Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Силакова О. В. Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения» // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 101-105. — URL https://moluch.ru/archive/145/40634/ (дата обращения: 20.05.2019).



В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрированы формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «050100 Педагогическое образование – магистерская программа «Экологическая безопасность» через освоение дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, комплексная безопасность.

В общепедагогическом плане понятие компетентности связано, по мнению С.А. Писаревой, с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и процедур, необходимых для применения этих знаний и умений. Таким образом, понятие компетентности включает не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [1, С. 160-161].

Понятие «компетентность» сопряжено с понятием «компетенция», под которой понимают круг вопросов, в котором специалист должен быть компетентным, сферу деятельности, в которой он реализует свою профессиональную компетентность.

По мнению О.В. Акуловой, компетентность есть обладание компетенцией: обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [1].

Компетенция способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях [Глоссарий Юнеско, 2004 г.].

Особое внимание в педагогике уделяется профессиональной компетентности и профессиональным компетенциям преподавателя. В результате наблюдения за деятельностью наиболее эффективно работающих педагогов и моделирования потребностей будущего был выявлен ряд компетенций, основанных на «трех китах» деятельности и личности педагога: «знать, делать, быть» [4, с. 157]. С тех пор влияние личностных качеств преподавателя на его профессиональную компетентность отмечается практически всеми исследователями [2, 3, 5].

Продемонстрируем формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению "050100 Педагогическое образование - магистерская программа Экологическая безопасность " через освоение дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

Дисциплина направлена на повышение уровня профессионально-педагогической компетентности студентов магистратуры, сформированности у них комплекса умений и навыков, необходимых для реализации научной и преподавательской деятельности в предметной области знаний – комплексная безопасность в учреждениях образования, где вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета в вопросах защиты жизни и здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях [7].

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Данный учебный курс знакомит магистрантов с целями, содержанием и структурой мероприятий по обеспечению комплексной безопасности в образовательном учреждении, такими как:

-Обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

- Обеспечение охраны здания школы и территории, прилегающей к зданию школы;

- Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе;

- Организация в школе мероприятий по гражданской обороне;

- Профилактика правонарушений в школе;

- Оказание первой медицинской помощи.

Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в подготовке магистра [9] была составлена матрица формируемых компетенций в результате освоения дисциплины, которая отражена в таблице 1 – Матрица компетенций.

Таблица 1

Матрица компетенций

Формируемые компетенции

ОК

ОПК

ПК

1

7

9

12

1

3

1

11

15

17

18

19

Магистрант после освоения содержания дисциплины обладает следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

  • Компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) – ОК-1;
  • Готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
  • Культура безопасности и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности – ОК-7;
  • Способность принимать решения в пределах своих полномочий – ОК-9;
  • Способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способ­ность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций – ОК-12.

б) профессиональными (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
  • готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
  • в области педагогической деятельности:
  • Способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного харак­тера – ПК-1;
  • Способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации – ПК-15;
  • Способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска – ПК-17;
  • Способность контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регене­рации) средства защиты – ПК-18.
  • в области культурно-просветительской деятельности:
  • Способность пропагандировать цели и задачи обеспече­ния безопасности человека и природной среды в техно­сфере – ПК-11;
  • Способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций – ПК-19.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты были готовы решать следующие профессиональные задачи:

  • использовать оптимальные методы предупреждения опасных ситуаций в образовательном учреждении – ПК-15, ПК-17;
  • применять оптимальные методы преодоления опасных ситуаций в образовательном учреждении – ПК-11.
  • организовывать и обеспечивать комплексную безопасность образовательного учреждения, организовывать антитеррористическую защищенность, физическую охрану и инженерно-техническую оснащенность образовательного учреждения – ПК-18;
  • формировать у несовершеннолетних лиц законопослушное правовое поведение – ПК-19.

В ходе, текущей аттестации оценивается качество освоения формируемых компетенций, прежде всего, через освоение содержания конкретных разделов данной дисциплины, путем выполнения разработок уроков и их фрагментов, отработке методики уроков и внеклассных занятий в обучении основам безопасности окружающей среды. Большое внимание также уделяется отработке умений тематического и поурочного планирования; разработке тематики и методики проведения тренировок, учений и походов в природу. Проводятся деловые и ролевые игры, направленные на отработку и выявление усвоения умений устанавливать взаимодействия с учащимися, коллегами и другими субъектами образовательного процесса; умений создавать и использовать в педагогических и профилактических целях образовательную среду с целью создания безопасных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Используются тестовые задания и ситуационные задачи, направленные на проверку овладения организационными и коммуникативными умениями, умениями видеть и понимать ученика в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование личности безопасного типа поведения. Проводятся консуль­тации и собеседования с целью выявления сформированности у магистрантов умений проектировать и осуществлять мероприятия по безопасности в образовательном учреждении [6].

Так на практических занятиях магистрантам предлагается решать расчетные задачи, обеспечивающие успешное выполнение эвакуационных мероприятий, например:

При приспособлении подвального помещения под укрытие вместимостью на 20 человек потребуется следующий расход материала : леса - 0,9 м3 ; гвоздей - 0,25 кг ; кирпича - 600 штук ; грунта - 10  12 м 3. Трудоемкость работ составит 70 + 90 чел.час, при этом коэффициент защиты будет равен 80 - 100.Сделайте расчёт материалов, необходимых для создания для укрытия на 100 человек, на 1000 человек.

При изучении дисциплины магистрантам предлагается решать ситуационные задачи, например:

  1. Вы являетесь заместителем директора по безопасности ОУ и являетесь по совместительству педагогом-организатором ОБЖ. В соответствии с программой курса ОБЖ предложите план мероприятий со школьниками по обеспечению антитеррористической безопасности в общеобразовательном учреждении. Обоснуйте предложенный вариант планирования.
  2. В соответствии со своими функциональными обязанностями заместителя директора по безопасности, составьте схему эвакуации персонала и обучающихся из здания школы в случае пожара (взять за основу один из типовых вариантов школьного здания). Схему составленную обоснуйте.
  3. Вам как педагогу-организатору ОБЖ поручили организовать предметную неделю по ОБЖ в школе, акцент просили сделать на межпредметные связи. Предложите алгоритм взаимодействия педагога-организатора ОБЖ с учителями-предметниками школы по организации и проведению интегрированных уроков и внеклассных мероприятий по тематике ОБЖ.
  4. Будучи педагогом-организатором ОБЖ в школе, в рамках года экологии в РФ предложите тематику мероприятий по экологической безопасности, которые можно провести в школе на предметной неделе по ОБЖ.
  5. Вы – заместитель директора образовательного учреждения по безопасности. Обучение педагогов школы по вопросам безопасности ОУ входит в Ваши обязанности. Составьте тезис-план обучающего занятия с учителями-предметниками на тему «Обеспечение антитеррористической безопасности».

Изучение курса предусматривает выполнение магистрантами определенных видов учебной работы и большого объема самостоятельной работы по данной учебной дисциплине: прослушивание лекций, активное участие в практических и семинарских занятиях, подготовка и защита реферата, а также выполнение заданий в соответствии с технологической картой курса, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2

Технологической карта курса.

Виды текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы

Минимальное для аттестации количество баллов

Максимальное количество баллов

Обязательные виды самостоятельной работы:

1

Выполнение практических работ.

10

20

2

Составление словаря терминов по курсу

10

15

3

Составление библиографического списка литературы по курсу

5

10

4

Реферат

15

20

5

Методическая разработка

10

20

ИТОГО:

50

85

Дополнительные виды самостоятельной работы:

6

Статья и выступление перед коллегами магистрантами по теме курса

10

15

ИТОГО (всего):

60

100

Выполнение заданий оценивается в баллно-рейтинговой системе. Для допуска к итоговой аттестации магистрант должен набрать не менее 60 баллов.

Для итоговой проверки сформированных компетенций используются следующие контролирующие средства: вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний магистрантов, задания в тестовой форме, способствующие выявлению умений у магистрантов применять полученные знания; вопросы проблемного характера, творческие задания, ситуационные задачи.

Для выявления образовательных достижений магистрантов в овладении содержанием дисциплины введена накопительная оценка и используется портфолио, учитывающее различные достижения студентов по выполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ, выступлениям и докладам на заседаниях студенческого научного общества и студенческих научных конференциях.

Требования к профессионально-личностным компетенциям, которые должны быть сформированы у современных специалистов в различных областях, особенно в связи с вступлением в Болонский процесс, широко анализируются в настоящее время на различных уровнях. Описание содержания квалификаций по уровням требует компетентностного подхода [2, 4, 8].

Литература:

  1. Акулова, О.В., Писарева С.А, Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. – СП.: КАРО, 2008. – 96 с.
  2. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  3. Гафнер, В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности / Дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005.
  4. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-214 с.
  5. Иванов, Д.А.., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
  6. Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам образование в области безопасности жизнедеятельности. Экологическая безопасность. / Киселева Э.М., Попова Р.И., Силакова О.В./
    Учебно-методическое пособие для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100-Естественнонаучное образование / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011.
  7. Силакова, О.В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий учебно-воспитательного процесса. / Молодо ученый. 2014. № 18-1. С.. 84-88.
  8. Смирнов, С. Болонский процесс: перспективы развития в России. В журн. «Высшее образование в России.» – М., 2004, ‒ № 1, С. 43 – 51.
  9. www.russmag.ru (Стандарт образования по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности». Компетенции бакалавра и магистра в области БЖ).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс, окружающая среда, способность, самостоятельная работа, Педагогическое образование, антитеррористическая безопасность.


Похожие статьи

Комплексная безопасность образовательного учреждения как...

Основные термины (генерируются автоматически): комплексная безопасность, образовательное учреждение, обеспечение безопасности, безопасное

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса.

Формирование компетенций по безопасности...

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Профессиональные компетенции: —владеть культурой профессиональной безопасности

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

– организационно-методические уменияумения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическая культура, экологическая безопасность, окружающая среда, образовательное учреждение, образовательная среда, благоприятная окружающая среда, экологическая безопасность среды...

Образовательная среда как фактор формирования...

В контексте педагогического процесса формирования профессиональной компетентности образовательная среда выступает как: а) субъективный опыт восприятия действительности; б) трансформация опыта и собственной идентичности в образовательной практике; в)...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Сегодня на фоне реформ в области образования и обеспечения комплексной безопасности на руководителей образовательных учреждений возлагается особенная ответственность. Под безопасностью в системе образовательных учреждений необходимо, в первую очередь...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Ориентация системы высшего образования на формирование профессиональной компетентности будущих учителей требует создания образовательной...

Методические условия формирования коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

Всесторонне рассматривая уровневую систему педагогического образования, необходимо уточнить терминологию ключевых понятий, определяющих его...

Воспитательная система как способ формирования общих...

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, ФГОС, профессиональный стандарт, компетентность.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

Похожие статьи

Комплексная безопасность образовательного учреждения как...

Основные термины (генерируются автоматически): комплексная безопасность, образовательное учреждение, обеспечение безопасности, безопасное

Педагогическое общение — важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса.

Формирование компетенций по безопасности...

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Профессиональные компетенции: —владеть культурой профессиональной безопасности

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

– организационно-методические уменияумения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения...

Педагогические аспекты экологической безопасности...

экологическая культура, экологическая безопасность, окружающая среда, образовательное учреждение, образовательная среда, благоприятная окружающая среда, экологическая безопасность среды...

Образовательная среда как фактор формирования...

В контексте педагогического процесса формирования профессиональной компетентности образовательная среда выступает как: а) субъективный опыт восприятия действительности; б) трансформация опыта и собственной идентичности в образовательной практике; в)...

Деятельность руководителя по управлению процессом...

Сегодня на фоне реформ в области образования и обеспечения комплексной безопасности на руководителей образовательных учреждений возлагается особенная ответственность. Под безопасностью в системе образовательных учреждений необходимо, в первую очередь...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Особое значение приобретает влияние образовательной среды в процессе подготовки педагогических кадров.

Ориентация системы высшего образования на формирование профессиональной компетентности будущих учителей требует создания образовательной...

Методические условия формирования коммуникативной...

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

Всесторонне рассматривая уровневую систему педагогического образования, необходимо уточнить терминологию ключевых понятий, определяющих его...

Воспитательная система как способ формирования общих...

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, ФГОС, профессиональный стандарт, компетентность.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».

Задать вопрос