Автор: Попова Регина Ивановна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Попова Р. И. Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 122-124.



 

В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: общие и специфические тенденции, методическая подготовка магистров, педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности.

Трансформационные процессы, происходящие в современном образовании, затрагивают структурные и содержательные компоненты существующей системы высшего профессионального педагогического образования. Переход на уровневое образование в высшей школе ознаменовался изменением парадигмы высшего педагогического образования с информационно-знаниевой на поисково-деятельностную [1-3].

Исследование процессов развития и становление системы уровневого высшего педагогического образования в России требует детального рассмотрения общих тенденций, влияющих на формирование образовательных программ разного уровня, которые формируются на основе предметно-профильного знания в рамках педагогических направлений. Благодаря исследованиям М.Н. Берулавы, Г.А. Бордовского, М.С.Пак, В.П. Соломина, В.Д. Шадрикова, к числу общих тенденций, которые определяют в целом уровневую систему педагогического образования в России, относят: глобализацию, интернационализацию, демократизацию, гуманизацию, технологизацию, стандартизацию, фундаментализацию. Рассмотрим более подробно общие тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности на уровне магистратуры.

Тенденция глобализации образования понимается как широкая совокупность процессов и структур, представляющая собой процесс взаимопроникновения, взаимозависимости и взаимосвязи самых разнообразных компонентов мирового сообщества. Данная тенденция отражает международные перспективы развития профессиональных образовательных программ, позволяющих осуществлять подготовку обучающихся к адаптации в условиях усложнения экономических, социальных, экологических факторов. Важным аспектом глобализации подготовки магистра образования в области безопасности жизнедеятельности является универсальность и многофункциональность методической подготовки в независимости от специализации магистерской программы («Экологическая безопасность», «Образование в области безопасность жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде» и др.).

Тенденция интернационализации определяется, как направление, происходящее на национальном, секторальном и институциональном уровнях, при котором цели, функции и организация учебно-воспитательного процесса приобретают международное измерение. Тенденция интернационализации способствует реализации национальных интересов участников образовательного процесса, развитию академической мобильности студентов и преподавателей, созданию региональных и международных вузовских сетей. Интернационализация в подготовке магистров образования в области безопасности жизнедеятельности реализуется при организации сетевого взаимодействия, совместной проектно-грантовой деятельности вузов-партнеров.

Тенденция демократизации образования характеризуется расширением сотрудничества вузов с работодателями, академической мобильностью студентов на различных уровнях. Демократизация предполагает такие отношения, которые способствуют повышению мотивации обучения на основе взаимопонимания участников образовательного процесса и взаимной требовательности при постановке, решении, корректировании и анализе результатов учебных задач. Важным аспектом демократизации подготовки магистра образования в области безопасности жизнедеятельности является формирование ответственности к профессиональной деятельности.

Тенденция гуманизации образования выражается в ориентации на развитие и саморазвитие личности студентов, в возможности удовлетворения способностей, склонностей и возможностей обучаемых. Данная тенденция проявляется в расширении пространства самоиндентификации студентов. При проектировании системы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности считаем, что тенденция гуманизации является основополагающей при создании условий, направленных на раскрытие и развитие способностей магистранта, его позитивную профессиональную самореализацию, определение целей, содержания системы методической подготовки магистров, организации и средств ее реализации в процессе обучения в магистратуре. В этом случае формирование знаний, умений и навыков является средством развития индивидуальных способностей, ценностных ориентаций личности магистра, как субъекта образовательного процесса. Гуманизация подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности осуществляется при усилении гуманитарной направленности содержания дисциплин; проектировании творческих заданий для развития способностей и реализации возможностей студентов в процессе теоретического обучения практической деятельности.

Тенденция технологизации выражается во взаимосвязи общей и частных технологий обучения, то есть технология отбора содержания, технология формирования систем средств обучения, информационная технология обучения преподавателей и др. Таким образом, технологизация обучения определяется использованием различных способов для достижения образовательных целей в учебно-воспитательном процессе на основе активизации познавательной деятельности студентов. Благодаря исследованиям С.В. Абрамовой, В.П. Соломина, П.В. Станкевича и других ученых, технологизация образования признана важной тенденцией, которая определяет развитие системы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее вооружение студентов наиболее эффективным технологиями осуществления образования в области безопасности жизнедеятельности. Согласно тенденции технологизации развитие системы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности осуществляется за счет:

- концептуальности, включение определенной научной концепции, для достижения образовательных целей на основе фундаментальных знаний психолого-педагогических и предметно-профильных;

- системности, конструирование и реализация образовательного процесса во взаимосвязи с теоретической и практической частями подготовки магистров на основе методической составляющей как системообразующего знания в профессиональной области;

- эффективности, разработка учебно-методического комплекса, гарантирующего подготовку квалифицированных педагогических кадров.

Тенденция технологизации является значимой для повышения эффективности и достижение качества подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности и напрямую зависит от применения таких технологий, как: проектные, интерактивные, информационные и другие.

Требования общества к образованию магистров обусловливают рассмотрение не только общих тенденций, но и специфических, которые определяют особенности специализированной подготовки в предметно-профильных знаниях в области безопасности жизнедеятельности. Рассматривая специфические тенденции профессиональной подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности, необходимо учитывать такие особенности, как: интеграция, интенсификация и этапность.

Интеграция методической подготовки в процессе обучения магистров образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлена междисциплинарностью методического знания, которое выступает как интегрирующая основа всего учебного комплекса (общенаучного, общепрофессионального и профессионального) содержания реализующаяся в следующем:

- целостности содержания системы образования в области безопасности жизнедеятельности на уровне магистратуры;

- взаимосвязи дисциплин методической направленности с предметно-профильными дисциплинами общенаучного и профессионального учебных модулей в системе «бакалавр - магистр»;

- взаимообусловленности теоретической и практической подготовки на уровне магистратуры в области методического знания;

- интегрированности различных видов методической деятельности магистров в процессе подготовки.

Интенсификация методической подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности реализуется:

- в применении активных методов обучения (кейс-метод, анализ конкретных ситуаций, моделирование ситуаций, выполнение проектных заданий), приводящих студента к учебно-исследовательской деятельности;

- во внедрении технических средств и дистанционных форм обучения студентов;

- в развитие навыков и умений самообразования, обеспечивающих формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности.

Этапность методической подготовки магистров образования определяется дифференцированным выбором форм, средств и методов обучения для профессионального образования, где важнейшим средством выступает рефлексия, обеспечивающая обратную связь и концептуальную зависимость методической деятельности будущих педагогов в области безопасности на разных уровнях образования общего и профессионального.

Представленные основные и специфические тенденции развития методической подготовки магистров образования являются методологическими основаниями для построения программ специализированного образования в предметно-профильной области «Безопасность жизнедеятельности».

 

Литература:

  1.                      Абрамова, С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: монография / С. В. Абрамова – Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 200 с.
  2. Соломин В.П., Станкевич П.В. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности //Молодой ученый. 2014. №18-1 С.4-6.
  3. Соломин В.П., Станкевич П.В Методологические основы развития системы уровневого высшего педагогического образования /Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения: материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. СПб: РГПУ им. А.И.Герцена.2010. С.8-10.

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): области безопасности жизнедеятельности, подготовки магистров, подготовки магистров образования, педагогического образования, методической подготовки магистров, магистров педагогического образования, высшего педагогического образования, подготовки магистров педагогического, системы методической подготовки, подготовки магистра образования, специфические тенденции, развитие высшего педагогического, тенденции подготовки магистров, подготовке магистров образования, обучения магистров образования, профессионального педагогического образования, деятельности магистров, образовательного процесса, деятельности магистров педагогического, проблем подготовки магистров.

Ключевые слова

методическая подготовка магистров, общие и специфические тенденции, педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос