Библиографическое описание:

Попова Р. И. К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 162-165.



 

В статье рассматриваются целевые установки, оказывающие влияние на подготовку магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Раскрываются образовательные, воспитательные и развивающие цели методической составляющей подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова:образование в области безопасности жизнедеятельности, магистр, образовательные, воспитательные и развивающие цели подготовки.

 

Новый социально-экономический и политический контекст, сформировавшийся в России в последние десятилетия, способствовал изменению содержания и целевого предназначения высшего образования, что позволило рассматривать реформирование высшей педагогической школы на современном этапе как переход к системе уровневой подготовки педагогических кадров. При этом специализированным этапом в системе уровневой педагогического образования отводится подготовке магистров, что определяется целями в иерархии различных типов образовательных систем: образования в целом, высшего образования и высшего педагогического образования.

По мнению В.В. Краевского и А.В. Хуторского, «образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [3, с.30]. Данное определение подходит для педагогических систем различных типов, поскольку как отмечают В.А. Сластенин, В.П. Каширин, в целях современного образования должны найти отражение интересы общества и интересы личности, - «это развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность» [5, с.187].

С точки зрения В.А. Тестова, высшее образование формирует определенный компетенциями уровень освоения обучающимся методологически важных, долговременных инвариантных элементов человеческой культуры (знаний, способов деятельности, эмоционально-ценностных отношений), создающих внутреннюю потребность в дальнейшем постоянном саморазвитии и самообразовании, способствующих адаптации личности в изменяющихся социально-экономических условиях [7].

Следовательно, цели высшего образования можно рассматривать не только как личностные, направленные на удовлетворение потребностей отдельной личности, но и как социальные, направленные на интересы общества и государства, что особо важно в системе педагогического образования

Большинство педагогов-исследователей выделяют образовательные, воспитательные, развивающие цели для различных уровней педагогического образования [1, 2, 6].

Соответственно, последовательное рассмотрение образовательных, воспитательных и развивающих целей подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» позволит определить ее назначение, содержание и границы методической компетентности будущего специалиста. Магистр по направлению «Педагогическое образование», как отмечается в ФГОС ВО, подготовленный к работе в образовательных учреждениях различных типов и уровней обладает не только знаниями о современных тенденциях развития образования в соответствующей предметно-профильной области, но владеет системой умений и навыков, способствующих реализации различных видов профессиональной деятельности: педагогической, управленческой, проектировочной, методической и культурно-просветительской.

По мнению М.М. Абдурзакова (2009), С.В. Алексеева (2010), Н.Д. Андреевой (2007), на формирование целей подготовки педагогов оказывают влияние: изменение учебного содержания теоретической подготовки; расширение квалификационных требований к профессии; изменение структуры и содержание профессиональной деятельности.

Действие представленных изменений отражается в организации образовательного процесса и в квалификационных требованиях к подготовке будущего педагога (магистра образования) в современных социально-экономических условиях развития общества:

- ориентация на предметно-профильную подготовку, обеспечивающую реализацию новых функций педагога (социальную, культурно-просветительскую, воспитательную);

- реализация новых подходов к оцениванию результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных), ориентирующих учащихся на формирование мотивации к учебно-воспитательному процессу;

- изменение характера деятельности учителя в целях подготовки учащихся к успешной самостоятельной жизни;

- взаимосвязь теории с практикой педагогической деятельности, включающее изучение инновационных достижений в практике обучения и включение их в опыт будущих педагогов [4, с.20].

Рассматривая целевой компонент подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, считаем, что предметная область «Безопасность жизнедеятельности» вносит коррективы в образовательные, воспитательные и развивающие цели.

Образовательные цели расширяются за счет того, что у магистров формируются специфические методические и профессиональные знания, умения и навыки у будущего преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности. Это им позволяет не только легко ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности будущего педагога, но и успешно решать профессиональные задачи в предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности», необходимые для выполнения педагогической функции учителя-предметника.

Соответственно, профессиональная деятельность магистра образования в области безопасность жизнедеятельности определяется следующими образовательными целями в рамках специфики магистерской программы, направленной на обеспечение:

- теоретической подготовки - общенаучного, психолого-педагогического и предметного образования, способствующего формированию и развитию у студентов системных знаний о различных аспектах безопасности (социальной безопасности, чрезвычайным ситуациям природного техногенного характера и др.) развитие деятельностного мышления, направленного на обеспечение личной и общественной безопасности;

- учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в целях расширения конкурентной способности будущих педагогов на образовательном рынке труда;

- практической подготовки в учреждениях различного типа, развивающую методические знания и формирующую навыки по проектированию, организации, управлению и оценке образовательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Развивающие цели подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности с учетом специализации магистерской программы предусматривают развитие:

- методического мышления, индивидуальных способностей и потребностей студентов в знаниях и умениях по безопасности жизнедеятельности, педагогической деятельности в научной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- способностей, потребностей в самообразовании, профессиональном становлении в области безопасности жизнедеятельности;

- потребностей в исследовательской деятельности по проблемам образования в области безопасности жизнедеятельности;

- потребностей в педагогической деятельности по решению задач образования в области безопасности жизнедеятельности;

- умений по использованию информационных технологий в образовательном процессе;

- умений по проектированию и организации исследовательской деятельности школьников в области безопасности жизнедеятельности;

- умений использовать в профессиональной деятельности современные научные исследования и достижения в области безопасности жизнедеятельности для профессионального самосовершенствования.

Воспитательные цели подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности определяют ценностные ориентиры будущего педагога:

- самостоятельность в решении проблем образования в области безопасности жизнедеятельности;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости здоровья и безопасности человека;

- активность в совершенствовании и преобразовании безопасной образовательной среды образовательного учреждения;

- гражданскую и педагогическую ответственность за качество образования в области безопасности жизнедеятельности.

Из вышеуказанного следует, что образование в области безопасности жизнедеятельности закрепляет и обогащает профессиональные качества студентов благодаря развитию ценностных установок на профессиональную деятельность в соответствии с воспитательными целями подготовки магистров.

Методическая составляющая подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности является системообразующим фактором, оказывающим влияние на формирование будущего педагога. Изменение требований к методической подготовке магистров образования отражают развитие ее целей, структуры и содержания.

Следовательно, образовательными целями методической составляющей подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности являются формирование знаний:

- о целях, задачах, закономерностях, принципах обучения безопасности жизнедеятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании;

- об условиях организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях различного типа;

- об особенностях содержании обучения безопасности жизнедеятельности в общем, профессиональном и дополнительном образовании;

- о принципах проектирования учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности;

- об основных требованиях к учебному программному обеспечению по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Развивающими целями методической составляющей являются развитие:

- методического мышления, педагогических способностей, интересов и потребностей в профессиональной деятельности преподавателя-организатора в области безопасности жизнедеятельности;

- умений по проектированию, реализации и оцениванию учебно-воспитательного процесса в предметной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- умений исследовать преподавательскую и научно-методическую деятельность преподавателя;

- умений по формированию материально-технической базы обучения основ безопасности жизнедеятельности;

- умений организации дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности;

- умений организации и управления внеурочной деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности.

Воспитательные цели методической составляющей являются развитие:

- понимания личностной и общественной значимости образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;

- понимания важности сохранения физического, психического и социального здоровья учащихся;

- осознание необходимости формирования ценности безопасного и здорового образа жизни у обучаемых и воспитание у них ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.

Таким образом, многоаспектный подход к определению целевого компонента педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, приводит к оптимальному сочетанию образовательных, воспитательных и развивающих целей, что создает условия для совершенствования общепрофессиональной и профильно-предметной подготовки магистров.

 

Литература:

 

  1. Абрамова, С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: монография/ С.В. Абрамова - Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. — 200с.
  2. Верещагина, Н.О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: методология, теория, перспективы: монография/ Н.О. Верещагина – Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 187 с.
  3. Краевский, В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской - Москва: изд. Центр «Академия», 2008. – 352с.
  4. 4.Пономарева, И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебное пособие/ И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин – Москва: изд. Центр «Академия», 2012. – 368с.
  5. 5.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: учебник/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – Москва: изд. Центр «Академия», 2007. – 480с.
  6. 6.Соломин В.П., Абрамова С.В., Станкевич П.В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности/ В.П. Соломин, С.В. Абрамова, П.В. Станкевич//Педагогика высшей школы. – 2015. - №3-1 (3) С. 2-4.
  7. 7. Тестов В.А., Качество и фундаментальность высшего образования/ В.А. Тестов//Высшее образование в России. - №10. 2008. С. 89-92.
Основные термины (генерируются автоматически): области безопасности жизнедеятельности, подготовки магистров, подготовки магистров образования, педагогического образования, основ безопасности жизнедеятельности, «Основы безопасности жизнедеятельности», области «Безопасность жизнедеятельности», профессиональной деятельности, высшего педагогического образования, высшего образования, развивающие цели, составляющей подготовки магистров, обучения безопасности жизнедеятельности, цели подготовки магистров, будущего педагога, области безопасность жизнедеятельности, педагогической деятельности, курсу «Основы безопасности, подготовку магистров образования, магистра образования.

Ключевые слова

образование в области безопасности жизнедеятельности, магистр, образовательные, воспитательные и развивающие цели подготовки

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос