Библиографическое описание:

Байгузева А. П. Стратегия формирования коммуникативной компетентности в системе подготовки бакалавров образования в области БЖ // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3.1. — С. 32-33.



 

Современная парадигма уровневой подготовки педагога строится на компетентностном подходе, интегрированном на основе совокупности компетенций: общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Соответственно, готовность будущего педагога и, в частности, учителя ОБЖ определяется профессиональной компетентностью, сопряженными с ней компетенциями, которые выражаются в роли маркеров профессиональных навыков и его личных качеств [1].

Таким образом, становление будущего педагога как профессионала на основе коммуникативной компетентности, в контексте подготовки бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности», осуществляется в два этапа:

первый этап проходит в период теоретической подготовки на первых курсах обучения при изучении учебных дисциплин и модулей общенаучной и общепрофессиональной составляющих основной профессионально-образовательной программы (ОПОП), когда осуществляется формирование базовой компетентности будущего педагога, а именно:

- комплекса универсальных знаний, характеризующихся широкой трактовкой, в том числе и общепрофессиональных компетенций, присущих группе профессий; ключевых компетенций, представляющих собой обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности;

- универсальных качеств, таких как способности и свойства личности, определяющие продуктивность учебно-познавательной, профессиональной и мотивационной деятельности будущего педагога;

второй этап - на старших курсах бакалавриата, за счет учебных дисциплин и модулей методической и предметно-профессиональной направленности, осуществляя формирование готовности у будущего педагога к профессиональной деятельности по основным видам: культурно-просветительной и педагогической.

Как отмечают педагоги-исследователи С.В. Абрамова, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, переход на уровневую систему педагогического образования на основе компетентностного подхода способствовал коренным изменениям в подготовке будущих педагогов, то есть «…совершенствование структуры (асинхронное или нелинейная организация образовательного процесса), содержания (блочно-модульная структура учебного материала) и форм (превалирование интерактивных форм обучения)» [3, С 3].

Рассмотрим структурно-содержательные особенности формирования коммуникативной компетентности в соответствии с учебным планом асинхронной подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» реализуемые в РГПУ им. А.И. Герцена.

Необходимо отметить, что при формировании коммуникативной компетентности будущего педагога на начальном этапе образования важную роль играют следующие общекультурные компетенции ФГОС ВО:

(ОК-1) - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели, и выбору путей ее достижения;

(ОК-3) - умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

(ОК-4) - владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного [2].

Данные компетенции в системе подготовки педагога являются в основном базовыми и формируются при изучении следующих общенаучных дисциплин:

- первый курс (базовая часть) – истории (ОК-1), философии (ОК-1), иностранного языка (ОК-4), культуры речи (ОК-4), экономики образования (ОК-1), информационных технологий (ОК-3), основах математической обработки информации (ОК-3), естественнонаучной картине мира (ОК-3);

- первый курс (вариативная часть) – основы природопользования (ОК-3), антропологические факторы риска (ОК-1);

- третий курс (вариативная часть) - глобальные проблемы человечества (ОК-4).

Также, в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, в дискурсе развития коммуникативной компетентности будущего педагога на ниве дисциплин методической и предметно-профессиональной направленности, большое значение имеют следующие общепрофессиональные компетенции ФГОС ВО:

(ОПК-2) - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся;

(ОПК-5) - владение основами профессиональной этики и речевой культуры [2].

В системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, перечисленные выше общепрофессиональные компетенции, формируются при изучении следующих дисциплин:

первый курс (базовая часть) – культура речи (ОПК-5), введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию (ОПК-2);

второй курс (базовая часть) – педагогическая социальная психология (ОПК-2), психология развития человека в образовании - (ОПК-2); психологические проблемы в педагогической деятельности и их разрешение - (ОПК-2), история педагогики – (ОПК-2), педагогика школы – (ОПК-2);

третий курс (базовая часть) – решение профессиональных задач – (ОПК-2);

первый курс (вариативная часть) – защита и сохранение культурного наследия (ОПК-5);

второй курс (вариативная часть) - возрастная анатомия, физиология и гигиена человека (ОПК-2);

третий курс (вариативная часть) - основы здорового образа жизни (ОПК- 2);

четвертый курс (вариативная часть) - социальная медицина (ОПК-2), психологические основы безопасности (ОПК-2).

Такая стратегия построения образовательного процесса по формированию коммуникативной компетентности позволяет подготовить бакалавров к проведению практики с установкой, на то, что учитель обязан уметь донести мысль до учеников, используя разнообразные способы, формы, приемы и средства в процессе обучения.

Таким образом, коммуникативная компетентность педагога выступает как основа для организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей обучаемых.

 

Литература:

 

  1. Бояров, Е.Н. Подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в безопасной информационной образовательной среде: теория и практика: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. – 207 с.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 776, 752 и от 14 декабря 2009г. №723. Электронный ресурс: http://минобрнауки.рф/documents/924
  3. Соломин, В.П., Абрамова, С.В., Станкевич, П.В. Основные приоритеты развития высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 2-4
Основные термины (генерируются автоматически): будущего педагога, коммуникативной компетентности, компетентности будущего педагога, вариативная часть, области безопасности, области безопасности жизнедеятельности, подготовки бакалавров образования, базовая часть, коммуникативной компетентности будущего, формирования коммуникативной компетентности, системе подготовки бакалавров, подготовки педагога, Педагогика высшей школы, области безопасности жизнедеятельности», готовность будущего педагога, становление будущего педагога, основе коммуникативной компетентности, деятельности будущего педагога, формировании коммуникативной компетентности, уровневой подготовки педагога.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов