Библиографическое описание:

Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 850-851.

Рассмотрены особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Проанализированы основные направления преподавания безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, преподавание безопасности жизнедеятельности, подготовка бакалавра образования, высшее профессиональное образование.

Несмотря на положительные изменения последнего десятилетия, ситуация в области безопасности жизни и деятельности человека остается нестабильной. Ежедневно в мире происходят сотни чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Результатом данных ЧС становятся человеческие жертвы, нарушения экологического равновесия, ущерб природой среде и инфраструктуре, существенные материальные потери [2].

Идея преподавания основ безопасности жизнедеятельности в 1991 году послужила началом развития новой, самостоятельной образовательной области научных знаний Безопасность жизнедеятельности. Сегодня «безопасность» — является не только ключевой составляющей жизнедеятельности каждого человека, но и важным направлением подготовки будущего педагога, обладающего качествами личности безопасного типа поведения.

Современная система вузовского образования претерпевает серьезные концептуальные преобразования, что приводит, в частности, к существенному изменению характера преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Сокращается количество аудиторных занятий, увеличивается удельный вес самостоятельной работы, которой в трудоемкости учебной дисциплины отводится существенное место. По мнению, Е. П. Суворовой, «изменяется и характер взаимодействия студента и преподавателя. Роль преподавателя состоит не столько в трансляции знаний, как это было прежде, сколько в организации и руководстве самостоятельной работы обучаемого, в контроле качества ее выполнения, коррекции ее процесса и результата».

Новый стандарт образования — дает достаточно большую свободу, но для администрации вузов, факультетов и каждого конкретного преподавателя данная свобода, в первую очередь — ответственность. Если раньше, дидактические единицы четко определяли тематическое содержание курса «Безопасность жизнедеятельности», то сегодня содержание определяется компетентностями и конкретным результатом. Поэтому важно спроектировать содержание курса таким образом, чтоб студент смог охватить максимальный спектр знаний о современных опасностях и угрозах, а вместе с этим и постичь способы противодействия им.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению Педагогическое образование определяет требования к уровню подготовки выпускников педагогического вуза и задачи, которые должен уметь решать будущий учитель. Также в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы изложены компетенции, формирование которых позволит выпускникам педагогических вузов решать следующие задачи в области обеспечения безопасности жизнедеятельности:

-          готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

-          способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога, сотрудничества (ОК-3);

-          способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

-          готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

-          готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обручающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [4].

Факультет безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена активно совершенствует практику преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина включена в список обязательных для изучения на всех факультетах университета, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению Педагогическое образование и входит в базовый компонент. Главные направления совершенствования преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» соответствуют Программе стратегического развития Герценовского университета на 2011–2015 гг.:

1.                  Разработка дополнительных образовательных программ по БЖД, благодаря которым, студент имеет возможность более глубоко изучить то или иное природное, техногенное, социальное опасное явление, а вместе с этим познакомиться с традиционными, новыми и передовыми способами защиты человека от существующих опасностей и угроз.

2.                  Развитие дистанционной поддержки образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, широкое использование активных и интерактивных форм, удаленных заданий, в том числе для самостоятельной работы. В настоящее время, при поддержке Ресурсно-информационного отдела РГПУ им. А. И. Герцена, на факультете разработано три дистанционных курса. Настоящие курсы размещены на базе платформы Moodle (Moodle.herzen.spb.ru), «студенты-герценовцы» при желании могут свободно освоить каждый из них на абсолютно бесплатной основе.

3.                  Дополнительная учебно-методическая и научно-исследовательская подготовка преподавателей. Общеизвестно, что «безопасность» является одной из важнейших категорий современной жизнедеятельности [3]. Следовательно, преподаватель педагогического вуза должен выполнить двойную задачу: формировать у студента «личность безопасного типа поведения» и одновременно, научить его (студента) формировать «личность безопасного типа поведения» у своих будущих учащихся. При этом, совершенно не важно учителем какого предмета в будущем будет студент, т. к. «безопасный тип поведения» — это формат жизни, который должен стать нормой.

4.                  Привлечение специалистов в области безопасности жизнедеятельности. Сегодня нельзя говорить о безопасности категориями прошлого века — чрезвычайные ситуации требуют от человека действий — слаженных, конкретных и правильных. Привлечение к образовательному процессу практических работников образования и сфер безопасности жизнедеятельности (МЧС, МВД, НАК и др.) неуклонно приводит к повышению интереса и, как следствие, качества получаемых знаний и сопутствующих им умений.

5.                  Разработка и создание учебной литературы нового поколения — литературы соответствующей современной законодательной базе РФ и международных сообществ, направленной как на теоретическое, так и практическое освоение курса, в том числе электронных учебников.

6.                  Разработка новых подходов к самостоятельной работе студентов (в том числе в дистанционном формате). Сегодня можно констатировать, что трудности студентов связаны со слабой подготовкой к выполнению самостоятельных работ, низкой мотивацией, недостатком навыка работы с литературой, отсутствием интереса к выполняемой работе, нечеткими критериями оценки качества самостоятельной работы. Часто виды самостоятельной работы становятся однообразными и не обеспечивают в полной мере овладение умением решать профессиональные задачи, особенно «научить» действиям при ЧС различного характера.

7.                  Непрерывное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в области безопасности жизнедеятельности. Количество угроз и опасностей в современном мире неуклонно растет и, чем стремительнее будет развиваться наука и общество, тем больше потенциальных опасностей и угроз будет возникать.

В заключении, необходимо отметить, что качество высшего профессионального образования напрямую зависит от качества профессорско-преподавательского состава. Сегодня, важно искать новые способы непрерывного повышения квалификации преподавателя на разных уровнях, развивать систему дистанционной поддержки читаемых курсов.

Литература:

1.                  Подготовка бакалавров образования в области антитеррористической деятельности — Станкевич П. В., Ребко Э. М. / Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Северо-западного федерального округа. Российской Федерации: труды научно-практического семинара. — СПб.: Изд-во Политехнического университета. 2012. — 76 с.

2.                  Система подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасности — Ребко Э. М. / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2013. № 162. C. 156–162.

3.                  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ № 537 от 02.05.2009г.

4.                  Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. № 46.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, в области безопасности жизнедеятельности, самостоятельной работы, высшего профессионального образования, «Безопасность жизнедеятельности», безопасности жизнедеятельности РГПУ, основ безопасности жизнедеятельности, дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», курса «Безопасность жизнедеятельности», преподавания дисциплины «Безопасность, направлению Педагогическое образование, знаний Безопасность жизнедеятельности, обеспечения безопасности жизнедеятельности, стандарт высшего профессионального, и сфер безопасности жизнедеятельности, образовательный стандарт высшего, категорий современной жизнедеятельности, безопасного типа, государственный образовательный стандарт, Федеральный государственный образовательный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle