Обучение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванов, С. В. Обучение безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования / С. В. Иванов, М. И. Никонов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1436/ (дата обращения: 06.10.2024).

 

Рассмотрены группы населения по подготовке в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, основные виды и цели обучения населения, методика обучения безопасности жизнедеятельности по программам дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: война, мир, население, подготовка, дополнительное профессиональное образование.

 

Как известно, безопасность — необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Мы видим, что в XXI веке мир не стал безопаснее.

В России функционирует свыше 2500 химически опасных объектов, более 1500 радиационно опасных объектов, около 8000 пожароопасных и взрывоопасных объектов, более 30000 гидротехнических сооружений.

В XXI веке качественно новое измерение приобретает проблема войны и мира. С одной стороны, отодвинулись прямые угрозы мировой войны и массового применения ядерного, химического, биологического оружия. С другой — военная опасность сохраняется, современные войны отличаются высокой избирательностью, причем удары наносятся преимущественно по объектам тыла страны, системам жизнеобеспечения гражданского населения. Даже без применения оружия массового поражения последствия современных войн могут достигать гигантских масштабов.

Своеобразной разновидностью вооруженной борьбы является международный терроризм, который не делит людей на воюющих и мирное население, не признает состояние войны или мира, не разделяет страны по военно-политическим блокам, а наносит удары везде, всегда и по всем.

Отсюда закономерно возникает невозможность обеспечения безопасности только на основе частного подхода, который подразумевает противодействие какой-то одной конкретной угрозе.

В настоящее время под гражданской защитой мы понимаем комплекс мероприятий по защите населения, окружающей среды, материальных, культурных ценностей в различного рода кризисных ситуациях, в том числе от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

В соответствии с Федеральными законами РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» граждане Российской Федерацииобязаны изучать способы защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также способы защиты и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Лица, подлежащие подготовке в области безопасности жизнедеятельности определены постановлениями Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 02.11.2000 года № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». Их можно объединить в три основные группы:

  1.                Работающее население:

— руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

— руководители организаций;

— председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям;

— должностные лица и работники гражданской обороны;

— преподаватели курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

— работники организаций;

— личный состав формирований и служб гражданской обороны;

2. Неработающее население.

3. Обучающиеся (кроме дошкольного, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки).

Подготовка населения в области гражданской обороны (далее — ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) предусматривает получение знаний, умений и навыков соответствующими группами населения в ходе:

— получения образования;

— обучения по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;

— прохождения курсового обучения;

— участия в тренировках, учениях, учебно-методических сборах и других практических мероприятиях по ГО и защите от ЧС;

— информирования и пропаганды знаний в данных областях;

— самостоятельной подготовки.

Самой многочисленной по количеству программ и видам обучения является группа работающего населения.

Видами обучения глав местных администраций, руководителей организаций, должностных лиц и работников ГО и РСЧС являются:

— самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО и защите от ЧС;

— дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в организациях МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических центрах (далее — УМЦ), а также на курсах ГО и в других организациях;

— участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО и РСЧС.

Перечень должностных лиц и где должны проходить переподготовку или повышение квалификации определены приказами МЧС России:

от 13.11.2006 № 646 «Об утверждении Перечня должностных лиц и работников ГО, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях МЧС России, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организациях, в УМЦ по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований»;

от 19.01.2004 № 19 «Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, УМЦ по ГО и ЧС субъектов РФ и на курсах ГО муниципальных образований».

Виды обучения работников организаций, не входящих в состав формирований и служб ГО:

— проведение занятий по месту работы: плановые занятия в составе учебных групп в количестве 19 часов (8 тем);

— самостоятельное изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

— участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне и РСЧС.

Обучение различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера осуществляется в соответствии с примерными программами МЧС России от 28.11. 2013 № 2–4-87–36–14. В Примерные программы обучения населения включены:

1. Программа обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в УМЦ по ГО и ЧС, курсах ГО.

Целью подготовки данной группы является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных, и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени.

2. Программа обучения личного состава спасательных служб.

Программа предназначена для обучения личного состава спасательных служб умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и при ЧС, первой помощи, созданию минимально необходимых условий его жизнедеятельности, а также совершенствования умений и навыков личного состава спасательных служб в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на штатно-табельном оснащении спасательных служб, поддержания необходимого уровня их готовности к выполнению задач по предназначению.

3. Программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее — НАСФ).

4. Программа обучения личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны (далее — НФГО).

Программы предназначены для обучения личного состава НАСФ и НФГО умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении формирований в готовность, проведении ими аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях, для совершенствования его умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении НАСФ и НФГО, а также получения личным составом знаний и умений по соблюдению мер безопасности.

4. Программа обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Основная цель обучения — повышение готовности работающего населения к умелым и адекватным действиям в условиях угрозы и возникновения опасностей при чрезвычайных ситуациях, ведении военных действий или вследствие этих действий.

Главная задача по подготовке населения нашей страны в области безопасности жизнедеятельности:

-                      повышение практической направленности подготовки всех групп населения к действиям при угрозе и возникновении опасностей, присущих ЧС и военным конфликтам, в том числе и по сигналу «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»,

-                      качественная реализации всех видов подготовки, без уменьшения количества населения, охватываемого ими.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2.                Федеральный закон РФ от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  3.                Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  4.                Постановление Правительства РФ от 02.11.2000 года № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
  5.                Актуальные проблемы гражданской защиты. Материалы одиннадцатой Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 18–20 апреля 2006 г. /МЧС России. — Н.Новгород: Вектор-ТиС, 2006. С. 11.

6.                  Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения до 2020 года — Решение коллегии МЧС России от 17.06.2014 № 8/II «Об утверждении концепции радиационной, химической и биологической защиты населения». МЧС России. 2014. 16 с.

  1.                Организационно-методические указания по подготовке населения РФ в области ГО, защиты от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2016–2020 годы. МЧС РФ.
  2.                Примерные программы обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Утверждены Министром МЧС России 28.11.2013 г. № 2–4-87–36–14
  3.                Методические рекомендации МЧС России от 23.12.2015 г. № 2–4-87–58–11 по обучению НФГО.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, техногенный характер, программа обучения, дополнительное профессиональное образование, курс ГО, работающее население, исполнительная власть, личной состав, повышение квалификации, подготовка населения.

Похожие статьи

Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе

В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

О совершенствовании методики контроля знаний слушателей в процессе подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС

В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

К вопросу о повышении мотивации к обучению слушателей курсов гражданской обороны

В статье описываются пути повышения мотивации слушателей курсов гражданской обороны к изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций.

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования

В данной статье рассматривается нормативно-правовая база в области охраны здоровья педагогов дополнительного образования. Представлена анкета-опросник для педагогов дополнительного образования, на основе которой будет разработана программа мероприяти...

Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях

Похожие статьи

Совершенствование подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций

В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Направления совершенствования подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на современном этапе

В статье рассматриваются вопросы совершенствования подготовки должностных лиц и специалистов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

О совершенствовании методики контроля знаний слушателей в процессе подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС

В статье рассматриваются вопросы совершенствование подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

К вопросу о повышении мотивации к обучению слушателей курсов гражданской обороны

В статье описываются пути повышения мотивации слушателей курсов гражданской обороны к изучению способов защиты от чрезвычайных ситуаций.

Военно-патриотическое воспитание учащихся 9-х классов: возможности реализации

Обозначены проблемы и задачи военно-патриотического воспитания школьников. Рассмотрены возможности реализации военно-патриотического воспитания применительно к учащимся 9-х классов общеобразовательных организаций.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Влияние трудовой деятельности на здоровье педагогов дополнительного образования

В данной статье рассматривается нормативно-правовая база в области охраны здоровья педагогов дополнительного образования. Представлена анкета-опросник для педагогов дополнительного образования, на основе которой будет разработана программа мероприяти...

Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях

Задать вопрос