Библиографическое описание:

Спицына Т. А. Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 191-194.



 

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность дорожного движения».

Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, виды самостоятельной работы учащихся, дорожно-транспортные происшествия, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Организация самостоятельной работы учащихся предполагает обеспечение возможностей для самореализации, личностного роста, направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических умений и навыков, расширения различного рода практикумов. В этой связи школьное образование в области безопасности жизнедеятельности должно ориентироваться на деятельностный компонент и формирование таких личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, как: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умениями ориентироваться в различных источниках информации, критически ее оценивать и интерпретировать; проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях; самостоятельно находить способы решения практических задач, применять научные методы познания и др. О необходимости организации самостоятельной работы учащихся говорится в Федеральном законе «Об образовании в РФ», а именно: «среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1]. Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся получили раскрытие в работах Г.И. Щукиной, Л.В. Жаровой, А.П. Тряпицыной, П.И. Пидкасистого, Б.П. Есипова, Ю.К. Бабанского и др.

Организация самостоятельной работы учащихся и руководство этим видом деятельности представляет собой важную составляющую в учебно-воспитательном процессе. В современной методической литературе самостоятельная работа рассматривается как вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы [3]. Важным элементом организации самостоятельной работы учащихся является ее планирование, от которого во многом зависит качество учебных занятий.

В зависимости от дидактической цели выделяют следующие виды самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа с целью актуализации знаний. Учитель актуализирует знания, умения учащихся перед изучением нового материала и его закреплением. Такая работа имеет характер как воспроизводящий, так и реконструктивно-вариативный. В качестве воспроизводящих можно рассмотреть задания, упражнения с полностью заданными условиями. Такой вид работы выполняют с подробной инструкцией, она требует от учащихся выполнения различных преобразований, обобщений с опорой на ранее приобретенные знания и умения. Учащимся важно воспроизводить структуру знаний в целом, а не только отдельные функциональные характеристики. Таким образом, происходит углубление знаний, область их применения расширяется, а мышление школьников достигает уровня продуктивной деятельности.

2. Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний. Новый материал может приобретаться учащимися самостоятельно на различных уровнях познавательной активности, что зависит от сложности материала и подготовленности учащихся. Что касается работ реконструктивно-вариативного характера, то в этом случае школьники должны уметь применять приобретенные ранее знания и умения. Работы, в которых частично присутствует поисковый характер, отличаются от предыдущего большей степенью самостоятельности. При таком виде деятельности в качестве самостоятельной работы лучше всего предлагать дополнительный материал по основам безопасности жизнедеятельности с целью его анализа, обобщения, систематизации; задания исследовательского характера; решение проблемных задач, составление алгоритма решения, формулировки выводов.

3. Самостоятельная работа с целью закрепления, повторения знаний и развития умений. Цель закрепления – запомнить, систематизировать, обобщить и уметь применять знания и умения в различных чрезвычайных ситуациях. Закрепление – один из самых длительных процессов, поэтому задания должны быть предложены в определенной последовательности: решение аналогичных задач; выполнение заданий с учетом переноса знаний в новые условия; вовлечение новых знаний в систему старых. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно – вариативный характер [2].

4. Самостоятельная работа с целью проверки знаний, определения уровня сформированности усвоения знаний и умений учащимися, выставление оценок, самооценка. Работая самостоятельно, ученики учатся самостоятельности, становится более уверенным в себе, пытаются приобрести новые знания. Важно развивать у школьников самостоятельность в познавательной деятельности, чтобы они сами могли овладевать знаниями и применять их в различных видах деятельности. Причем, когда ребенок впервые переступает порог школы, он еще не умеет самостоятельно ставить перед собой цель и задачи учебной деятельности, правильно планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить итоговый результат с поставленной целью. Поэтому учителям начальной школы целесообразно постепенно и систематически предлагать учащимся выполнять разнообразные виды самостоятельных работ как на уроке, во внеурочной деятельности, так и дома.

Так, в процессе изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», большое значение имеет организация самостоятельной работы, так как она способствует осознанному, более углубленному изучению важных, актуальных для учащихся тем; усложнению операционного компонента самостоятельности за счет предоставления обучающимся большого выбора в анализе проблемных ситуаций, постановки проблемной задачи, конструировании способов ее решения; осознанию определенных положений, зависимостей, что позволяет в дальнейшем планировать, проектировать определенные способы деятельности при выполнении самостоятельных работ. Например, необходимо систематически организовывать самостоятельные работы учащихся по теме «Безопасность на дороге», так как количество несчастных случаев от дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков с каждым годом возрастает. Основной причиной травматизма является несоблюдение Правил дорожного движения и соответствующих им требований безопасного поведения на дороге детьми и взрослыми. В ходе различных исследований определено, что дети в подавляющем большинстве случаев получили травмы от транспорта, являясь пешеходами и велосипедистами по самым разнообразным причинам: состоянием дорог, техническим состоянием транспортных средств, недисциплинированностью детей, плохими знаниями правил дорожного движения, не умением и не желанием их выполнять и др. В связи с этим, в школах необходимо организовывать различные виды внеклассной, внеурочной деятельности учащихся, в том числе самостоятельную работу по предупреждению, профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей. При изучении раздела «Безопасность на дороге» в курсе ОБЖ 5 класса мы предлагаем провести различные самостоятельные работы. Например, в процессе объяснения темы «Организация дорожного движения, причины и последствия дорожно-транспортных происшествий» рекомендуем задание следующего характера: написать доклады на тему «Дорожные знаки», «Светофор», «Регулировщик», а в качестве дополнительного задания рассказать историю о правилах дорожного движения (когда появились, какие реформы изменения были проведены). В ходе изучения темы «Безопасное поведение пешеходов и пассажиров» рекомендуем учащимся выполнить самостоятельную работу «Дорога к дому». Ребятам предлагается на листе формата А4 нарисовать свой микрорайон (Дом - Школа – Объект досуга), красными пунктирными линиями обозначить дороги, по которым они ходят часто, синими – площадки для игр на улице, желтым выделить места, куда они ходят в гости, например, к бабушке, друзьям. Когда карта местности будет нарисована, ее необходимо усовершенствовать: нарисовать пешеходные переходы, светофоры, дорожные знаки и продолжать вносить дополнения, недостающие элементы, исходя из личных наблюдений по дороге домой или в школу и проверять, все ли правильно изображено.

При изучении темы «Опасные ситуации на дороге» мы рекомендуем учащимся на уроке в качестве самостоятельной работы выполнить ситуационные задачи, например: «На пешеходе горит красный сигнал светофора, поблизости нет проезжающих машин, ваши действия?», «Однажды Саша переходил проезжую часть улицы на зелёный сигнал светофора. И вдруг зелёный огонёк заморгал и переключился на жёлтый. Что должен делать пешеход в такой ситуации: идти вперёд на противоположную сторону улицы или вернуться назад к тротуару?», «Расскажи о правилах перехода регулируемых перекрёстков. Например, за Сережей, Васей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Скольких друзей поймал полицейский за нарушение правил дорожного движения?». Большой интерес у учащихся 5 классов вызывает выполнение самостоятельных работ с иллюстративным материалом. Так, в процессе проведения уроков по темам «Дорожные знаки», «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» можно предложить учащимся выполнить следующие самостоятельные работы: раздать изображения с недорисованными элементами на дорожных знаках, а ученики должны самостоятельно дорисовать недостающие детали; выдать карточки, на которых изображена дорога с машинами и пешеходами. Задание для самостоятельной работы заключается в следующем: «Закрасьте соответствующим цветом: зеленым тех, кто соблюдает правила дорожной безопасности; красным – всех нарушителей»;

После изучения раздела «Безопасность на дорогах» для закрепления знаний по данной теме желательно провести внеклассные мероприятия. Например, «Не игра», цель которого заключается в развитии знаний учащихся о правилах дорожного движения. Основные задачи: расширение знаний о правилах дорожного движения и правилах поведения на улице; развитие воображения; воспитание интереса к творчеству и мыслительной деятельности. Эффективное проведение этого мероприятия предполагает предварительную подготовку учащихся. Для этого в качестве домашнего задания ученики должны самостоятельно повторить тему «Дорожные знаки», запомнить их названия и как они выглядят; проанализировать темы «Пешеход. Безопасность пешехода», знать правила безопасного перехода дороги. С целью лучшего усвоения учебного материала, формирования осознанных знаний по проблемам безопасного поведения на улицах и дорогах, мы предлагаем провести с учащимися 5 класса классный час в виде игры-соревнования, в которой могут принять участие две команды – «Светофор» и «Дорожные знаки». Самостоятельная работа учащихся заключалась подготовке рисунков по темам «Дорожная безопасность», «Безопасность на дороге глазами детей» и повторении пройденного ранее материала. Оборудование, необходимое для проведения мероприятия: кроссворд, дорожные знаки, бумажный светофор. Рассмотрим содержание некоторых конкурсов:1 конкурс «Дорожные знаки». Какая команда должна угадать как можно больше дорожных знаков. За каждый правильно названный знак 1 балл. 2 конкурс «Знатоки ПДД». Каждой команде задается по 4 вопроса, за правильные ответы получают 2 балла.

Вопросы для команды «Светофор»:

1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?

3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?

4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части?

Вопросы для команды «Дорожные знаки»:

1. Как и где лучше переходить улицу?

2. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?

3. Где следует ожидать автобус, троллейбус?

4. Что означает красный сигнал светофора?

3 конкурс - «Собери знак» Это задание выполняется на время. Команда, которая быстрее соберет разрезанный дорожный знак, получит 3 балла. 4 конкурс - «Музыкальная пауза». Ребятам необходимо исполнить песни или отрывки из песен, в которых говорится о дорогах, пешеходах, машинах (за каждую исполненную песню команда получает 4 балла). 5 конкурс - «Нарисуй дорожный знак». Командам дается 5-10 мин., чтобы они нарисовали дорожные знаки (за каждый правильно нарисованный знак присваивается 2 балла). Победителем игры становится команда, которая смогла набрать большее количество баллов.

Большой интерес вызывает у учащихся участие в конкурсе «Безопасное колесо», в задачи которого входит формирование у школьников ответственного отношения к личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения; закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах; привлечение школьников к участию в пропаганде правил безопасного поведения на дорогах среди сверстников и необходимости заниматься физической культурой. Участие в конкурсе предполагает выполнение самостоятельной работы следующих видов: решение карточек с заданиями по правилам дорожного движения, прохождение различных этапов полосы препятствий на велосипеде, конкурс на знание велотехники, закрепление навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Данный конкурс является многоэтапным командным соревнованием, в котором выявляются знания отдельных участников, слаженность работы команды. Результат каждого участника засчитывается команде, за которую он выступает. Таким образом, организация самостоятельной работы учащихся в разных формах организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности способствует формированию у учеников системного мышления, развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской, творческой деятельности, повышению мотивации, ответственности за учебную деятельность и, в целом, формированию личности безопасного типа поведения.

 

Литература:

  1.                Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Норматика, 2016. – 144 с.
  2.                Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009. – 271 с.
  3.                Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова и др. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, самостоятельной работы учащихся, дорожного движения, организации самостоятельной работы, Самостоятельная работа, безопасного поведения, правилах дорожного движения, самостоятельные работы, виды самостоятельной работы, Организация самостоятельной работы, «Дорожные знаки», красный сигнал светофора, качестве самостоятельной работы, организация самостоятельной работы, аспекты организации самостоятельной, безопасности жизнедеятельности, работа учащихся, самостоятельные работы учащихся, основы самостоятельной работы, самостоятельная работа учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов