Автор: Наумова Светлана Ивановна

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Наумова С. И. Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО // Педагогика высшей школы. — 2017. — №4. — С. 31-35. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/72/2774/ (дата обращения: 20.02.2018).



В настоящее время Российская система дополнительного профессионального образования находится в ситуации поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции формирования инновационного сознания и модели деятельности современного специалиста, в том числе и педагогического работника. Очевидно, что предметная и монопрофессиональная организация образования уже неадекватна потребностям рынка труда и современному специалисту нужны приемы и способы работы в условиях полипредметной и полипрофессиональной модели.

Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы. Необходимо внедрять инновационные подходы, которые позволят повысить эффективность непрерывного образования педагогических работников системы образования СПО и укрепить кадровый потенциал преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО [1].

Для эффективной организации профессиональной деятельности современного педагога необходимо устранение дефицита знаний, умений и навыков, вызванных стремительным устареванием информации, что обуславливает необходимость существенного обновления содержания процесса повышения квалификации, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важную роль в этом процессе могут сыграть электронные ресурсы и дистанционное образование, которое со временем будет приобретать все больший удельный вес в системе повышения квалификации. В этом плане в процессе повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, важная роль должна отводиться самообразованию как методу культурного и профессионального самосовершенствования личности.

Задача организации непрерывного, гибкого и одновременно высококачественного повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, может быть эффективно решена посредством использования в процессе обучения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые характеризуются целенаправленной и контролируемой интенсивной самостоятельной работой обучающегося по индивидуальной образовательной траектории независимо от места и времени [2]. Это особенно значимо в условиях решения задачи профессиональной подготовки и повышения квалификации «без отрыва от производства».

Целью статьи является создание многоуровневой модели повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды.

Повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, следует рассматривать как процесс непрерывного обучения и обогащения творческого потенциала в течение всей профессиональной деятельности, который обеспечивается созданием условий для формирования и корректировки индивидуальной образовательной траектории в соответствии с профессиональными и личностными потребностями, уровнем начальной подготовки и современными требованиями.

Методологической основой построения многоуровневой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды являются:

– непрерывность образования;

– открытость образовательных систем;

– личностно ориентированная парадигма образования;

– компетентностный подход к разработке профессионального портрета специалиста;

– деятельностный и практико-ориентированный подход в организации процесса обучения и др.

Принципами модели являются:

Принцип современности предполагает установление порядка на основе «абсолютной самостоятельности» индивида, понимание того, что любое образовательное событие зависит от каждого в отдельности и от участников общности, где преодоление незнания осуществляется не за счет адаптации к новым условиям старых профессиональных ценностей, а производством новых. Такое понимание современности задает определенные требования к развитию человеческих способностей: умения «самостоять» и быть личностью, быть способным к выстраиванию собственной образовательной траектории и нести ответственность за сделанный выбор.

Принцип профессионального развития. Под профессиональным развитием понимается способность профессионала (человека, владеющего определенной технологией деятельности) изменять собственною деятельность (ломать прежнюю и строить новую) за счет смены средств деятельности, и/или ее перефункционализации. Профессионально развивается тот, кто имеет способы изменения собственного мышления и деятельности, что, в конечном счете, расширяет жизненные шансы человека.

Принцип непрерывности образования предполагает, в первую очередь, овладение обучающимися способами самообразования (способы проблематизации и актуализации, способы составления индивидуального образовательного маршрута, умение войти в образовательную сеть и т. д.).

Принцип сетевого характера повышения квалификации проявляется не только при возможности реализации образовательных потребностей на рабочем месте и без отрыва, но и образовательных возможностей слушателей (передаваться, в первую очередь, должны не академические знания, а способы деятельности, управленческие практики), а также в гармонизации трех процессов: образования, профессиональной рефлексии и профессиональной практики.

Принцип событийности основывается на понимании эффекта воздействия события на личность. В событии развивается способность личности к самоопределению, происходит целе- и ценностно-ориентированная встреча профессионалов.

Предлагаемая многоуровневая модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды включает систему организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном уровнях, а также предусматривает учет образовательных потребностей педагогов на основе входной диагностики (рисунок 1).

Основное целевое предназначение модели: формирование специалиста определенного профиля, адаптированного к потребностям образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, мотивированного строить свою профессиональную карьеру по избранной специальности и обладающего уровнем профессиональных компетенций, позволяющим решать актуальные и перспективные задачи современной СПО Российской Федерации.

Рис. 1. Многоуровневая модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды

Основные элементы многоуровневой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды:

Субъекты — участники взаимодействия:

  1. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.
  2. Организации дополнительного профессионального образования (организации дополнительного профессионального образования; иные организации образования, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования).
  3. Профессиональные сообщества преподавателей русского языка и литературы (в том числе, сетевые).
  4. Подготовленные тьюторы-преподаватели по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации.
  5. Преподаватели русского языка и литературы ОО, реализующие образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды.
  6. Потребители образовательных услуг (обучающиеся, их родители (законные представители)).

Функциями органов государственной власти, как института выработки стратегий, целей и политики, планирования, являются:

– определение стратегии развития системы образования Российской Федерации;

– организация и проведение мониторинговых мероприятий, анализ и обобщение его результатов;

– инициация разработки материалов для повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; материалов для профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; программы повышения квалификации тьюторов-преподавателей по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий;

– использование результатов реализации Модели при оценке качества профессионального образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам (входит в функции Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, органы управления образованием (Рособрнадзора)).

Функциями организаций дополнительного профессионального образования являются:

– реализация программ повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды;

– реализация программ профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды;

– реализация программы повышения квалификации тьюторов-преподавателей по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий [3].

Функциями тьюторов-преподавателей по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации, являются:

– обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов в области непрерывного образования в субъектах Российской Федерации в соответствии с многоуровневой моделью повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций на основе современной единой информационно-образовательной среды;

– консультация педагогических и управленческих работников СПО по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий;

– помощь в решении проблем приобретения компетенций, необходимых в связи с реализацией дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий;

– координация и направление деятельности организаций, предоставляющих образовательные модули для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО, по программам повышения квалификации (дополнительного образования) в части создания образовательных программ (является навигатором образовательной программы);

– формирование совместно с преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО, персонифицированных (индивидуальных) программ обучения.

Функциями профессиональных сообществ преподавателей русского языка и литературы являются:

– представление интересов образовательного пространства преподавателей русского языка и литературы, задействованных в СПО, вместе с заинтересованными лицами (родителями, представителями общественности);

– осуществление общественной экспертизы профессионализма преподавателей русского языка и литературы, задействованных в СПО (система рейтингования, оценки разработок и опыта и др.);

– поддержка новых образовательных инициатив на всероссийском уровне;

– предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам и сервисам (в рамках единой информационно-образовательной среды), методическая поддержка участников взаимодействия.

Функциями профессиональных образовательных организаций являются:

– осуществление эффективной кадровой политики (в том числе, стимулирование преподавателей образовательной организации к непрерывному профессиональному росту, направление работников (преподавателей русского языка и литературы) для освоения содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования);

– содействие мониторинговым мероприятиям в рамках реализации механизма эффективного повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды.

Представленная многоуровневая модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий, представляет собой многоуровневую систему, состоящую из пяти организационно-содержательных компонентов: академический, очно-дистанционный, накопительный, сетевой, тьюторский.

Функциональное предназначение модели включает: анализ социального заказа переподготовки педагогических кадров (преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды) на основе комплексного профессионально-педагогического мониторинга факторов внешней среды; формирование многоуровневых образовательных программ переподготовки (повышения квалификации) преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; разработку нормативно-правового, организационно-педагогического, научно-методического, кадрового обеспечения реализации многоуровневой модели повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; реализацию образовательных программ переподготовки (повышения квалификации); оценку эффективности реализации образовательных программ переподготовки (повышения квалификации) на основе комплексного профессионально-общественного мониторинга [4].

Разработанная многоуровневая модель повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, разработана с учетом:

– государственных стратегических ориентиров и приоритетов в области развития кадрового потенциала преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО;

– современных подходов к повышению квалификации и профессиональной переподготовке преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО;

– использования практики образовательных организаций разного уровня, научных центров в области русского языка, а также музеев, библиотек и иных учреждений культуры.

ВЫВОДЫ.

Предложенная многоуровневая модель повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, обеспечивает решение следующих задач:

– изучение спроса на профессиональную переподготовку и повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, с целью приобретения ими новых компетенций, прогнозирование потребностей данной целевой аудитории в повышении квалификации;

– постоянное обновление содержания образовательных программ повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, обеспечение многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и учебных программ, их оперативный отклик на потребности рынка образовательных услуг;

– обеспечение потребностей СПО по обучению преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды иностранным языкам, инновационным образовательным, компьютерным технологиям;

– разработка и реализация программ опережающего обучения преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, находящихся под риском сокращения (увольнения) или занятых неполное рабочее время;

– развитие практики опережающего обучения выпускников образовательных организаций ― будущих преподавателей русского языка и литературы, имеющих риск быть нетрудоустроенными по окончании их учебы;

– широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы обучающихся;

– поддержка общедоступных образовательных электронных ресурсов и диверсификация форм получения дополнительного образования.

Литература:

  1. Рытов А. И. Концептуальные подходы к повышению квалификации педагогических работников в условиях инновационных преобразований / А. И. Рытов // новые технологии. ― 2011. ― № 1.
  2. Ройтблат О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О. В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. ― 2009. № 7 (19). ― С. 211‑213.
  3. Муштавинская И. В. Современные подходы к повышению квалификации: рефлексивные технологии / И. В. Муштавинская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. ― 2011. ― № 4 (1). ― С. 25‑30.
  4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин‑т РУК. ― Саранск, 2011. ― 68 с.
Основные термины (генерируются автоматически): преподавателей русского языка, образовательные программы СПО, литературы ОО, единой информационно-образовательной среды, современной единой информационно-образовательной, основе современной единой, повышения квалификации, переподготовки преподавателей русского, профессиональной переподготовки преподавателей, квалификации преподавателей русского, повышения квалификации преподавателей, дополнительного профессионального образования, модель повышения квалификации, Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, модели повышения квалификации, дистанционных образовательных технологий, образовательных организаций, дополнительных профессиональных программ, многоуровневой модели повышения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос