Автор: Байгузева Александра Петровна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Байгузева А. П. Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 15-17.



 

В статье рассматриваются методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Статья предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: компетенция, коммуникативная компетентность, бакалавры, безопасность жизнедеятельности.

В настоящее время формирование коммуникативной культуры личности стало объективной необходимостью на фоне тенденции снижения уровня базовой культуры молодых людей, поскольку кризис рубежа ХХ-ХХI века внес изменения во все аспекты жизни граждан страны.

В данном контексте вполне закономерными явлениями стали формирование новой философии высшего образования, перестройка его концептуальных и идеологических оснований, смена образовательной парадигмы с установкой на гуманизацию, демократизацию, вариативность и непрерывность образования и др. [7, стр. 5].

Вследствие этого, реформирование высшей школы происходит в масштабах всего государства, на законодательном уровне этот процесс нашел отражение в следующих законодательных федеральных документах: в «Законе об образовании»; Федеральном государственном образовательном стандарте, национальных проектах Президента Российской Федерации. В них указывается, что современное уровневое педагогическое образование должно способствовать формированию у бакалавров целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ключевых компетенций как то, опыт самостоятельной профессиональной деятельности на основе коммуникативной компетентности.

Всесторонне рассматривая уровневую систему педагогического образования, необходимо уточнить терминологию ключевых понятий, определяющих его стратегию развития. В психолого-педагогической науке понятие «компетентность» получило широкое распространение относительно недавно. Так, в конце 1960 — начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. и в отечественной литературе зарождается особое направление — компетентностный подход в сфере образования. Его ядро - это понятие «коммуникативная компетентность», появившееся в середине 80-х – 90 гг. ХХ века, впервые было использовано А.А. Бодалевым со значением способности устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [1]. При определении понятия «коммуникативная компетентность» исследователи используют разнообразные аспекты для его толкования, часто исходя из предметной области знаний или сферы профессиональной деятельности:

- по мнению В.И. Жукова, «коммуникативная компетентность» – это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [2];

- по мнению С.М. Вишняковой, «коммуникативная компетентность» это – 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина "квалификация", включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений. Зона полномочий тех или иных органов и лиц устанавливается законами, другими нормативными актами, положениями, инструкциями, уставами [3].

В содержание «коммуникативной компетенции», которую можно охарактеризовать как методически, психологически и лингвистически согласованное единство всех компонентов, входят следующие взаимосвязанные и отчасти смежные разделы: а) сферы коммуникативной деятельности, темы и их интеллектуальная (концептуальная) значимость для обучающихся; б) ситуации и программы их развертывания (сценарии коммуникативных событий); в) социальные и коммуникативные роли собеседников в ситуациях, программы поведения каждой роли в соответствии с ходом развертывания коммуникативных событий; г) речевые действия, прагматические цели; д) стратегии коммуникации в ситуациях при выполнении программ поведения; е) типы контекстов / дискурсов и правила их построения; ж) списки номинативных значений; з) списки внутрисистемных значений; и) списки языковых минимумов [4, с. 84].

В настоящее время, в силу развития технической мысли и, как следствие изобретения новых способов быстрой передачи информации, несомненно, является положительным моментом, но при этом многие педагоги отмечают негативные особенности такие как: снижение уровня читательской культуры, речевых умений, способностей к ведению конструктивного диалога и др.

Это доказывает, что сегодня в профессиональной деятельности современного педагога и в частности учителя основ безопасности жизнедеятельности коммуникация является важной составляющей обучения, имея в своей основе общение между участниками образовательного процесса. В связи с этим возникает необходимость определение специальных условий, при которых бакалавры образования в области безопасности жизнедеятельности приобретают умения и навыки профессионального общения на уровне «коммуникативной компетентности».

Содержание понятия «коммуникативная компетентность» все ещё переживает стадию оформления в различных отраслях знания и отличается разнообразием подходов и определений (Е.А. Быстрова, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, Д.И. Изаренков, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова, Н.М. Шанский и др.) по причине разносторонности данного понятия.

Так, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя отмечают, что «определяющим условием для формирования коммуникативной компетентности учащихся является организация в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых педагог создает коммуникативное взаимодействие с учениками, оценивая результаты работы через учебный продукт – текст или высказывание в устной и письменной формах [5, стр. 25-26].

Рассматривая коммуникативную компетентность как совокупность составляющих, отечественный исследователь И.А. Зимняя представляет ее следующий компонентный состав: мотивационный аспект компетентности (готовность к проявлению компетентности); когнитивный аспект компетентности (владение знанием содержания компетентности); поведенческий аспект компетентности (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой аспект компетентности (отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения); эмоционально-волевой аспект компетентности (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности) [5, с.25-26].

В соответствии с таким структурно-содержательным пониманием понятия «коммуникативная компетентность», процесс обучение должен происходить с учетом особенностей речевой коммуникации, а в основе его должна быть модель реального общения. Придерживаясь такого подхода, М.М. Северин выделяет ряд принципов, определяющих модель реального общения: речевая направленность процесса обучения; ориентация на содержание и форму высказывания; использование заданий ориентированных на тренировку коммуникативных умений; учет потребностей обучаемых при планировании и организации занятия; использование личного опыта и самостоятельности в решении учебных задач.

Вышеперечисленные принципы определяют организационно-методические условия, от которых зависит эффективность формирования коммуникативной компетентности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности:

- осознание значимости коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности как обучаемыми, так и преподавателями;

- моделирование коммуникативных ситуаций в процессе обучения, обеспечивающее свободное вхождение обучаемых в процесс общения;

- внедрение в образовательный процесс курса по выбору (факультатива) «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности педагога»;

- использование индивидуального и дифференцированного подходов к обучаемым в процессе формирования у них коммуникативных способностей.

В процессе профессионального обучения бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности формирование коммуникативной компетентности наиболее эффективно осуществляется через моделирование коммуникативных ситуаций в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин базовой и вариативной частей стандарта по направлению «Педагогическое образование».

 

Литература:

  1. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256 с.
  2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Академия, 1991. - 96 с.
  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. – М.: Изд-во "Новь", 1999. – С.130-131.
  4. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н.Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38-45.
  5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 3–10.
  6. Северин М.М. Формирование коммуникативной компетентности у будущих офицеров-воспитателей Available at: http://www.rae.ru/forum2012/290/2079
  7. Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования [Текст]: Монография. / П.В. Станкевич Изд-во «ТЕССА», 2006. – 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетентности, области безопасности жизнедеятельности, формирования коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности бакалавров, аспект компетентности, «коммуникативная компетентность», компетентности бакалавров образования, условия формирования коммуникативной, профессиональной деятельности, понятия «коммуникативная компетентность», основе коммуникативной компетентности, состав коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности учащихся, значимости коммуникативной компетентности, формирование коммуникативной компетентности, бакалавров педагогического образования, коммуникативных ситуаций, проявления компетентности, Методические условия формирования, моделирование коммуникативных ситуаций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос