Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 353 раза

Библиографическое описание:

Бырылова, Е. А. Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») / Е. А. Бырылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13238/ (дата обращения: 18.04.2024).

Европейская квалификационная рамка представляет результаты обучения (Learning Outcomes)как набор знаний, умений и компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и готов делать по завершении обучения.

Существует несколько уровней применения показателей результативности обучения:

·                     индивидуальный уровень, при котором результаты обучения используются для разработки модулей образовательных программ;

·                     национальный уровень, объясняющий использование результатов обучения для разработки квалификаций, квалификационных рамок, повышения качества образовательных программ;

·                     международный уровень, при котором результаты обучения используются для обеспечения прозрачности образовательных программ и международного признания присуждаемых степеней и дипломов.

В процессе становления новой философии высшего профессионального педагогического образования, происходит не только перестройка его концептуальных и идеологических оснований, но изменяется и сам человек в своём отношении к природе, обществу, самому себе. Пропаганда поведения, разрушающая традиционные формы жизнедеятельности человека, насаждение чуждых традиционной культуре ценностей способствуют совершению биологически патологических действий, опасных для самого существования народа и человечества вообще. Востребованность высококвалифицированных специалистов, призванных ориентировать молодое поколение на безопасный тип поведения, объясняются и тем, что сама культура, особенно её традиционные формы, нуждаются в защите и сохранении. Совершенно очевидно, что функции обеспечения безопасности ценностей культуры могут осуществить лишь люди, обладающие широким общекультурным кругозором, владеющие гуманитарными технологиями

В этих условиях на вуз ложатся дополнительные функции по формированию профессиональной компетентности, включающей не только осведомлённость выпускника в вопросах культуры, поведения, организации досуга, но и осознание ценности культурного наследия в триаде «человек – природа – общество».

Общекультурные компетенции, обозначенные в контексте общих требований ФГОС ВПО, предъявляемых к образованности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») играют ключевую роль в формировании их профессиональной компетентности, которые определяются следующими способностями:

- понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- овладение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям.

Сегодня вузам рекомендовано создавать стандарт компетенций, основываясь на запросы региона, учитывая кадры, структурировать компетенции. Выделение этих компетенций позволяет конструировать содержание подготовки бакалавров с учетом как культурологического, так и аксиологического подходов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы и нормативно-правовых документов в области образования позволяет уточнить понятие «Общекультурная компетентность» бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») как профессионально значимое интегральное качество личности, которое обеспечивает способность специалиста включаться в педагогическую деятельность и ориентироваться в современном социокультурном пространстве, распознавать и оценивать объекты культурного значения, не допускать возможности их разрушения или нанесения им ущерба, осознавая при этом ценность явления или объекта с позиции воспитательного воздействия на личность учащегося, с целью формирования личности безопасного типа поведения».

С учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов факультета безопасности жизнедеятельности определено содержание общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), включающее элементы:1) ориентация в источниках духовной и материальной культуры; 2) установка на овладение культурным наследием; 3) осознание ценностей культуры (в социальном, этическом, эстетическом аспектах); 4) понимание значимости роли культурного наследия для безопасности жизнедеятельности в системе «человек – общество – природа»; 5) деятельность, направленная на сохранение культуры; 6) безопасное взаимодействие в поликультурном пространстве.

При проектировании методики формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования мы учитывали следующие условия:

 - содержание образования бакалавра образования по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» формирует субъектную позицию студента, обеспечивающую самостоятельность, умение принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности;

- в содержательный компонент подготовки бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования включён курс по выбору
«Защита и сохранение культурного наследия», который целенаправленно ориентирован на систему критериев достижения общекультурной компетентности студентов.

Необходимо отметить, что отбор содержания дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» осуществляется с учетом культурологической составляющей предметной области знаний «Безопасность жизнедеятельности» на основе определения четырех содержательных линий: 1) Культура как фактор устойчивого развития общества; 2) Сохранение культурного наследия – составная часть политики обеспечения безопасности развитого государства; 3) Культурная среда человека способствует формированию личности безопасного типа поведения; 4) Культурное наследие - часть среды безопасной жизнедеятельности человека (общества).

Эти содержательные линии выступают одновременно ведущими идеями курса, освоение которых позволит студентам освоить материал на концептуальном уровне и усвоить целостную картину мира.

Задача формирования общекультурной компетентности будущего бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») ставит вопрос о необходимости организации специального культуроориентированного образования. Попытку реализовать культурологическую составляющую содержательных линий и представляет собой создание эффективной организации образовательного процесса в высшей школе в формировании общекультурных компетенций.

И, в заключение, хочется подчеркнуть, что на эффективность профессионального образования влияют многие факторы, прежде всего экономические. Но в сложном современном мире свести все изменения только к экономическим тенденциям, в первую очередь к ориентации исключительно на современные потребности существующего рынка труда, невозможно. Сегодня наиболее значимым становится позиция самого человека как уникальной индивидуальности, готовой разделить ответственность за судьбы страны и мирового сообщества.

Основные термины (генерируются автоматически): Культурное наследие, результат обучения, безопасный тип поведения, завершение обучения, компетенция, область образования, профессиональная компетентность.


Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность, общекультурные компетенции, профессиональные

Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [1, С. 160-161].

Методические условия формирования и развития общекультурных...

культурное наследие, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, компетенция, учебный материал, развитие, сохранение, профессиональная деятельность бакалавров, защита...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в

В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5

Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые...

Методические условия формирования коммуникативной...

В процессе профессионального обучения бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности формирование коммуникативной компетентности наиболее эффективно осуществляется через моделирование коммуникативных ситуаций в процессе изучения...

Компетенции и компетентностный подход в обучении

Основные термины (генерируются автоматически) : компетенция, результат обучения, успешная деятельность, умение, профессиональная деятельность, знание, подход, основа реализации, компетентность специалиста, предлагаемый подход.

Методические аспекты формирования общекультурных...

Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, компетенция, государственный образовательный

Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Компетенции и результаты образования тесно связаны между собой.

Мы опираемся на понимание профессиональной компетентности Болотова В. А., который отмечает, что это есть «сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических...

Формирование исследовательской компетенции в условиях...

Основу современного образования составляют принципы компетентностного подхода, которые призваны максимально сократить разрыв между теорией и практикой в обучении.

1.Тип компетенции в общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция).

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность, общекультурные компетенции, профессиональные

Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [1, С. 160-161].

Методические условия формирования и развития общекультурных...

культурное наследие, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, компетенция, учебный материал, развитие, сохранение, профессиональная деятельность бакалавров, защита...

Формирование общих и профессиональных компетенций...

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в

В ФГОС среднего профессионального образования к различным специальностям в разделе 5

Результатом освоения компетенций должны стать: знания и умения, которые...

Методические условия формирования коммуникативной...

В процессе профессионального обучения бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности формирование коммуникативной компетентности наиболее эффективно осуществляется через моделирование коммуникативных ситуаций в процессе изучения...

Компетенции и компетентностный подход в обучении

Основные термины (генерируются автоматически) : компетенция, результат обучения, успешная деятельность, умение, профессиональная деятельность, знание, подход, основа реализации, компетентность специалиста, предлагаемый подход.

Методические аспекты формирования общекультурных...

Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, компетенция, государственный образовательный

Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Компетенции и результаты образования тесно связаны между собой.

Мы опираемся на понимание профессиональной компетентности Болотова В. А., который отмечает, что это есть «сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических...

Формирование исследовательской компетенции в условиях...

Основу современного образования составляют принципы компетентностного подхода, которые призваны максимально сократить разрыв между теорией и практикой в обучении.

1.Тип компетенции в общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция).

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования.

Задать вопрос