Автор: Полатов Ишанкул Иралиевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (86) март-2 2015 г.

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 744 раза

Библиографическое описание:

Полатов И. И. Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 42-44.

В современных условиях возрастает значение формирования мотивации школьников на обучение. Это обусловлено обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, повышением эффективности учебно-воспитательного процесса. Результатом образования должна являться готовность выпускника к самостоятельному, ответственному действию в информационном обществе.

Анализ методической литературы выявил систематизирующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции. Учебный процесс нацелен на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащегося к самостоятельному овладению умениями учиться. В настоящее время возрастает необходимость формирования мотивации к обучению основам безопасности жизнедеятельности у учащихся, поиска эффективных форм и методов, повышающих интерес к получению знаний по этому предмету[1]. Положительная мотивация школьников к восприятию знаний по ОБЖ способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса по предмету.   

В основе педагогической деятельности по развитию учебной мотивации лежат принципы личностно-ориентированного подхода, целью которых является создание благоприятных условий для развития и саморазвития ученика. Это  актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков; индивидуализация и дифференциация обучения; системность обучения, предполагающая соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения; организация совместной деятельности учителя и учеников [2].

Изучение мотивации является центральной проблемой дидактики и педагогической психологии. Теоретические и методологические положения по проблеме мотивации сформулированы в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина и др.  Различают следующие теории мотивации: когнитивная, гуманистическая, персоналистическая, поведенческая, психофизиологическая и др. Когнитивная теория акцентирует внимание на мышлении и других познавательных процессах в детерминации человеческого поведения. Гуманистическая педагогика ориентируется на стремление человека к личностному самосовершенствованию, самоактуализации.  Персоналистическая теория в центр располагает разнообразные социальные и культурные потребности человека[3].

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах. Понятие «мотивация» имеет различные трактовки. Так, например, мотивация –  общее название процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной деятельности. Мотивация – это, с одной стороны, область исследования причин и факторов, влияющих на поведение человека, а с другой – совокупность конкретных факторов в данный момент времени побуждающих, направляющих и поддерживающих активность ученика. Разные исследователи определяют мотивацию  как мотив, тем самым отождествляя эти понятия; как единую систему мотивов; как особую сферу, включающую потребности, мотивы, интересы. Различные трактовки имеет и понятие  «мотив»  у разных авторов: побуждение к деятельности; предметно-направленная активность; побуждающий и определяющий выбор деятельности; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора и поступков личности. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – сложные образования, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и принятие решений.

 Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность ученика направлена на работу с изучаемым объектом, то можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет о различных социальных мотивах. Одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, в других – отношения с другими людьми в ходе учения. Поэтому различают две группы мотивов: познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. Эти группы мотивов имеют содержательные и динамические характеристики. Содержательные характеристики мотивов являются следующие: наличие личностного смысла учения для ученика; наличие действенного мотива; место мотива в общей структуре мотивации; самостоятельность возникновения и проявления мотива; уровень осознания мотива.

Мотивы учебной деятельности условно делят на две группы внутренние и внешние. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, они обусловлены познавательной потребностью субъекта. В процессе учебной деятельности доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося. Освоение учебного материала является мотивом и целью учения. Внешние мотивы, характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Мотив является внешним, если основной причиной поведения является получение чего-либо за пределами самого этого поведения. Внутренний мотив возникает в самой деятельности, является продуктом взаимодействия человека с его окружением.

Существуют различие в особенностях форм мотивов, которые образуют динамические характеристики мотивов. Важнейшей особенностью мотивов является устойчивость мотивов. Другой особенностью формы проявления мотивов является эмоциональная окраска, при этом говорят о положительной и отрицательной мотивации учения. Имеются и другие формы мотивов, которые проявляются в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения.

Целью мотивации учения является такая организация учебной деятельности, которая способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Отношение школьников к учению обычно характеризуют его активностью, в которой можно выделить следующие компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения задания; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень.  С активностью связана еще одна важная сторона мотивации школьников – самостоятельность. Более активные школьники, как правило, и более самостоятельны.

            Для формирования положительной мотивации учения на уроках ОБЖ необходимо методически грамотно использовать приемы и средства мотивации. К педагогическим средствам, которые могут оказывать влияние на познавательные мотивы учащихся, можно отнести различные приемы и методы по освоению учебного материала, формы обучения, использование наглядных и технических средств, личность учителя, мнение класса об ученике. Познавательные мотивы условно можно разделить на две группы: мотивация содержанием, к которой можно отнести все приемы, связанные с отбором, изложением, представлением учебного материала; мотивация процессом, под которой подразумевается совокупность различных средств, методов, приемов, связанных с организацией учебной деятельности школьников. Учитывая данные методические требования, при отборе содержания к уроку по ОБЖ необходимо выбирать такой учебный материал, который, несомненно, будет вызывать интерес у школьника. Содержание курса ОБЖ позволяет широко использовать дополнительную литературу, например, в таких темах: «ЧС природного характера», «ЧС техногенного характера», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах и другие.  Л.С. Выготский писал: «прежде чем призвать к какой-либо деятельности, заинтересуй его»[4].

            Интерес вызывает учебный материал, который для ученика является новым, неизвестным, занимательным. В тоже время, познавательный интерес к учебному материалу школьников при изучении ОБЖ не может поддерживаться все время только яркими фактами. Формированию интереса к познанию содействует показ новейших достижений науки, связь с жизненными проблемами и ситуациями, личностная значимость изучаемого материала.

 Повышению мотивации учения способствует создание на уроке ОБЖ  следующих ситуаций: участие в дискуссиях и обсуждениях; рецензирование ответов товарищей; самостоятельный выбор заданий; поиск возможных решений познавательных задач; решение ситуативных заданий [5]. Учителю на уроке важно различать уровни познавательной  мотивации учеников (отрицательное воздействие к учению; нейтральное; положительное; активное, творческое), и воздействовать на формирование познавательных мотиваций с целью повышения их. Признаки положительной познавательной мотивации учеников  имеют следующие проявления: положительная реакция на выполнение заданий; успешное выполнение учебных заданий; интерес к результатам работы; оценке учителя; чтение дополнительной литературы по предмету; посещение кружков, факультативов по предмету.  

Работа учителя ОБЖ по формированию учебной мотивации начинается с диагностики уровня познавательной мотивации каждого ученика с целью выявления отношения к изучению предмета. Затем учитель планирует перспективы развития учебной мотивации каждого ученика с учетом определения зоны развития учебной мотивации (что знает ученик, какими учебными умениями владеет). Далее учитель создает психолого-педагогические и организационно-педагогические условия для развития учебной мотивации учеников на уроке ОБЖ: пересматривает содержание учебного материала; использует разнообразные виды уроков; привлекает ученика к коллективным и индивидуальным формам работы, к сотрудничеству с учителем, к оценочной деятельности.

Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса в курсе ОБЖ проблема мотивации, формирования познавательных мотивов учащихся является одним из центральных вопросов. Учителю при организации уроков ОБЖ необходимо учитывать те способы, методы и средства, с помощью которых можно оказывать влияние на формирование у школьников стойких познавательных мотивов учения.

 

Литература:

1.      Попова Р.И. Развитие содержания понятия «Методическая система подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности./Теория и практика общественного развития. 2013.№ 11.С.170-173.

2.      Киселева Э.М., Попова Р.И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности./ Известия Южного федерального университета. Педагогические науки.2012. № 5. С.151-158.

3.      Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. -  М.: «Просвещение», 1988. – 316

4.      Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: «Просвещение», 1996. – 340с.

5.      Абрамова В.Ю. Бахвалова С.Б., Елизарова И.С. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету./Мир науки, культуры, образования. 2913.№ 3 (40).С.3-6.

Основные термины (генерируются автоматически): учебной мотивации, мотивации учения, учебной деятельности, развития учебной мотивации, познавательных мотивов, мотивации школьников, мотивации учеников, формирования мотивации, активность ученика, познавательной мотивации, формирования мотивации школьников, учебного материала, характер учебной мотивации, развитию учебной мотивации, положительной мотивации учения, отрицательной мотивации учения, повышения учебной мотивации, учебной мотивации учеников, Целью мотивации учения, познавательной мотивации учеников.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос