Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Авдеева Н. В. Методические аспекты формирования общекультурных компетенций у бакалавров безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 306-308. — URL https://moluch.ru/archive/45/5546/ (дата обращения: 22.08.2018).

Реализация государственного образовательного стандарта третьего поколения в системе российского образования высшей школы привела к изменениям к новым требованиям профессиональной подготовки выпускников вузов. Где компетентностно-ориентированный подход в обучении студентов высших учебных заведений является основополагающим, а результатом усвоения основной образовательной программы выступает овладение выпускником группой определенных компетенций. Следовательно, происходит переориентация оценки результата освоения основных образовательных программ бакалавриата с понятий «знания, умения, способности» на понятия «компетенции, компетентность», так как процесс организации научно-педагогической деятельности направлен на формирование и развитие не только профессиональных, но и общекультурных компетенций у выпускников высшей школы.

По мнению многих ученых-исследователей понятие «компетенция» [1,2], следует понимать ни как специфические предметные знания, умения, навыки, а конкретные компетенции выпускника, дополненные его личностными качествами. Так, Дж. Равен [5], определяет компетентность, как поведение в нестандартных ситуациях, успешное решение не совсем определенных задач с применением полученных теоретических знаний. Нам близка позиция Л.М. Митиной, в отношении определения понятия компетентность применительно к овладению студентами общекультурными компетенциями, под которыми она понимает «совокупность знаний, умений, навыков, а также способов выполнения деятельности» [4, с.46].

Отметим, что компетенции предполагают овладение студентами комплексной процедурой применения усвоенных знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов. Ключевая часть компетенций проходит через все образовательные области и призвана объединить их в единое целое содержание. В ней реализуются все компоненты общепредметного содержания образования: общекультурные знания об изучаемых явлениях общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные вопросы деятельности и т.п. [3]. Существующие в педагогике классификации различных видов компетенций разнообразны, мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского [7]. Предложенная им классификация компетенций включает и общекультурные, отражающие метапредметный уровень содержания образования, по мнению автора формирование общекультурной компетенции осуществляется в рамках каждой дисциплины или курса, реализующего содержание основной образовательной программы подготовки специалистов. В трудах отечественных психологов, культура понимается как спрессованный опыт тысячелетий, включающий в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности.

В содержание подготовки бакалавров педагогического образования по овладению ими общекультурными компетенциями, как основы формирования культурологических знаний студентов в области безопасности жизнедеятельности предложена следующая группа общекультурных компетенций:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбор путей ее достижения;

  • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

  • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

  • способность логически верно устную и письменную речь;

  • готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

  • владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;

  • готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества [6].

В связи с этим под общекультурной компетентностью бакалавров безопасности жизнедеятельности мы понимаем получение и развитие комплекса знаний в области общечеловеческой культуры, духовно-нравственных отношений, освоение культурного пространства и умения применить полученные культурологические знания в системе отношений «человек-общество-культура». Следует отметить, что содержание реализуемых курсов и дисциплин профессиональной подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности в той или иной степени способствуют освоению общекультурного опыта студентами. В связи с этим нами был разработан и внедрен в образовательную практику подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности курс «Защита и сохранение культурного наследия». В процессе изучения, которого бакалавры безопасности жизнедеятельности овладевают группой общекультурных компетенций, рекомендованных государственным образовательным стандартом. Ниже приведено краткое содержание курса «Защита и населения культурного наследия».

Темы данного курса отражают содержание историко-культурологического анализа особенностей взаимоотношений природы, культурного наследия и общества в Петербурге, России и за рубежом. В процессе изучения дисциплины рассматриваются вопросы современных проблем защиты и сохранения культурного наследия, охраны природы, что способствует восприятию и пониманию сущности проблемы взаимодействия «человек ↔ культура ↔ общество ↔ природа».

Таким образом, изучение педагогической и методической литературы позволило составить подробную характеристику компонентов общекультурных компетенций, разработать методические основы их овладения и применения в процессе подготовки бакалавров безопасности жизнедеятельности.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что при реализации государственного образовательного стандарта и организации образовательного процесса по подготовке бакалавров безопасности жизнедеятельности мы получаем следующие результаты освоения данного курса, где студенты:

  • знают: основные закономерности взаимодействия человека и общества; основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества; основные механизмы социализации личности; основные философские категории и проблемы бытия; основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе; основы современных технологий способа, обработки и предоставления информации;

  • умеют: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; использовать различные формы устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности. Учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения и воспитания и социализации; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности; использовать современные информационно-коммуникационные технологии;

  • владеют: навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации; основными методами математической обработки информации; базовыми программными методами защиты информации.

Таким образом, формирование и развитие общекультурных компетенций в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия», позволяет у бакалавров безопасности жизнедеятельности повысить уровень культуры личности студентов, выполняя функции социально-культурного просвещения. Также способствует приобретению знаний о культуре, культурном наследии своего города, региона, страны и мира и защите и сохранении культурных ценностей, тем самым, способствуя развитию интереса к изучению естественнонаучных дисциплин, пониманию сохранения и ответственности культурного наследия, а также развитие у них профессионального интереса к педагогическому образованию в области безопасности жизнедеятельности.


Литература:

  1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995. – 197 с.

  2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 508с

  3. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: Сколько их у российского школьника? // Вопросы Интернет образования. http// vio.fio.ru

  4. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Флинта, 1998. – 200 с.

  5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. – 396 с.

  6. ФГОС ВПО Педагогическое образование 2010 г. [электронный ресурс]. Режим доступа – www. edu.ru.

  7. Хуторской А.В. Доклад "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" [электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, компетенция, государственный образовательный стандарт, бакалавр безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, основная образовательная программа, овладение студентами, область безопасности жизнедеятельности, высшая школа, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Формирование компетенций по безопасности...

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Методические условия формирования и развития общекультурных...

Данный образовательный стандарт определяет требования к общекультурным компетенциям как планируемому результату профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Формирование общекультурных компетенций в подготовке...

С учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности определено содержание общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование»...

Основные приоритеты развития высшего педагогического...

Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, уровневое педагогическое образование, образовательный процесс, высшее педагогическое образование, нелинейная организация, образовательная система...

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, вариативная часть, профессиональная деятельность, курс, высшее педагогическое образование, компетентностно-ориентированный образовательный процесс...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Продемонстрированы формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «050100 Педагогическое образование...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...»

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, бакалавр образования в области безопасности жизнедеятельности, профиль, основная образовательная программа, модульный подход, предметно-профильный образовательный модуль.

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, область безопасности жизнедеятельности, студенческое научное общество...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование компетенций по безопасности...

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Методические условия формирования и развития общекультурных...

Данный образовательный стандарт определяет требования к общекультурным компетенциям как планируемому результату профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Формирование общекультурных компетенций в подготовке...

С учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности определено содержание общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование»...

Основные приоритеты развития высшего педагогического...

Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, уровневое педагогическое образование, образовательный процесс, высшее педагогическое образование, нелинейная организация, образовательная система...

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Основные термины (генерируются автоматически): область безопасности жизнедеятельности, вариативная часть, профессиональная деятельность, курс, высшее педагогическое образование, компетентностно-ориентированный образовательный процесс...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Продемонстрированы формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «050100 Педагогическое образование...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...»

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, бакалавр образования в области безопасности жизнедеятельности, профиль, основная образовательная программа, модульный подход, предметно-профильный образовательный модуль.

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, область безопасности жизнедеятельности, студенческое научное общество...

Задать вопрос