Библиографическое описание:

Вилейто Т. В. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2014. — №18.1. — С. 25-27.

 В эпоху глобальных коммуникационных и технологических преобразований реформирование высшего образования диктует потребности в подготовке мобильных специалистов, готовых работать в условиях демократизации и интернационализации профессиональной среды. Этот процесс предполагает развитие у будущих педагогов таких межличностных отношений как: 1. Формирование готовности к решению различных проблем (как в академическом плане, так и в более широком контексте).

2. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.

3. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира.

Эффективная коммуникационная деятельность – один из критериев оценки профессионала-педагога и необходимое условие решения профессиональных задач в образовательном процессе [2]. В этой связи считаем необходимым особое внимание уделить совершенствованию билингвальной коммуникативной компетенции в процессе освоения основной образовательной программы (ООП) подготовки бакалавров педагогического образования по профилю Образование в области безопасности жизнедеятельности.

Владение иностранным языком позволяет совершенствовать профессиональную компетентность будущего педагога в области безопасности жизнедеятельности, расширять его общекультурный кругозор в процессе получения информации в области своей профессиональной деятельности, повышать эффективность делового общения и успешно решать профессиональные задачи в процессе преподавания таких курсов как Безопасность жизнедеятельности (БЖД) и Основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).            Надо отметить, что процесс совершенствования билингвальной коммуникативной компетентности носит этапный характер. На первом этапе происходит повторение, коррекция и закрепление билингвальных знаний, приобретенных учащимися в процессе обучения в средней школе, что является базой для перехода к вузовскому обучению иностранным языкам.

Второй этап ориентирован на достижение образовательных, развивающих, воспитательных и практических целей, так как продолжается работа по формированию и совершенствованию билингвальных знаний, навыков и речевых умений [1]. На этом этапе происходит постепенное усиление лингво-профессиональной и профессионально-деловой направленности обучения в области безопасности жизнедеятельности. Необходимо отметить, что билингвальный процесс предоставляет возможность бакалавру приобрести не только необходимые билингвальные профессиональные знания и умения, но и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Нам представляется, что этот многокомпонентный процесс связан с пониманием, обработкой и интерпретацией воспринимаемых данных по безопасности жизнедеятельности, активизацией и использованием внутренней, когнитивной информации в этой сфере, стратегией деятельности в своей профессиональной области.

В основе этого процесса лежат синтез интегративных знаний по безопасности жизнедеятельности, а также общие знания о культуре и коммуникации в своей стране и в стране иностранного языка. Деятельностный компонент включает в себя учебные и исследовательские умения студентов, которые можно классифицировать в 3 группы:

1. Ориентационно-оценочные:сравнивать, делать выводы, сопоставлять разные точки зрения, работать с источниками информации и др.

2. Конструктивно-оформительские:систематизировать информацию по самостоятельно разработанному алгоритму, отстаивать свою точку зрения, анализировать и обобщать и др.

3. Информационно-аналитические: находить новое, анализировать, систематизировать, классифицировать, использовать факты, самопознание и др.

Направляющим компонентом этого процесса по совершенствованию билингвальной компетенции бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности являются мотивация, потребности и рефлексия, которые направлены на сознательное освоение профессиональных знаний и позволяют охватить эмоционально-оценочное отношение личности к миру, так как связаны с осознанием и оценкой собственных эмоциональных реакций и состояний.

Таким образом, билингвальная коммуникативная компетенция бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности выступает в качестве одного из показателей сформированности профессиональной компетентности личности и может определяться как одна из ключевых компетенций, которой должен овладеть будущий учитель.

Использование иностранного языка как способа постижения мира специальных знаний, в нашем случае по безопасности жизнедеятельности (техносферной безопасности), приобщения к культуре безопасности различных народов, к диалогу различных культур и цивилизаций в общепланетарном масштабе – все эти идеи билингвального образования имеют важное значение для Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, осваивающего гуманистическую парадигму образования и реализуются, в частности, на факультете безопасности жизнедеятельности.

В рамках ООП подготовки бакалавров по направлению 050100.62 Педагогическое образование (профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности) билингвальная подготовка осуществляется, в первую очередь, за счет дисциплин «Иностранный язык», который изучается на 1 году освоения ООП и изучается в объеме 72 часов, а также дисциплины «Деловой иностранный язык», который изучается студентами за счет часов блока факультативных дисциплин и курсов по выбору в объеме 180 часов. Настоящие дисциплины представляют собой практико-направленные курсы английского языка, нацеленные на тренировку профессионально-ориентированного англоязычного материала во всех видах речевой деятельности.

Эффективная реализация процесса формирования и совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции обеспечивается через традиционную лекционно-семинарскую систему обучения с использованием инновационных и интерактивных форм организации учебного процесса в вузе, включая практические и семинарские занятия, коллективные и индивидуальные упражнения, самостоятельную работу, консультации, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры, проекты, презентации, НИРС, различные виды практических заданий и др.[3]

Основываясь на собственном опыте работы в этом направлении на факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И.Герцена, считаем необходимым отметить, что свое особое место в общей организации и реализации этого процесса заняли билингвальные семинары и дискуссионные клубы по изучению следующих учебных модулей профессионального цикла подготовки: Социальная безопасность человека, Защита человека в ЧС, Безопасность жизни в техносфере, Основы психологической безопасности в ЧС. Целью данных занятий является содействие развитию профессиональной компетенции бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образования (профиль Образование в области безопасности жизнедеятельности) путем овладения знаниями в области техносферной безопасности, в т.ч. на иностранном языке.

Надо отметить, что при подготовке и проведении билингвальных семинаров по изучению техносферной безопасности перед нашими студентами был поставлен целый комплекс задач, направленных:

-          на формирование глобального мышления о планетарном сообществе людей (философской триаде человек – природа-общество);

-          на развитие познавательного интереса к ключевым проблемам современного мира, а именно природным катастрофам, межнациональным отношениям, кризису культуры и нравственности и др.;

-          на осуществление самостоятельной работы с целью овладения специальными и общенаучными умениями, позволяющими самостоятельно добывать информацию в печати и в электронных источниках, в т.ч. на иностранном языке и представлять эту информацию в виде мини-проектов (форма презентация) на иностранном языке;

-          на совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении с учетом социокультурных отличий современного поликультурного мира;

-          на овладение информационными технологиями с учетом современных тенденций обновления содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.

Следует также добавить, что поставленные задачи были выполнены на высоком уровне развития билингвальной компетенции, которая проявилась в умении студента достаточно быстро реагировать и адаптироваться к языковой ситуации, анализировать ее и выбирать наиболее эффективные способы решения задач. При этом студенты показали способности к вариативному и творческому мышлению, также умения действовать в нестандартных ситуациях, что особенно важно при формировании профессиональных качеств у специалистов в образовательной области безопасности жизнедеятельности.

Эти формы обучения являются междисциплинарными и интегрируют содержание факультативного курса «Деловой английский язык» и вышеобозначенных учебных модулей профессионального цикла ООП по направлению Педагогическое образование. По нашему мнению, такой подход к обучению способствует подготовке квалифицированного специалиста в образовательной области безопасность жизнедеятельности, который способен к самосовершенствованию и взаимодействию с другими участниками коммуникации, вести профессиональную деятельность в иноязычной среде, а также сориентированном на решении проблем безопасности в социальных, политических, экологических и национальных отношениях.

.

Литература:

1.                          Брыксина, И.Е. Роль билингвального образования в формировании специалистов социальной сферы / И.Е. Брыксина // Современные технологии в социальной работе и вузовской подготовке специалистов социальной сферы: межвуз. сб. науч. тр. – Тамбов; Москва; Терре-Хот (США): Изд-во ТГУ, 2002.

2.                          Вилейто Т.В., Мазурова Н.М. Развитие коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. / Сборник научных трудов Института экономики и права. – СПб.: Редакционно-издательский отдел Института экономики и права, 2007.

3.                          Филимонова М.С. Модель билингвальной подготовки студентов неязыковых специальностей вуза // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (часть 5).

Основные термины (генерируются автоматически): безопасности жизнедеятельности, области безопасности жизнедеятельности, билингвальной коммуникативной компетенции, педагогического образования, факультете безопасности жизнедеятельности, бакалавров педагогического образования, компетенции бакалавров педагогического, Совершенствование билингвальной коммуникативной, Основ безопасности жизнедеятельности, безопасности жизнедеятельности РГПУ, совершенствования билингвальной коммуникативной, техносферной безопасности, коммуникативной компетенции бакалавров, Безопасность жизнедеятельности, области безопасность жизнедеятельности, билингвальной компетенции, отличий современного поликультурного, совершенствованию билингвальной коммуникативной, билингвальной компетенции бакалавров, Развитие коммуникативной компетенции.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос