Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Бырылова Е. А., Попова Р. И., Авдеева Н. В. Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 380-383. — URL https://moluch.ru/archive/55/7581/ (дата обращения: 15.12.2018).

Общемировые тенденции социально-экономического развития обусловливают выбор новой педагогической парадигмы на всех ступенях непрерывного образования, в рамках которой главной характеристикой личности (учащегося, специалиста) становится компетентность как ведущий и определяющий результат образования.

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (третьего поколения) по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), профессиональная деятельность бакалавров включает следующие компоненты: образование, социальная сфера, культура, что и определяет гуманистическую направленность профессионального образования. Объектами профессиональной деятельности бакалавров выступают: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы. Видами профессиональной деятельности бакалавров, согласно данному документу являются педагогическая и культурно-просветительская.

Задачами профессиональной деятельности бакалавров в культурно-просветительской деятельности являются: изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; популяризация художественных знаний в широких слоях общества.

В связи с этим, общекультурные компетенции, обозначенные в контексте общих требований ФГОС ВПО, предъявляемых к образованности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») играют ключевую роль в формировании их профессиональной компетентности, которые определяются следующими способностями:

-          понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

-          осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

-          овладение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

-          понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

-          готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям [2].

Данный образовательный стандарт определяет требования к общекультурным компетенциям как планируемому результату профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Следовательно, с целью достижения планируемых результатов подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности необходимо определить методические условия данного процесса.

Методические условия (по А. П. Беляевой) рассматриваются как совокупность содержания, знаний, умений, ценностей, факторов, способов и средств, позволяющих реализовать учебно-воспитательные цели учебного предмета [1]. На основании сказанного методические условия формирования и развития общекультурных компетенций бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности представим как совокупность факторов, способов и средств, позволяющих обеспечить успешное формирование и развитие их, путем организации культуроориентированной деятельности по защите и сохранению культурного наследия в процессе профессиональной подготовки.

На основе анализа содержания учебного материала, взаимосвязи между формируемыми компонентами общекультурной компетентности нами были определены методические условия, обеспечивающие оптимальное достижение результата в процессе формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования (таблица 1).

Таблица 1

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров безопасности жизнедеятельности в области образования

Название

Содержание

Содержательные методические

условия

проектирование и выделение содержательных блоков в учебном материале;

выделение общекультурных компетенций;

выделение групп знаний, являющихся основой общекультурных компетенций;

проектирование взаимосвязи и преемственности формируемых общекультурных компетенций;

планирование процесса обучения с учетом этапов формирования и развития общекультурных компетенций;

проектирование преемственности формируемых общекультурных компетенций;

применение содержательных блоков учебного материала.

Процессуальные методические условия

прогнозирование введения в процесс обучения поэтапного формирования общекультурных компетенций;

обеспечение возможности перехода обучаемых на более высокие уровни сформированности общекультурных компетенций;

последовательное введение этапов формирования и развития общекультурных компетенций в учебный процесс;

применение методов обучения, активизирующих деятельность студентов;

применение различных организационных форм в процессе обучения;

использование различных видов культурноориентированной деятельности;

учет взаимосвязи различных видов культуроориентированной деятельности.

Материально-технические методические условия

применение средств обучения с учетом содержания учебного материала и этапности формирования общекультурных компетенций

Содержательные методические условия обеспечивают целенаправленное планирование содержания процесса формирования и развития общекультурных компетенций и применение содержательных блоков при изучении дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» в процессе подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

При реализации содержательных условий необходимо учитывать:

-          уровень подготовленности обучаемых к усвоению предложенной учебной информации;

-          рациональность отбора приемов передачи учебной информации обучаемым;

-          содержание учебного материала, позволяющего студентам самостоятельно приобретать новые знания;

-          выделение групп знаний в содержании содержательных линиях культурологической направленности;

-          содержание различных видов практических занятий, позволяющих студентам самостоятельно приобретать новые знания.

Так же в процессе реализации содержательных условий нами в результате проведенного анализа и обобщения исследований известных ученых (И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, П. В. Станкевич и др.) нами выделены группы знаний, являющиеся основой общекультурных компетенций: об основах защиты культурного наследия; о поражающих факторах чрезвычайных ситуации, воздействующих на культурные ценности; о системных проблемах защиты и сохранения культурного наследия.

При отборе групп знаний мы учитывали, что они должны удовлетворять следующим требованиям:

-          должны состоять из фактов и понятий, разъясняющих основные положения необходимости сохранения и защиты культурного наследия;

-          способствовать развитию способностей студентов при включении их в различные виды культуроориентированной деятельности в процессе изучения курса «Защита и сохранение культурного наследия».

Выделенные группы знаний определяют комплексный характер их формирования и развития, а так же место и последовательность их включения в содержание курса «Защита и сохранение культурного наследия».

Процессуальные методические условия способствуют взаимодействию деятельности преподавателя и студентов на различных этапах методики формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.   

Организация деятельности студентов на различных этапах изучения дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» позволит оценить знания, умения, мотивы и ценности, проконтролировать и внести корректировки в деятельность обучаемых. Процессуальные условия также связаны с отбором и использованием рациональных способов формирования и развития общекультурных компетенций у студентов. При реализации данного методического условия необходимо учитывать: цели и содержания образования бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности; содержание курса «Защита и сохранение культурного наследия»; отбор и применение организационных видов, методов и методических приемов обучения на различных этапах обучения бакалавров; необходимость организации культуроориентированной деятельности студентов при овладении общекультурными компетенциями.

При реализации процессуальных условий необходимо учесть требования, предъявляемые к способам формирования общекультурных компетенций, их отбор определяется этапностью формирования компетенций. Которые выражаются в: учете содержания учебного материала; использовании совокупности умений, входящих в состав компетенций; построении структуры алгоритмов деятельности преподавателя и студентов.

В рамках нашего исследования мы разработали поэтапный алгоритм деятельности преподавателя при методике формирования и развития общекультурных компетенций:

-          постановка целей и задач по формированию и развитию общекультурных компетенций; отбор содержания в соответствии с уровнем подготовки и интересов обучаемых;

-          выбор оптимального вида практических занятий, адекватных содержанию культуроориентированной деятельности;

-          выбор методов обучения, адекватных содержанию деятельности; выбор средств обучения эффективных проведению занятий;

-          подготовка к проведению занятия;

-          анализ результатов деятельности студентов.

Данный алгоритм свидетельствует о системности и последовательности организации методики формирования и развития общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Рассмотрим фрагмент содержания практического занятия студентов на тему «Аспекты взаимодействия экологии и культурного наследия» при изучении дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия», актуальность которого обусловлена тем, что, выступая перед аудиторией, не только показывают навыки ораторского искусства, но и умение представлять результаты своего мини-исследования в виде сообщения. К проведению практического занятия студентам необходимо было подготовить сообщения о влиянии природных явлений на объекты культурного наследия различных уровней. Преподаватель в данном случае выполняет консультационную функцию в подготовке и проведении занятия, помогая в поиске информации, координируя весь процесс. Структура занятия предусматривает деление студентов на группы, работающих в различных направлениях: историки, культурологи, экологи и специалисты в области безопасности жизнедеятельности, где в ходе занятия студенты выступают в роли экспертов, каждый в своем направлении, раскрывая проблему защиты и сохранения культурных ценностей от влияния на них антропогенных факторов. После докладов групп идет обсуждение заслушанных сообщений и подведение итогов (рефлексия).

Включение в структуру практического занятия подобных заданий позволяет:

-          дать представление об аспектах взаимодействия экологии и объектов культурного наследия;

-          показать интегративные связи дисциплин подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности;

-          развивать организаторские умения и анализировать деятельность студентов.

Эффективность процесса подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности возможна при учете взаимосвязи содержательных, процессуальных и материально-технических методических условий.

Материально-технические методические условия характеризуются использованием информационных, учебно-методических и технических средств обучения при формировании и развитии общекультурных компетенций бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Указанные группы средств обучения должны соответствовать следующим требованиям: обеспечивать активную учебно-познавательную деятельность студентов; применяться с учетом содержания и этапности формирования и развития общекультурных компетенций; способствовать развитию уровней сформированности общекультурных компетенций. Эффективность формирования и развития компетенций зависит в процессе изучения дисциплины «Защита и сохранение культурного наследия» зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практико-ориентированной направленностью. С учетом сказанного нами определены необходимые средства обучения, соответствующие содержанию курса «Защита и сохранение культурного наследия». Приведем пример Интернет-ресурсов, рекомендуемых студентам для самостоятельного ознакомления и подготовке к практическому занятию по теме «Безопасность и сохранение культурного наследия в свете деятельности ЮНЕСКО»:

-          сайт Российского информационного агентства, включающий список объектов культурного наследия, режим доступа http://ria.ru/culture/;

-          официальный сайт ЮНЕСКО, отражающий структуру, основные направления деятельности по сохранению и защите культурного наследия, режим доступа http://www.unesco.org/new/ru;

-          официальный сайт проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО в мире», содержащий хронологию событий, мероприятий в области культурного и природного наследия, режим доступа http://www.unesco.org/new/.

Материально-технические условия обеспечивают эффективность формирования и развития общекультурных компетенций на различных этапах учебно-воспитательного процесса бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, выделенные нами методические условия (содержательные, процессуальные и материально-технические), способствуют развитию интереса к культурному наследию своего региона, пониманию необходимости защиты и сохранения культурных ценностей своей страны, что выражается в эффективном освоении общекультурных компетенций и применении их в практической деятельности.

Литература:

1.                 Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб., Инт-т профтехобразования РАО, 1997. — 226 с.

2.                 ФГОС ВПО Педагогическое образование 2010 г. [электронный ресурс]. Режим доступа — www. edu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, компетенция, учебный материал, развитие, сохранение, профессиональная деятельность бакалавров, защита, практическое занятие.


Похожие статьи

Формирование компетенций по безопасности...

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Методические аспекты формирования общекультурных...

культурное наследие, компетенция, государственный образовательный стандарт, бакалавр безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, основная образовательная программа, овладение студентами...

Формирование общекультурных компетенций в подготовке...

При проектировании методики формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования мы учитывали следующие условия

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Продемонстрированы формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «050100 Педагогическое образование...

Экскурсия как средство формирования компетентности...

Ключевые слова: подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, способы формирования компетентности здоровьесбережения, экскурсии. В современном педагогическом вузе возрастает значимость здоровьесберегающего образования.

Методическая подготовка бакалавров и магистров...

Для бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») разработаны и реализуются модули «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности» и...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Отзывы и защиты наших авторов.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование компетенций по безопасности...

Ключевые слова: компетенция, безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, педагогическое образование, бакалавр.

Методические аспекты формирования общекультурных...

культурное наследие, компетенция, государственный образовательный стандарт, бакалавр безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, основная образовательная программа, овладение студентами...

Формирование общекультурных компетенций в подготовке...

При проектировании методики формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавра безопасности жизнедеятельности в области образования мы учитывали следующие условия

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

Продемонстрированы формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «050100 Педагогическое образование...

Экскурсия как средство формирования компетентности...

Ключевые слова: подготовка бакалавров в области безопасности жизнедеятельности, способы формирования компетентности здоровьесбережения, экскурсии. В современном педагогическом вузе возрастает значимость здоровьесберегающего образования.

Методическая подготовка бакалавров и магистров...

Для бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») разработаны и реализуются модули «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности» и...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Отзывы и защиты наших авторов.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Задать вопрос