Библиографическое описание:

Соломин В. П., Абрамова С. В., Станкевич П. В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 2-4.



 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. На основе анализа ряда противоречий в современной педагогической теории и вузовской практике предпринята попытка раскрыть приоритеты развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, затрагивающие структурные, содержательные, технологические, результативные элементы профессионально-образовательной системы.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, открытое образование, приоритеты развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

 

В настоящее время в условиях коренных изменений, происходящих в сфере науки, техники и производства, российское общество идет по пути реформ, направленных на качественное преобразование государственных институтов с учетом перспектив развития высшего образования.

В целом успех развития современного информационного общества во многом зависит от статуса образования и качества подготовки современных специалистов в различных сферах. Соответственно в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 года отмечается, что в настоящее время требуется кардинальное и масштабное изменение квалификационных требований к педагогическим кадрам, то есть компетентности специалиста в области образования для решения профессиональных задач по повышению социальной направленности системы образования, в том числе за счет создания и реализации программ по формированию у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции. Следовательно современная ситуация в отечественном высшем образовании в целом характеризуется глубоким реформированием всех звеньев образовательной системы, протекающих в условиях изменения целей и ценностных ориентиров образования, смены типов культур.

В связи с этим, закономерным и своевременным является реализация задач в современном российском высшем педагогическом образовании в соответствии с международными стандартами образования, с учетом национальных традиций, фундаментальности образования и опыта российской высшей школы по подготовке высокопрофессиональных педагогов.

В особой степени это касается системы уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, которое должно стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа на подготовку педагогов, способных решать профессиональные задачи по формированию мировоззренческой культуры безопасности у населения с целью повышения готовности личности к восприятию современного мира опасностей и угроз [3].

Определяя цели и задачи образования населения в области безопасности жизнедеятельности, необходимо отметить, что они обусловлены национальным интересом, государственной политикой в образовательной сфере и социально-экономическим потенциалом страны.

В связи с этим переход на уровневую систему педагогического образования актуализирует проблему подготовки специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности, которая характеризуется наличием ряда противоречий в современной педагогической теории и вузовской практике, а именно:

– между сложившейся системой подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности и необходимостью определения её новых методологических основ в условиях реформирования высшей школы в период перехода к стандартам новых поколений (3+ и 4 – прикладной и академический бакалавриат);

– между реальной потребностью современной общеобразовательной школы в учителях безопасности жизнедеятельности, готовых к преподаванию на основе обобщенных идей ноосферного, экологического, глобального образования, и существующей вузовской практикой подготовки бакалавров по соответствующему профилю;

Лабиринт – между инертной позицией студента в учебно-воспитательном процессе и новой парадигмой индивидуально-ориентированного образования, в котором студент самостоятельно осуществляет планирование своей учебной деятельности;

– между потребностью студента в большей свободе при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь» и недостаточной разработанностью механизмов перехода к открытому образованию.

Следовательно, встает вопрос о необходимости изменения уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, затрагивающее структурные, содержательные, технологические, результативные элементы профессионально-образовательной системы, которые осуществляют свое развитие на основе следующих приоритетов:

  •      формирование «открытого образования» как многофункциональной системы подготовки будущих педагогов, основанной на дифференциации учебного содержания на направления, профили и специализированные программы, обеспечивающие различные модели образовательных траекторий, отвечающие интересам личности и ориентированные на потребности рынка труда [1].

В данном аспекте открытость образования рассматривается как доступность потенциальному потребителю (абитуриенту и работодателю) сведений об образовательных программах, реализуемых в вузе, и независимой оценкой качества подготовки выпусков;

  •     разработка системы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на основе стандартов 3+ и 4 поколений, обеспечивающей более широкий и осознанный выбор образовательных маршрутов (бакалаврских профилей – академический и прикладной; специализированных магистерских программ; аспирантских специальностей) в рамках направления подготовки, позволяющей осуществлять действительную преемственность и открытость всей системы образования на разных уровнях.

Единая стратегия образования будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности обеспечивается сопряженностью стандартов по направлению «Педагогическое образование», которая проявляется в единстве требований к теоретическим знаниям и практическим умениям по общенаучной, общепрофессиональной и профессиональной подготовке на разных уровнях обучения на основе ноксологического принципа к отбору учебного содержания в системе «бакалавр – магистр – аспирант»;

  •           оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности, формирование основных образовательных программ на основе открытия новых профилей и специализированных магистерских программ в рамках предметной области «Безопасность жизнедеятельности» в зависимости от потребности образовательного рынка труда.

Основной исходной позицией для определения структуры образования бакалавров является единая подготовка по направлению «Педагогическое образование» в течение двух лет, которая предусматривает изучение общенаучных и, в основном, – общепрофессиональных дисциплин, в частности, по теории педагогики и психологии (базовый компонент). На старших курсах подготовка бакалавров осуществляется за счет дисциплин профильной подготовки и частично-общепрофессиональных дисциплины, содержание которых направлено на приобретение предметно-профильных, методических и технологических знаний и формирование у студентов умений и навыков применять их в профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, образование на уровне бакалавриата является фундаментальным в профессиональной сфере, а на уровне магистратуры – специализированным в предметно-профильной подготовке.

При этом необходимо отметить, что методологической основой построения содержания подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности выступает модель распределения учебной нагрузки по модулям, которые связаны между собой и расположены в определенном порядке. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуальная по содержанию, формам, средствам, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучаемого;

  •     реализация личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса, позволяющего осуществлять индивидуализацию обучения (индивидуально-образовательный маршрут в рамках образовательного профиля) студентов на бакалаврском уровне образования с последующим обучением в магистратуре и аспирантуре.

Структура индивидуального образовательного маршрута отражает принцип этапности, когда подготовка представляет собой законченный этап, характеризующийся определенным уровнем сформированности знаний, умений, навыков и компетенций. Самоорганизация образовательного процесса предполагает большую свободу выбора обучающимися дисциплин, перечисленных в учебном плане, личное участие каждого студента в выборе образовательной траектории позволяет учесть их мотивационные установки, интересы, способности, познавательные и другие личностные особенности;

  •     совершенствование структуры (асинхронная или нелинейная организация образовательного процесса), содержания (блочно-модульная структура учебного материала) и форм (превалирование интерактивных форм обучения) в системе подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО и положениями Болонской декларации (2003 г.) становится реальным переход от «линейной» (последовательной) системы обучения к «асинхронной» или нелинейной организации учебно-воспитательного процесса путем сочетания в учебных планах дисциплин инвариантной (базовой) и вариативной частей [2]. Это предполагает определенную свободу студентов в построении своего индивидуального образовательного маршрута. При этом нелинейная организация образовательного процесса нацелена на мобильное и гибкое планирование учебно-воспитательного процесса и использование адекватных форм, методов и средств обучения; установление оптимального соотношения аудиторной и внеаудиторной работы; выработку у студента способности к самообразованию и саморазвитию, потребностей и навыков самостоятельного и творческого овладения знаниями в своей практической деятельности;

  •     развитие интегративных процессов в формировании содержания образования будущего педагога-предметника вследствие усложняющегося синтеза научных знаний как ведущей методологической закономерности современного состояния науки вообще и педагогики в частности.

Содержание образования является важнейшим и наиболее мобильным компонентом системы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, отвечающей современным социально-экономическим запросам и вызовам общества. Оно формируется в соответствии с выявленными целями на основе современного состояния фундаментальной науки, определяющей профильные знания, которые адаптированы к современному предметному образованию через призму психолого-педагогического знания. Таким образом, теоретические знания в системе образования выступают как совокупность, отражающая определенную сторону практики, являясь активным, творческим выражением объективной закономерности развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности;

  •     разработка научного и учебно-методического сопровождения образовательного процесса подготовки будущего педагога.

Для построения модели подготовки будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности требуется обоснование методологического комплекса, определяющего основные компоненты образовательной системы. При этом необходимо учитывать, что методическое сопровождение образовательного процесса в рамках образовательной системы рассматривается как открытая сложная система с множеством взаимосвязанных элементов, которая проявляет способность к изменениям за счет так называемых вариативных оболочек, включающих в себя различные вспомогательные и дополнительные образовательные ресурсы.  Это определяет доступность и открытость образования с учетом быстроты «реакции» всех компонентов системы подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности на изменение в образовательной среде. 1

Таким образом, ориентация высшего образования на опережающий характер подготовки специалистов, готовых к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности, обусловила изменения в системе уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

 

Лабиринт

Литература:

  1. Бояров Е.Н. Функциональная модель безопасной информационной образовательной среды подготовки педагога в области безопасности жизнедеятельности / Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – 357 с. – С. 45-60.
  2. Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовки бакалавров и магистров в образовательной области безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов Перспективы развития науки: сборник статей. // П52 Международной научно-практической конференции, 20 марта 2014 г. / отв.ред. А.А. Сукиасян. .-Уфа, РИЦБашГУ, 2014.
  3. Cистема подготовки будущих учителей ОБЖ в области социальной безопасностиРебко Э.М.Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 162. С. 156-162.
Основные термины (генерируются автоматически): области безопасности жизнедеятельности, педагогического образования, уровневого педагогического образования, высшего педагогического образования, развития уровневого педагогического, образовательного процесса, развития высшего педагогического, системы высшего педагогического, учителях безопасности жизнедеятельности, системы образования, высшего образования, бакалавров педагогического образования, систему педагогического образования, открытость образования, подготовки педагогов, подготовки педагога, развития высшего образования, подготовки специалистов образования, области образования, организация образовательного процесса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос