Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Багмет С. А. Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/14/394/ (дата обращения: 20.08.2018).



 

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в РГПУ им. А.И. Герцена на факультете безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, бакалавр образования в области безопасности жизнедеятельности, профиль, основная образовательная программа, модульный подход, предметно-профильный образовательный модуль.

Современная ситуация в высшем педагогическом образовании характеризуется реформированием структурно-содержательного компонента образовательной системы в условиях перехода на уровневую подготовку педагогов-предметников.

Одним из важнейших сегментов предметного поля высшего педагогического образования является образование в области безопасности жизнедеятельности.

Это предполагает, в первую очередь, рассмотрение вопросов подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности в русле общих методологических подходов к бакалаврскому образованию. В данном контексте значимыми становятся определение стратегии и логико-методологический анализ системы профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» в условиях использования модульного подхода.

Инновационная система подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности строится на основе компетентностного и модульного подходов, которая реализуется через встраивание предметно-профильных образовательных модулей в рабочий учебный план, составленный на основе базового общенаучного и общепрофессионального содержания стандарта по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование». Основополагающими принципами предметно-профильной области (профиля) современного педагогического образования выступают его интегративность, фундаментальность, целостность [2].

Вариативная часть профессионального блока основной образовательной программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности» разработанной в РГПУ им. А.И. Герцена представлена шестью предметно-профильными образовательными модулями: «Основы военной службы» (11 зачетных единиц), «Социальная безопасность человека» (13 зачетных единиц), «Защита человека ЧС» (16 зачетных единиц), «Безопасность жизни в техносфере» (18 зачетных единиц), «Основы медико-валеологических знаний» (17 зачетных единиц), «Основы психологической безопасности в ЧС» (13 зачетных единиц). Рассмотрим структурную модель предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере».

Основной исходной позицией для определения логики конструирования структуры и содержания предметно-профильногомодуля «Безопасность жизни в техносфере» являются модульные единицы, представленные в рабочем плане в виде учебных дисциплин. В свою очередь модульные единицы (дисциплины/курсы) подразделяются на модульные элементы, отражающие дидактические единицы теоретического содержания основной образовательной программы [3].

Теоретическое содержание предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» выстроено по концентрическому принципу и включает три учебные дисциплины, ориентирующие бакалавров на овладение специальными компетенциями для решения профессиональных задач.

При этом структурирование содержания модуля осуществлялось на основе квантования учебного материала в целях выделения отдельных дисциплин/курсов и поэтапного их изучения (таблица 1).

Таблица 1

Структурная модель предметно-профильного модуля

«Безопасность жизни в техносфере» (по рабочему плану, разработанному в РГПУ им. А.И. Герцена)

Модульные единицы

(дисциплины/курсы)

Семестр

Трудоемкость/аудиторная

нагрузка (акад. час)

 

Зачетные

единицы

 

Глобальные проблемы

человечества

5

144/54 – экз.

4

ЧС природного характера

и защита от них

5-6

252/108 – зачет, экз.

7

ЧС техногенного характера

и защита от них

7-8

252/108 – зачет, экз.

7

Итого

5-8

648/270 –  2 зачета, 3 экз.

18

Использование модульного построения содержания и процесса его изучения позволяет устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи, способствует интеграции учебного материала в законченный блок информации - модуль. Информация, включаемая в образовательный модуль, может иметь различную степень сложности и глубины при четко выраженной структуре, целостности, профессиональной направленности, что особенно важно для формирования профессиональных компетенций бакалавров.

Важным аспектом при построении учебного модуля является структурирование деятельности обучаемых с учетом этапов усвоения знаний: восприятия, понимания, осмысления, запоминания, применения, обобщения, систематизации [1].

Таким образом, в контексте освоения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» предметно-профильный модуль «Безопасность жизни в техносфере» рассматривается как основное средство построения учебно-воспитательного процесса в качестве законченного блока теоретического содержания вариативной части профессиональной подготовки.

Приведенные учебные дисциплины в материалах таблицы 1 выступают, как структурные единицы предметно-профильного модуля, преемственно связанные между собой и содержательно дополняющие друг друга.

В содержании представленного предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» акцент подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности делается на развитие профессиональных компетенций, отражающих специфику предметной области подготовки педагога – «Безопасность жизнедеятельность».

Следовательно, каждая учебная дисциплина из предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» органично сочетается с теоретическим и практическим содержанием основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности» и направлена на формирование и развитие следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК – 11);

- осознание социальной значимость своей будущей профессии, обладающей мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК – 1);

- готовность к обеспечению охраны здоровья обучающего в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК – 7) [4].

Таким образом, перечисленные теоретико-методические особенности в наибольшей степени определяют стратегию формирования предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» и отвечают особенностям предметно-профильной подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельностис использованием модульного подхода, обеспечивающего готовность выпускникам по основным видам профессиональной деятельности.

 

Литература:

1.                   Абрамова С.В. Теория и практика подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — 200  с.

2.                   Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности Соломин В.П., Станкевич П.В. В сборнике Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии. Сборник материалов XV Всероссийской научно-практичской конференции. 2011. С. 4-6

3.                   Станкевич П.В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 164 с.

4.                   Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 788 от 22 декабря 2009 г.)

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): Безопасность жизни, предметно-профильный модуль, основная образовательная программа, область безопасности жизнедеятельности, модульный подход, единица, высшее педагогическое образование, теоретическое содержание, вариативная часть, профессиональная деятельность.

Ключевые слова

профиль, модульный подход, основная образовательная программа, высшее педагогическое образование, бакалавр образования в области безопасности жиз-недеятельности, предметно-профильный образовательный модуль

Похожие статьи

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...» Вариативная часть профессионального блока основной образовательной программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности» разработанной в РГПУ им. А.И...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

Особенности построения основной образовательной...

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, образование в области безопасности жизнедеятельности, высшее педагогическое образование, бакалавр.

Основные приоритеты развития высшего педагогического...

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, открытое образование, приоритеты развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки...

- основные учебные программы, составляющие область предметно-профессиональных знаний (Б1 – базовая часть (3 зачетные единицы), Б1 – вариативная часть (82 зачетные единицы)) – основной модуль (85 зачетных единиц)

Генезис развития уровневого педагогического образования...

В данных условиях высшее педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности должно стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа на подготовку специалистов...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса...

область безопасности жизнедеятельности, профессиональная деятельность, магистр образования, высшее образование, образовательный процесс, педагогическое образование, будущий педагог, дополнительное...

Современный подход к совершенствованию системы...

самостоятельная работа, высшее профессиональное образование, педагогический вуз, область безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности... К вопросу о развитии целевых установок педагогического...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров...

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность...» Вариативная часть профессионального блока основной образовательной программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности» разработанной в РГПУ им. А.И...

Модульность в образовании: методики, сущность, технологии

высшее образование, образовательная программа, учебный процесс, модуль, дисциплина, ECTS, модульная образовательная программа, учебный план, кредитная технология обучения, Болонская Декларация.

Особенности построения основной образовательной...

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, образование в области безопасности жизнедеятельности, высшее педагогическое образование, бакалавр.

Основные приоритеты развития высшего педагогического...

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, открытое образование, приоритеты развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки...

- основные учебные программы, составляющие область предметно-профессиональных знаний (Б1 – базовая часть (3 зачетные единицы), Б1 – вариативная часть (82 зачетные единицы)) – основной модуль (85 зачетных единиц)

Генезис развития уровневого педагогического образования...

В данных условиях высшее педагогическое образование в области безопасности жизнедеятельности должно стать ядром комплексной системы выполнения государственного заказа на подготовку специалистов...

Особенности подготовки бакалавров в процессе изучения курса...

область безопасности жизнедеятельности, профессиональная деятельность, магистр образования, высшее образование, образовательный процесс, педагогическое образование, будущий педагог, дополнительное...

Современный подход к совершенствованию системы...

самостоятельная работа, высшее профессиональное образование, педагогический вуз, область безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности... К вопросу о развитии целевых установок педагогического...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос