Библиографическое описание:

Корнилова Е. С. Применение ресурсов дистанционной поддержки Moodle в обучении студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 113-116.

Статья посвящена вопросу обучения дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» с помощью системы дистанционной поддержки на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.

Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, обучение безопасности, дистанционное образование, дистанционная поддержка, платформа Moodle.

В течение последних десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. В мире происходит  развитие спектра образовательных дистанционных услуг, характеризующихся увеличением количества обучающихся, образовательных учреждений, размерами и сложностью инфраструктуры, масштабами финансирования. Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО "Образование для всех", "Образование через всю жизнь", "Образование без границ" [3].

В современных условиях растет необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного образования, с помощью которой обеспечивается  возможность непрерывно в течение жизни совершенствовать свои знания. Такая система позволяет человеку быть профессионально мобильным и творчески активным. Эту возможность обеспечивает дистанционная поддержка, которая является одним из наиболее активно развивающихся направлений современного образования [3].

Опыт использования дистанционной образования и дистанционной поддержки обучения в Санкт-Петербурге представлен на уровне отдельных образовательных учреждений, в основном систем среднего полного и высшего профессионального образования. Центр дистанционной поддержки образования РГПУ им. А. И. Герцена представляет возможность разработки курсов дистанционного обучения на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru и призван обеспечить поддержку образовательного процесса средствами дистанционных технологий.

Обобщенной целью нашего исследования стала техническая разработка и внедрение в образовательную практику факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена курса дистанционной поддержки дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на базе платформы Moodle.herzen.spb.ru.

Для достижения и реализации цели исследования нами были поставлены и последовательно решаются следующие основные задачи:

1.изучить научную, методическую, учебную и нормативно-правовую литературу по теме исследования;

2. разработать курс дистанционной поддержки дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов первого курса по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» на базе платформы Moodle.Herzen.spb.ru;

3. внедрить разработанный курс дистанционной поддержки в образовательную практику факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена;

4. провести экспериментальное исследование, проанализировать результаты, предложить направления дальнейшего развития работы.

Начало практической части исследования лежит в плоскости определения ключевых критериев, необходимых для построения курса в системе дистанционной поддержки, которыми стали:

Лабиринт - определение цели и задач курса дистанционной поддержки;

- определение структуры курса и структуры заданий в системе дистанционной поддержки Moodle.herzen.spb.ru;

- определение предметного содержания курса на основе анализа компетенций Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование»;

- определение требований к содержанию и формам подачи материала;

Анализ учебной, методической и научной литературы по теме исследования позволил определить, что основной целью подготовки будущего бакалавра в области безопасности жизнедеятельности является готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета [1, 3].

На основе анализа Федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» и анализа программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной на заседании кафедры социальной безопасности РГПУ им. А.И. Герцена (протокол № 16 от 28.06.2015) нами был определен круг компетенций, формирование которых возможно при изучении дисциплины БЖ с условием применения дистанционной поддержки:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7) [4].

Определение круга компетенций позволило выделить круг предметных знаний, которыми должны обладать студенты в результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» при использовании системы дистанционной поддержки (Таблица 1).

Таблица 1

Предметные и сопутствующие знания, формируемые у студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с применением дистанционной поддержки

Предметные знания

Сопутствующие знания/умения

общие понятия и основная терминология дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;

классификации и характерные черты  чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, причины их возникновения и возможные последствия для населения;

систему организации гражданской обороны, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

алгоритмы действия населения при угрозе возникновения (или при непосредственном возникновении) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

основные правила оказания доврачебной помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

информационная грамотность;

исследовательские умения по анализу конкретных ситуаций;

составление алгоритмов поведения человека при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

повышение уровня сформированности информационных компетенций – умение применять дистанционные формы обучения, работать с системами дистанционного образования;

умение выявлять, формулировать и решать возникающие проблемы в сфере безопасности жизни и деятельности;

умение выбирать из существующих наиболее эффективные способы решения задач;

развитие способности и потребности к самоорганизации, личностному самоопределению, росту, самообразованию;

знакомство с информационными системами, направленными на самообразование;

расширение представлений об официальных информационных источниках безопасности жизнедеятельности, органах безопасности.

Лабиринт Курс дистанционной поддержки «Безопасность жизнедеятельности» был разработан для студентов 1 курса факультета безопасности жизнедеятельности очного отделения. Структура курса дистанционной поддержки для дисциплины была заимствована нами из программы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной на кафедре. Это решение было принято осознанно и обосновано тем, что курс дистанционной поддержки призван расширять представления о предметных знаниях очного курса, а, следовательно, соответствовать ее структуре и тематическому содержанию.

Данный курс ориентирован, прежде всего, на дистанционную поддержку очного образовательного процесса с возможностью неоднократного возвращения к пройденным лекциям и материалам, а также с возможностью получить дополнительные знаний и выполнить практические задания по дисциплине.

Структура курса включает в себя восемь основных тем раздела 1 «Теоретические и практические основы безопасности жизнедеятельности» (Рис. 1).

Рис.1. Тематическое содержание курса «Безопасность жизнедеятельности»

Каждая тема состоит из трех обязательных разделов:

  1.                Лекционный (теоретический) материал представлен в виде отсканированных страниц учебника «Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений (под ред. Соломина В.П.)» по соответствующей теме (Рис.2).
  2.                Материалы практических занятий (для тех, кто по объективной причине пропустил занятие (Рис.3).  Большинство заданий, предлагаемых студентам, связано с формированием исследовательских и аналитических умений в области безопасности жизни человека.
  3.                Задания для самостоятельной работы (Рис.4). Студентам часто предстоит выполнить ряд творческих работ, направленных на «понимание условий чрезвычайных ситуаций» и принятие решений действий при них. Выполнив задания для самостоятельной работы, студент может прикрепить их в систему без дополнительной передачи преподавателю. Тут же, в системе преподаватель проверяет задания и выставляет оценки с возможными комментариями по доработке.

При необходимости к занятиям могут быть подобраны видео- , мультимедиа- файлы, сопровождающие презентации, а также схемы, ссылки и изображения. Все это существенно расширяет содержание простого лекционного материала, изложенного в процессе занятия.

Для прохождения аттестации и получения зачета по курсу студент должен предоставить портфолио, состоящее из заданий для самостоятельной работы и заданий тех практических занятий, которые они пропустили. Все оценки выставляются в баллах согласно балльно-рейтинговой системе, утвержденной университетом

Частичная апробация по внедрению курса позволяет утверждать, что сегодня дистанционная поддержка предоставляет гораздо больше возможностей, обозначаемых и самими студентами:

- удаленное прохождение обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (в случае объективного отсутствия на лекции);

- неоднократное возвращение к изученному материалу курса (при необходимости);

- самостоятельное обучение по безопасности жизнедеятельности (для тех, у кого нет курса);

- широкое использование информационных технологий в области безопасности жизнедеятельности;

Лабиринт - расширенный доступ к дополнительной информации по изучаемым темам.

- мобильный доступ к изучению безопасности жизнедеятельности;

- предоставление большого диапазона показателей результатов обучения (за счет встроенных в систему заданий).

Проведенное теоретическое и практическое исследование позволяет утверждать, что дистанционное обучение занимает в современной системе обучения прочные позиции, органично дополняя очное обучение и разнообразные очные тренинги и курсы. Однако необходимо продолжать работу по устранению выявленных недостатков и совершенствованию системы дистанционной поддержки обозначенного курса.

В заключении считаем необходимым обозначить  направления развития дистанционной поддержки в области безопасности жизнедеятельности:

- расширение объема образовательных услуг;

- повышение интереса к образованию (так как студент имеет больше возможностей доступа к учебному и дополнительному материалу, имеет более быстрый способ передачи информации и взаимодействия с преподавателями и организаторами учебного процесса);

- привлечение ведущих специалистов различных престижных вузов нашей страны и за границей;

- расширение возможностей для получения качественного профессионального образования [1].

Дистанционная поддержка очного курса «Безопасность жизнедеятельности» способствует самообразованию и расширению знаний студентов в области безопасности жизнедеятельности, а также способствует расширению общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Дистанционная поддержка студентов-бакалавров по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» / Корнилова Е.С. – Молодой учёный. 2015. №6.4 (86.4). С. 87-89
  2.                Примерная программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». http://umd.udsu.ru/Urovni_podgotovki/Primern_RP/bezop_zhizn.pdf  [Электронный ресурс]
  3.                Применение ресурсов сети интернет при подготовке бакалавров образования в области социальной безопасности / Ребко Э.М., Сергеева А.А. - Молодой ученый. 2013. № 11. С. 637-640.
  4.                Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционной поддержки, «Безопасность жизнедеятельности», безопасности жизнедеятельности, курса дистанционной поддержки, дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», системы дистанционной поддержки, курс дистанционной поддержки, области безопасности жизнедеятельности, дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», факультета безопасности жизнедеятельности, дистанционной поддержки дисциплины, системе дистанционной поддержки, безопасности жизнедеятельности РГПУ, курса «Безопасность жизнедеятельности», Герцена курса дистанционной, дистанционной поддержки «Безопасность, дистанционной поддержки образования, дистанционной поддержки обучения, ресурсов дистанционной поддержки, Структура курса дистанционной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос