, основанная на деятельностном подходе. Данный подход реализуется в процессе выполнения практических работ и решения трехуровневых ситуационных задач.
Изучение проблем подготовки магистров педагогического...
Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической... Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка будущих учителей ОБЖ, курс «Основы методической работы...
Интеграция общего и дополнительного образования как...
Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической...
Организация профессиональной подготовки преподавателей курса... Основная роль в этом принадлежит преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ), на.
Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ | Молодой ученый
учебный материал, учебная мотивация, мотив, учебная деятельность, ученик, учебно-воспитательный процесс, активность ученика, урок ОБЖ, ходя учения, дополнительная литература. Похожие статьи.
Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности...
2. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности — Ребко Э. М. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Обучение организации культурно-просветительской работы...
Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.
Похожие статьи
Организация профессиональной подготовки преподавателей...
Совершенствование профессионализма преподавателя-организатора ОБЖ, преподавателя дисциплины БЖД это, прежде всего, процесс целенаправленного профессионального развития и саморазвития специалиста...
Использование информационных технологий при обучении...
В статье раскрывается значение и применение учителем информационных технологий на уроках ОБЖ.
Интернет способен повысить интерес учащихся к процессу обучения, а также облегчить преподавателю и ученику подготовку к уроку.
Современные проблемы обучения основам безопасности...
В статье предложена система обучения ОБЖ, основанная на деятельностном подходе. Данный подход реализуется в процессе выполнения практических работ и решения трехуровневых ситуационных задач.
Изучение проблем подготовки магистров педагогического...
Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической... Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка будущих учителей ОБЖ, курс «Основы методической работы...
Интеграция общего и дополнительного образования как...
Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической...
Организация профессиональной подготовки преподавателей курса... Основная роль в этом принадлежит преподавателю-организатору основ безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ), на.
Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ | Молодой ученый
учебный материал, учебная мотивация, мотив, учебная деятельность, ученик, учебно-воспитательный процесс, активность ученика, урок ОБЖ, ходя учения, дополнительная литература. Похожие статьи.
Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности...
2. Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности — Ребко Э. М. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.
Обучение организации культурно-просветительской работы...
Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.