Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 456 раз

Библиографическое описание:

Попова Р. И. Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1002-1005. — URL https://moluch.ru/archive/62/9272/ (дата обращения: 18.10.2018).

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе».

Ключевые слова:самостоятельная работа магистров, содержание самостоятельной работы, магистры педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Организация одного из важнейших резервов повышения эффективности системы подготовки является — самостоятельной работы магистров в образовательном пространстве, является наиболее актуальной в процессе методической системы подготовки, так как важность данного вида деятельности связана с переходом на деятельностную парадигму высшего образования РФ в соответствии с реализацией ФГОС ВПО третьего поколения. Так, согласно ФГОС ВПО при реализации действующих основных образовательных программ соотношение между аудиторной нагрузки и самостоятельной работой студентов равно 1:3, что наиболее эффективно для улучшения качества образования. С внедрением новых технологий субъектная позиция магистра становится определяющим фактором образовательного процесса, а его личное развитие — одной из главных образовательных целей в реализации самостоятельной работы как компонента организации методической системы подготовки.

Учитывая выше сказанное важным направлением в процессе методической подготовки магистров на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена является организация самостоятельной работы студентов в процессе теоретического обучения [1,8] и педагогической практики [5].

Специфика организации самостоятельной работы магистрантов в процессе методической подготовки проявляется: в интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности; в изменении характера взаимодействия преподавателя и обучаемых; в изменении образовательных технологий, форм и методов организации, состоящих в сопровождении магистранта при выполнении самостоятельной работы, в оказании ему помощи и поддержки. Под реализацией самостоятельной работы, в нашем исследовании, на основе методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, понимается система организации образовательного процесса подготовки магистров в области безопасности жизнедеятельности, которая варьируется в увеличении количества времени самостоятельной работы от теоретического обучения.

Проблема организации самостоятельной работы студентов как компонента системы подготовки рассматривается в разных аспектах гуманизации современного образования — философского, психологического, педагогического и методического. Например, в трудах отечественных ученых понятие «самостоятельная работа» рассматривается как:

-          планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия [7];

-          синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности [2];

-          средство моделирования профессиональной деятельности [3].

Рассмотрение феномена самостоятельной работы с психологической точки зрения основано на теории мотивации А. Маслоу и К. Альдерфера, как основополагающего фактора компонентов системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. К мотивационным аспектам активизации компонента методической системы подготовки магистров — самостоятельной работы студентов относим следующие:

-          осознанное выполнение обучающимися заданий самостоятельной работы, как подтверждение результата его профессиональной подготовки;

-          проектирование и реализация учебно-методических заданий по самостоятельной работе студентов, с целью формирования и развития методической компетентности студентов;

-          участие магистрантов в научно-исследовательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности на основе комплекса методической системы подготовки;

-          осуществление консультативной деятельности со стороны преподавателя, педагога и модератора;

-          использование комплекса контрольно-измерительных материалов, с целью проверки эффективности организации самостоятельной работы студентов как компонента методической системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности (тесты, портфолио и др.).

По мнению, Л. К. Боровик и Е. Н. Глубоковой, целями самостоятельной работы магистров являются:

-          систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-          формирование умений самостоятельно работать с информацией, использовать нормативную, правовую, справочную, учебную и научную литературу;

-          развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

-          формирование самостоятельности решения, развитие исследовательских навыков [6].

Таким образом, самостоятельная работа нами рассматривается, как деятельность студентов по выполнению научно-методических функций, способствующая формированию и развитию знаний, приобретения умений и способов применения полученных знаний в процессе методической системы подготовки магистра в области безопасности жизнедеятельности и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Учитывая работы Т. А. Коростелиной [4], выделяем следующие виды самостоятельной работы магистрантов:

-          воспроизводящие работы, включающие воспроизведение знаний и умений. Способ выполнения и необходимые данные представлены в самой работе или инструкции к ее выполнению. Задачи данного типа направлены на накопление студентом опорных фактов и способов деятельности, закрепление умений и навыков, способствующие созданию условий для выполнения задач более высокого уровня самостоятельности. Например, разработка опорных конспектов лекций по дисциплинам «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе», тренировочных упражнений (кейс-методов) для проверки полученных знаний и умений в области безопасности жизнедеятельности;

-          реконструктивные работы, предполагающие самостоятельное нахождение студентом способов решения поставленной в задаче проблемы. Для работ данного вида главное — актуализация ранее усвоенных знаний, умение применять их для достижения результата. В процессе такого воспроизведения знаний о способах деятельности превращаются в навыки и умения, так на занятиях по дисциплинам «Организация самостоятельной работы школьников в курсе ОБЖ» магистрам представляется широкое поле для создания разнообразных заданий и их практическое решение (ситуационные задачи, задания проектной и практической направленности и др.);

-          эвристические работы, определяют решение нестандартных, нетиповых задач. В основе таких работ лежит поиск, формулирование и реализация идеи. Но все это относится к фрагментам общего задания. Например, задания, включаемые в спецкурсы, семинары, задания проектной направленности и выполнение рефератов по выбранной тематике;

-          исследовательские работы предполагают самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Например, написание научных статей, участие в научно-практических конференциях по вопросам организации и проведения исследований в образовательной области безопасность жизнедеятельности.

Таким образом, в представленных видах самостоятельной работы, мы отмечаем, что данная работа представляет систему со сложной внутренней структурой, имеющую обратную связь между результатами выполняемых заданий и педагогом через технологии выполнения этих заданий.

Содержание самостоятельной работы магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе подготовки предусматривает следующие виды работ:

-          выполнение индивидуальных заданий к практическим занятиям;

-          изучение учебной и методической литературы, с целью составления аннотаций и каталогов;

-          изучение нормативных документов, регламентирующих новые направления в развитии образования в области безопасности жизнедеятельности;

-          проведение исследований в условиях образовательных учреждений различных видов.

Содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе» представлено в таблице.

Таблица 1

Содержание самостоятельной работы магистров в процессе изучения дисциплины «Современные проблемы методики обучения безопасности жизнедеятельности в школе»

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

Тенденции развития образования в области безопасности жизнедеятельности и их трансформация в педагогическом процессе школы

- составление аналитического обзора Интернет-ресурсов с оценкой основных тенденций развития образования в области безопасности жизнедеятельности;

— составление аннотируемого каталога по выбранной теме;

— составление библиографического списка литературы;

— составление характеристики основных тенденций развития образовательной области безопасность жизнедеятельности с использованием электронных ресурсов;

— составление терминологического словаря по теме

Основные этапы и понятия теории и методики предмета «Безопасность жизнедеятельность» в России

- разработка материалов по учебному курсу ОБЖ на основе анализа отечественного, зарубежного и международного опыта в области безопасности жизнедеятельности;

— составление характеристики основных этапов становления и развития предметной области безопасность жизнедеятельности с использованием отечественных и зарубежных источников;

— определение основных направлений развития предметной области безопасности жизнедеятельности на основных этапах;

—составление словаря основных понятий предметной области безопасность жизнедеятельности

Обзор современных проблем методики обучения и практики образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности

- реферирование научной статьи по выбранной теме;

— анализ различных источников информации (журналы, Интернет-ресурсы и др.) по актуальным вопросам методики обучения безопасности жизнедеятельности;

— проведение анкетирования преподавателей — организаторов ОБЖ с целью выявления основных проблем в процессе обучения учащихся;

— подготовка эссе по выбранной теме;

— аналитический обзор методических тем образовательных учреждений с использованием интернет-ресурсов;

Внедрение инновационных технологий в практику педагогического процесса в школе

- подготовка сообщений на одну из выбранных тем по проблемам использования инновационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности;

— подготовка статистических данных по эффективности использования инновационных технологий обучения безопасности жизнедеятельности

— проведение мини-исследования по выбранной теме;

— разработка плана-конспекта занятия с использованием инновационных технологий обучения;

— разработка контрольно-измерительных материалов при использовании инновационных технологий

Стандартизация образования по безопасности жизнедеятельности и ее отражение в практике образовательных учреждений различных типов

- составление сравнительного анализа образовательных стандартов по курсу ОБЖ;

—составление сравнительного анализа образовательных программ по курсу ОБЖ;

— составление сравнительного анализа учебников по курсу ОБЖ;

— изучение системы работы преподавателя-организатора по ОБЖ выбранной школы

Обучение безопасности жизнедеятельности в профильной школе

- изучение опыта реализации оборонно-спортивного профиля а образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области с использованием интернет-ресурсов;

— разработка элективных курсов по выбранной теме;

— разработка конспекта учебных занятий для профильных классов;

— подбор диагностических материалов к различным темам в профильных классах

Моделирование программ и образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в разных типах образовательных учреждений

- анализ нормативных документов (образовательные стандарты, учебные программы по курсу ОБЖ);

— анализ тематического планирования по курсу ОБЖ с использованием методических материалов;

— разработка внеклассных и урочных занятий по курсу ОБЖ для различных типов образовательных учреждений

Таким образом, обобщая выше изложенное можно выделить требования к организации самостоятельной работы магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности:

-          учет особенностей содержания дисциплин направления и дисциплин специальной подготовки;

-          разработка учебно-методической документации, материалов и электронно-библиотечной системы по всем курсам основной образовательной программы магистратуры;

-          систематическое и последовательное оценивание качества освоения основной образовательной программы магистратуры, включающую текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую государственную аттестацию.

Литература:

1.         В. Ю. Абрамова Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» //Молодой ученый.2012.№ 9. С.260–263.

2.         О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. — М.: Высшая школа,1990. — 191 с.

3.         О. П. Дрон Инновационная модель организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения дисциплинам менеджмента //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена № 32 (т.11) 2007 С.267–270.

4.         Т. А. Коростелина Активные методы в системе организации самостоятельной работы студентов//Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения.- Петрозаводск., 1988. — С.38–45.

5.         Г. А. Костецкая, Э. М. Киселева Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов//Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Гуманитарные и общественные науки» 2012. Т.2 № 148. С.54–60.

6.         Организация самостоятельной работы в магистратуре: методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических университетов/Составители: Л. К. Боровик, Е. Н. Глубокова. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009- 139с.

7.         Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432с.

8.         Т. А. Спицына Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету //Молодой ученый 2013., № 8(55) С.431–434.

Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, самостоятельная работа, самостоятельная работа магистров, безопасность жизнедеятельности, самостоятельная работа студентов, педагогическое образование, курс ОБЖ, Современная проблема методики обучения безопасности жизнедеятельности, образовательный процесс, методическая система подготовки.


Ключевые слова

самостоятельная работа магистров, содержание самостоятельной работы, магистры педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Похожие статьи

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Скачать Спецвыпуск Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика (pdf).

Какие педагогические приемы может применить учитель ОБЖ для создания экстремальности при обучении вопросам безопасности?

Подготовка магистров педагогического образования в области...

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического...

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров педагогического образования в области...

Особенности методической подготовки бакалавров...

Целью самостоятельной работы школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является мотивирование к освоению учебной программы и повышение ответственности за свою учебу.

Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической...

Ключевой составляющей методической подготовки студентов является курс «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», изучение которого осуществляется в течение трех семестров (на II и III курсах).

Методические аспекты организации самостоятельной работы...

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету.

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса...

область безопасности жизнедеятельности, Методика обучения, образование, гуманистический подход, педагогическое образование, высшая школа, курс, студент, высшее педагогическое образование, высшее образование.

Методическая подготовка бакалавров и магистров...

область безопасности жизнедеятельности, дополнительное образование, внеклассная работа, педагогическое образование, гражданско-патриотическая направленность, профильное обучение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Современные проблемы обучения основам безопасности...

Скачать Спецвыпуск Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика (pdf).

Какие педагогические приемы может применить учитель ОБЖ для создания экстремальности при обучении вопросам безопасности?

Подготовка магистров педагогического образования в области...

В статье рассматривается методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического...

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Ключевые слова: профессиональная подготовка магистров педагогического образования в области...

Особенности методической подготовки бакалавров...

Целью самостоятельной работы школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является мотивирование к освоению учебной программы и повышение ответственности за свою учебу.

Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической...

Ключевой составляющей методической подготовки студентов является курс «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», изучение которого осуществляется в течение трех семестров (на II и III курсах).

Методические аспекты организации самостоятельной работы...

Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету.

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса...

область безопасности жизнедеятельности, Методика обучения, образование, гуманистический подход, педагогическое образование, высшая школа, курс, студент, высшее педагогическое образование, высшее образование.

Методическая подготовка бакалавров и магистров...

область безопасности жизнедеятельности, дополнительное образование, внеклассная работа, педагогическое образование, гражданско-патриотическая направленность, профильное обучение...

Задать вопрос