Автор: Киселева Элеонора Михайловна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Киселева Э. М. Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 44-46.

 

Развитие процессов модернизации системы высшего образования в современном обществе, определение методологии реализации компетентностного подхода в уровневой подготовке специалистов образования выдвигает на первый план, как важнейшую задачу, - подготовку магистров педагогического образования и научно-исследовательской деятельности. В недавних документах Министерства образования РФ обозначена цель достижения результатов уровневого образования в педагогическом направлении – подготовка магистра-исследователя.

Следует отметить, что поставленная задача не отвергает существующие принципы и подходы к профессиональной подготовке магистра педагогического образования, но лишь выделяет ведущее направление с учетом социальных реалий на основе глубокого анализа научных исследований и практического опыта деятельности.

 В Федеральном Государственном Стандарте третьего поколения определены планируемые результаты как общекультурная и профессиональная компетентность. В Стандарте раскрыто содержание профессиональной педагогической компетентности как наличие готовности к эффективной деятельности в различных сферах системы образования. Сфера профессиональных возможностей выпускника магистратуры значительно расширена – это методическая, педагогическая, научно-исследовательская, проектировочная, управленческая и культурно-просветительская деятельность в учреждениях образования разного уровня и формы [5].

       Рассматривая содержание профессиональной компетентности магистров, следует отметить, что необходимой составляющей для любой профессиональной области магистров педагогического образования являются исследовательская деятельность и исследовательские умения. В ФГОС ВПО обозначены следующие исследовательские умения, составляющие основу профессиональной компетенции магистра в планируемых видах деятельности.

В педагогической:

 - готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса;

- способен руководить исследовательской работой обучающихся.

       В научно-исследовательской:

 - способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;

 - готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;

- готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;

В методической:

- готов к анализу результатов процесса использования методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, в образовательных заведениях различных типов;

- готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области;

В управленческой:

 - готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

 - готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса;

В проектной:

- готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

 - способен проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов;

В культурно-просветительской:

- способен изучать и формировать культурные потребности различных групп населения;

 - готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности;

 - способен разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний;

        Таким образом, существенным критерием качества образования магистров становится соответствие исследовательских умений и навыков выпускника требованиям образовательного стандарта.

Научно-исследовательскую деятельность можно рассматривать как совокупность элементов исследовательской компетентности. Элемент компетентности можно представить, как готовность магистранта решать самостоятельно задачи исследования, приводящие к достижению конкретного результата в соответствии требованиями профессионального стандарта. Наиболее важными в работе над магистерской диссертацией на наш взгляд являются интеллектуальная, информационная, экспериментальная и рефлексивная компетентнции [1].

       Исследование, проведенное среди магистров факультета, показало, что выпускники бакалавриата в основном владеют информационными компетенциями, готовы к поиску и обработке необходимой научной информации с использованием современных информационно-коммуникативных средств. Не вызывают особых затруднений основные приемы работы с текстом - конспектирование, реферирование. Слабее выражены у магистров педагогического образования первого курса умения экспериментальной компетентности, т.е. способность к проектированию и проведению педагогического эксперимента. В то же время данные исследования свидетельствуют о недостаточном развитии интеллектуальной компетентности, основой которой является самостоятельная эффективная мыслительная деятельность [1].

 Вот почему столь важным представляется подготовка магистра-исследователя в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

       Рассмотрим подходы к содержанию и организации методического обеспечения подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемые на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. [2.3,4].

Существенным условием эффективности работы преподавателей, на наш взгляд, является комплексный подход, организация совместной взаимодополняющей командной работы всех преподавателей магистерской программы. Вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, предполагающую разнообразную систему методов познания, организационных форм и видов обучения и направленную на формирование профессиональных исследовательских компетенций осуществляется в рамках каждой учебной дисциплины. Необходимо тщательно спланировать систему самостоятельных заданий для студентов, исключающих дублирование.

       Другим важным условием является индивидуализация и вариативность самостоятельной исследовательской работы магистров. Проектирование исследовательской деятельности каждого студента ведется с учетом профессиональных интересов и возможностей профессиональных перспектив.

       Немаловажное значение имеет реализация практической направленности, требующей включения в целевой компонент подготовки магистров практико-ориентированных целей и задач, развивающих практическую подготовку студента. Увеличение в содержании образования студентов компонента деятельности, разных видов предметной и профессионально-педагогической деятельности аналитико-оценочного, преобразующего и прогностического характера возможно в период научно-исследовательской практики[3]. Целью научно-исследовательской практики является закрепление, расширение и углубление знаний, полученных магистрантом в процессе аудиторных занятий по дисциплинам магистерской программы, а также формирование способности и готовности осуществлять исследовательскую деятельность на основе применения современных методов исследования в предметной области, развитие способностей к анализу, обобщению и систематизации, овладение функциями квалифицированного научного работника.

 Основные задачи научно-исследовательской практики:

- овладение магистрантами современной методологией научного исследования;

- овладение современными методами сбора, анализа и обработки эмпирических данных при проведении научного исследования по теме кафедры;

- сбор первичных материалов по теме выпускной аттестационной работы и подтверждение актуальности и практической значимости избранной темы;

- овладение умениями изложения и систематизации полученных результатов в виде научных отчетов, докладов, презентаций и пр.

       В период научно-исследовательской практики магистранты должны овладеть основополагающими умениями научной деятельности:

- умениями планирования и организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности, подготовки и сбора научных материалов;

- умениями формулировки и решения научных и прикладных задач, требующих углубленных профессиональных знаний;

- умением осуществлять отбор необходимых научных методов исследования, исходя из задач конкретного исследования;

- умениями обработки полученных результатов, анализа и осмысления их с учетом имеющихся данных;

- умения представлять итоги проделанной работы в виде отчетов.

 Научно-исследовательская практика проходится индивидуально каждым магистрантом, направленным в научно-исследовательское или образовательное учреждение, занимающееся проблемами в области научной тематики кафедры с учетом магистерской программы.

 Результаты научно- исследовательской работы магистрантов представляются каждым индивидуально в виде научного отчета, подготовки статьи к публикации, входят в экспериментальную часть диссертационного исследования. Следует отметить, что публикационная активность магистрантов факультета безопасности жизнедеятельности расширяется. Ежегодно студенческие работы представлены в сборниках конференций РГПУ им. А.И. Герцена. В последнее время материалы исследований магистрантов печатаются в научных журналах «Молодой ученый», «Здоровьесберегающее образование», «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук».

 Показателем профессиональной готовности магистрантов можно считать и участие в конкурсной научной деятельности. Ежегодно магистранты участвуют в Конкурсе научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин РГПУ им. А.И. Герцена, занимая призовые места и получая сертификаты участников. Активно участвуют магистранты в работе Международного форума «Безопасность на транспорте», Молодежного экологического конгресса «Северная Пальмира», Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы безопасности города-мегаполиса» и других мероприятиях научного сообщества.

 Итогом подготовки магистров к научно-исследовательской деятельности является написание и защита магистерской диссертации. Диссертационное исследование не только отражает процесс становления исследовательской компетентности, но и способствует развитию индивидуальных личностных качества магистрантов, прежде всего интеллекта, культуры, творческих способностей, глубокого научного осмысления. Содержание и методика работы над магистерской диссертацией соответствуют профессиональным и научным интересам студента, что закономерно определяет характер планируемых результатов - создание материалов, которые могут быть использованы в профессиональной деятельности магистранта, а также коллективом работающих базовой организации, где проводилось исследование.

       Магистерская диссертация важное звено в подготовке магистров-исследователей, отражающее профессиональные интересы и вопросы образования в соответствии со спецификой магистерской программы и с индивидуальным видом деятельности магистранта.

 Реализуемые подходы к содержанию и организации методического обеспечения подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на факультете безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена позволяют развивать научно-исследовательскую компетентность магистранта, формируя готовность к самостоятельному ведению научного поиска, готовность к решению профессиональных задач в области образования безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1.        Киселева Э.М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессиональной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. Горно-Алтайский государственный университет. №3, (34), июнь 2012.

2.        Костецкая Г.А., Киселева Э.М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов. Научно-технические ведомости СПбГПУ, №2(«24), Серия «Гуманитарные и общественные науки»

3.        Киселева Э.М., Попова Р.И., Силакова О.В. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам «Образование в области безопасности жизнедеятельности», «Экологическая безопасность», учебно.-метод. пособие СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011.-39с.

4.        Попова Р.И., Авдеева Н.В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ. Мир науки, культуры, образования, Международный научный журнал, Горно-Алтайский государственный университет. №5 (24). Октябрь 2010

5.        Станкевич П.В. Попова Р.И. Киселева Э.М. Стратегия формирования специализированных магистерских программ в области безопасности жизнедеятельности Вестник Челябинского Государственного Педагогического Университета, 2013, №11.

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, педагогического образования, области безопасности жизнедеятельности, магистров педагогического образования, магистра-исследователя педагогического образования, подготовки магистра-исследователя педагогического, магистерской программы, безопасности жизнедеятельности Российского, факультете безопасности жизнедеятельности, Российского государственного педагогического, педагогического университета имени, государственного педагогического университета, жизнедеятельности Российского государственного, подготовку магистров педагогического, области магистров педагогического, магистра педагогического образования, педагогического образования первого, образования безопасности жизнедеятельности, качества образования магистров, Подготовка магистров образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос