Автор: Умархаджиева Седа Руслановна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 22.02.2016

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Умархаджиева С. Р. Включение будущих бакалавров социальной работы в научно-исследовательскую деятельность // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 104-105.



В современных условиях «высшая школа должна готовить специалиста обширного профиля с целенаправленным, самостоятельным углублением знаний через научно — исследовательскую деятельность» [1, c. 287].

В этой связи, все большую актуальность приобретает вопрос о готовности студентов социальной работы НИД (научно-исследовательская деятельность), как необходимое условие формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров социальной работы.

Также новые требования к исследовательской подготовке студентов социальной работы закрепляет ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки «Социальная работа». В данном стандарте НИД определяется как один из основных видов будущей профессиональной деятельности бакалавров социальной работы. Предъявляемые здесь требования к исследовательской подготовке, характеризуются через перечень исследовательских компетенций выпускника как ожидаемый результат образования

В соответствии с этим, на наш взгляд, перед вузом, осуществляющим подготовку бакалавров по направлению подготовки «Социальная работа», стоит задача: обеспечить комплекс требований ФГОС ВПО бакалавра по направлению подготовки «Социальная работа» по формированию у студентов готовности к НИД.

Поэтому задачей нашего исследования является определения уровня готовности студентов социальной работы к научно-исследовательской деятельности.

Исходя из анализа научной литературы, под НИД (научно-исследовательская деятельность) мы будем рассматривать деятельность, связанная с процессом закрепления, углубления и расширения, теоретических и практических ЗУН студентов; развития интереса к научному поиску, выражающийся в осмыслении и разрешении различного рода проблем практического и познавательного характера.

Как известно, для эффективности и результативности любого вида деятельности необходимо, чтобы человека сформировалась готовность к этой деятельности, в данном случае готовности к НИД. Ряд известных мыслителей, как С. Г. Вершловский, Г. В. Валеев, В. А. Сластенин, отмечают в своих работах, что готовность к НИД обуславливается не только рядом надлежащих умений и способностей, но и интеллектуальной активностью, то есть субъективной активностью, которая заключается в умении поставить цель, правильно организовать процесс решения выдвинутой задачи и, конечно же, от грамотности управления этим процессом в соответствии с установленной задачей. Таким образом, бакалавр выступает как субъект в формировании готовности к НИД, а степень его готовности зависит от определенного уровня активности объекта воздействия.

Именно высокий уровень готовности к НИД является одной из главных предпосылок успешности будущих бакалавров социальной работы в профессиональной деятельности. Так, для определения уровня готовности студентов к научно-исследовательской деятельности нами было проведено исследование на базе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» с сентября 2015г по декабрь 2015года, в котором приняли участие студенты юридического факультета специальности «социальная работа», в составе 165 человек.

Для эффективности исследования была использована анкета «Определение уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности». Результаты проведенного анкетирования показали, что 80 % студентов испытывают затруднения в процессе организации НИД; 74 % убеждены, что в вузе не создано достаточно условий, необходимых для стимулирования мотивации студентов к занятию НИД; так, 64,3 % студентов имеют низкий уровень готовности к НИД; 15,1 % — средний и всего 7,4 % — высокий уровень.

Видимо, следует согласиться с тем, что мотивация влияет на успешность развития НИД (научно-исследовательской деятельности) студентов. Многие авторы понятие «мотивация» рассматривают как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые направляют сотрудника к активным действиям, что обуславливает достижение поставленных личных целей и соответственно целей организации. В основе любого поведения индивидов лежат потребности, которые при встречи с объектом переходят в мотивы. То есть мотивация это движущая сила, побуждающая человека к действиям. Мотивацию мы можем рассматривать как процесс, изображая ее в виде последовательных этапов: появление потребности, поиск путей, чтобы обеспечивать потребность, постановка целей, исполнение действий, приобретение награды, отсутствие потребности. В связи с этим, необходимо с помощью мотивации убедить студента о важности быть готовым к научно-исследовательской деятельности. Что это даст ему преимущество на рынке труда, делая его конкурентоспособным. Ведь социальный работник в своей профессиональной деятельности должен учитывать многообразные потребности своих клиентов. Проблему с низким уровнем готовности студентов социальной работы к научно-исследовательской деятельности, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» решает посредством организации научного кружка на кафедре теории и истории социальной работы «Соционом», научное руководство которым осуществляет Абдулаева Э. С., кандидат философских наук, доцент кафедры. Основная тематика работа «Теория и практика социальной защиты населения». Общее количество студентов, занятых в кружке» составляет больше 20 человек из разных курсов, в том числе и студенты первых курсов, что является немаловажным фактом. Следовательно, для формирования исследовательских компетенций у студентов как результата высокого уровня готовности к НИД необходимо: привлекать студентов к научной работе еще на ранних этапах обучения, что позволит поднять уровень «студенческой науки». Несомненно, здесь важную роль играет профессиональная деятельность научного руководителя, который должен содействовать привлечению студентов к НИД. Мы считаем, что это возможно путем проведения следующих мероприятий: создавать научно студенческие общества (НСТ), вовлекая больше студентов в данные общества; привлекать в участие во временных созидательных коллективах для разработки научных тем; написание курсовых, рефератных работ; участие первокурсников в деловых играх, олимпиадах, научных семинарах, научных конференциях ППС, не просто как слушатели, а представляя результаты собственных исследований, что будет способствовать погружению в НИД с первых дней обучения.

Таким образом, результат исследования позволил сделать вывод о важности комплексного формирования готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, «что данную проблему можно решить в стенах высшей школы: совершенствуя методы, средства, формы обучения и создавая дополнительные педагогические условия» [2, c. 41]стимулирования мотивацию студентов к занятиям научно-исследовательской деятельностью.

Литература:

  1. Умархаджиева С. Р., К вопросу о самообразовательной деятельности студентов вуза //НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ: сборник статей Международной научно-практической конференции (13 декабря 2015 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.1 — Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. — С.287.
  2. Ярычев Н. У., Алгаев А. Н. Теоретико-методологические принципы развитие коммуникативной мобильности будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Тенденции развития науки и образования. Сборник научных трудов, по материалам VII международной научно-практической конференции 15 ноября 2015 г. Самара / Отв. ред. д-р пед. наук, проф. Н. У. Ярычев. -Самара: Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2015. — С.41.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной работы, готовности студентов, студентов социальной работы, научно-исследовательской деятельности, готовности студентов социальной, бакалавров социальной работы, уровня готовности студентов, будущих бакалавров социальной, определения уровня готовности, направлению подготовки «Социальная, подготовки «Социальная работа», готовности студентов вуза, уровень готовности, профессиональной деятельности, студентов готовности, уровнем готовности студентов, формирования готовности студентов, подготовке студентов социальной, социальной работы НИД, деятельности студентов вуза.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос